Люди Второй алии

До первой мировой войны прошли две волны массовой репатриации: Первая алия (1882-1903 годы) и Вторая алия (1904 -1914 годы).

Вторая алия (1904-1914 годы) происходила после смерти Т. Герцля. Это была алия халуцианского движения — движения пионеров коллективного труда на родине предков, алия молодежи, подготовленной физически и морально к жизни и работе в Эрец Исраэль. Она находилась под влиянием социалистических идей и мечтала основать в Палестине ишув социалистического труда. Многие репатрианты, приехавшие с Украины, сыграли важную роль в национально-освободительном движении еврейского народа, в укреплении и развитии государства Израиль. Они, в частности, составляли ядро организации «Ха-Шомер» («Страж»), которая занималась не только охраной мошавов от нападений арабов и бедуинов, но и идейно-воспитательной работой. О создании «Ха-Шомера» было решено 29 сентября 1907 года на квартире Ицхака Бен-Цви в Яффо. Возглавил организацию Исраэль Шохат. Наряду с ним основателями «Ха-Шомер» стали Ицхак Бен-Цви, Александр Зайд, Исраэль Гильади. Девизом «Ха-Шомер» было: «В огне и крови пала Иудея, кровью и огнем поднимем Иудею!» Центр «Ха-Шомер» был переведен в Нижнюю Галилею. Формально это был союз охранников, который обязался за определенную плату обеспечить целостность имущества и сохранность жизни евреев ишува. В уставе, принятом на учредительном собрании, указывалось, что главная цель — организовать еврейскую охрану в мошавах, основные задачи: обучение пользованию оружием, верховой езде, спортивным упражнениям; основание групп для борьбы за повышение заработной платы, улучшение условий труда; основание кассы для предоставления займов, ссуд охранникам для приобретения лошадей, оружия, инструментов и т.п. и кассы поручительства на суммы, необходимые для охраны мошавов.

Исраэль Шохат родился в 1886г. в местечке Лысково, Гродненской губернии (ныне Беларусь). Ещё в юности он присоединился к сионистскому движению, а в 1904г. репатриировался в Эрец Исраэль. В 1909г. Исраэль Шохат стал создателем и первым руководителем объединения профессиональных стражей «Ха-Шомер». Этот хорошо вооружённый отряд взял на себя охрану нескольких еврейских поселений, в числе которых были Хадера, Реховот и Ришон ле-Цион. «Ха-Шомер» стал заметным фактором в жизни еврейского ишува  и сыграл важную роль в создании новых поселений.                                                                                    Ицхак Бен-Цви (Шимшелевич) родился в 1884г. в Полтаве (Украина). В 1907г. он репатриировался в Эрец Исраэль. Он стал одним из основателей «Ха-Шомер». Когда началась Первая Мировая война, «Ха-Шомер» был вынужден уйти в подполье. Турецкие власти арестовали И. Бен-Цви, а затем выслали его из Палестины. Перед началом наступления британских войск на Палестину И. Бен-Цви принял участие в агитационной кампании по мобилизации в добровольческие еврейские батальоны в составе британской армии, и сам вступил туда среди первых волонтёров. В 1918г. И. Бен-Цви — солдат Еврейского легиона — возвратился в Эрец Исраэль, а в двадцатые годы он стал бойцом подпольной военной организации ишува — «Хагана» (Оборона).

Как только началась Первая Мировая война, в сионистском движении образовалась влиятельная фракция, члены которой утверждали, что благоприятные условия для возрождения еврейского государства в Эрец Исраэль смогут возникнуть лишь вследствие решительного военного поражения Османской Империи, входившей в Четверной Союз вместе с Германией, Австро-Венгрией и Болгарией. Отсюда следовал вывод, что Всемирная Сионистская Организация должна активно выступить в поддержку держав Антанты. Зеев Жаботинский в 1915 году содействовал созданию в Египте еврейского подразделения под командованием английского полковника Паттерсона — Отряда погонщиков мулов, а позднее — Еврейского Легиона в составе Британской армии.

Весьма важную роль в жизни еврейского ишува тех лет сыграл человек с достаточно бурной биографией — Пинхас Ротенберг. Пинхас Рутенберг родился в 1879г. в местечке Ромны, Полтавской губернии (Украина). Уже в молодости он примкнул к российскому революционному движению. П. Рутенберг стал одним из видных деятелей партии социалистов-революционеров (эсеров) и принял активное участие в бурных событиях революции 1905г. После поражения этой революции он эмигрировал из России. Впоследствии в мировоззрении П. Рутенберга произошли коренные перемены. Он обратился к иудаизму, еврейским национальным проблемам и сионизму. Пинхас Рутенберг познакомился с Зеэвом Жаботинским и стал его соратником. После Февральской Революции П. Рутенберг прибыл в Россию и стал участником сотрясавших эту страну политических баталий. Но вскоре он увидел, что даже революционная среда заражена антисемитизмом, и навсегда покинул Россию. П. Рутенберг (в отличие от всяких троцких, свердловых, каменевых, зиновьевых и им подобных) осознал, что еврей должен бороться за интересы своего народа, а не за революционное переустройство чужой страны. В 1919г. П. Рутенберг репатриировался в Эрец Исраэль. Вместе с Зеэвом Жаботинским он организовал еврейскую самооборону в Иерусалиме во время вспышки арабского террора в 1920г.

В 1920 году на базе «Ха-Шомер» была основана широкая военизированная организация «Хагана» — прообраз ЦАХАЛа (Армии Обороны Израиля). А в 1921году П.  Рутенберг стал руководителем «Хаганы» в Тель-Авиве. Пинхас Рутенберг внёс также весомый вклад в экономическое развитие Эрец Исраэль.

И наконец‚ следует упомянуть Авраама Шапира‚ которого родители привезли в юном возрасте из украинского местечка. Двадцатилетний Авраам — ловкий наездник‚ отважный боец‚ знаток арабского языка — возглавил охрану Петах-Тиквы: в его команду входила молодежь поселения и нанятые окрестные бедуины. Ещё в конце ХIХ в. в Эрец-Исраэль возникли первые еврейские сельскохозяйственные поселения. Их основали люди из Первой алии (1882-1903). Создавать эти поселения и пользоваться плодами своих трудов было непросто: новоселам приходилось вступать в конфликты с соседями-арабами из-за границ земельных участков, из-за права на воду, на урожай и даже на собственное имущество. Они защищались группами и в одиночку. Типичным представителем этого поколения был  Авраам Шапира, прибывший на землю предков с Украины, из под Полтавы. Он родился в 1870 году в Новой Михайловке, Полтавской губернии и еще в 1881году его семья репатриировалась в Эрец Исраэль. Семья жила в Иерусалиме, затем переехала в Петах-Тикву (тогда — сельскохозяйственное поселение). Жизнь там не была спокойной. Когда у жителей возникали споры с окрестными арабами за право пользования колодцем; по звуку трубы мужчины и женщины Петах-Тиквы выходили с ружьями‚ дубинами и вилами на защиту колодца. К Аврааму обращались за помощью жители других поселений‚ ибо он обладал непревзойденным искусством обнаруживать по следам украденный скот; не однажды его команда вступала в бой с группами вооруженных грабителей и всегда побеждала.  На своей земле евреи получили возможность давать надлежащий отпор своим врагам. И одним из первых организаторов обороны еврейских поселений был Авраам Шапира.

В 1890 году возник очередной конфликт с соседней арабской деревней за пользование колодцем и А. Шапира возглавил созданный в Петах-Тикве первый в ишуве отряд самообороны. Этот удалец, унаследовавший от еврейских крестьян Украины тяжелую мужественную стать, умел не только воевать, но и находить общий язык с арабами, наводить мосты для примирения. Храбрость и мужество А. Шапиры вызывали уважение соседей-арабов. В 1890 г. возглавил отряд охраны Петах-Тиквы (первый в стране), в который входили молодые поселенцы, а также (некоторое время) нанятые бедуины. Деятельность А. Шапиры как талантливого руководителя охраны описана в книге воспоминаний бывшего старосты поселения И. Рааба «hа-телем hа-ришон» (Первая борозда, 1956). В годы Первой Мировой войны, после того как турецкие власти раскрыли деятельность подпольной про британской организации Нили и предприняли некоторые репрессивные меры против ишува, А. Шапира был арестован и предстал перед военным трибуналом в Дамаске, однако суд его оправдал.  В мае 1921 года А. Шапира принял активное участие в отражении арабского нападения на Петах-Тикву (четыре жителя поселения были убиты). Он выступил инициатором принятия решения о примирении поселенцев Петах-Тиквы и окрестных арабов (была проведена специальная церемония).

1 мая 1921 года начались арабские нападения на еврейских жителей в Яффо. Когда в Петах Тикве узнали о событиях в Яффо, было решено организовать оборону поселения под руководством Авраама Шапиро. Были намечены 3 рубежа обороны:                                                                                                                            — Внешний. Конный отряд должен был встретить арабов в полях                                — По периметру поселения. Защитникам был дан приказ «Ни шагу назад».                — Внутренний. Женщины, старики и дети находились под охраной в центре города. 3 мая прибыли посланцы из двух маленьких поселений к северу от Петах Тиквы — Кфар Сабы и Эйн Хай (позже Кфар Малаль). Они сообщили, что на собраниях в Калькилии, Тире и других арабских деревнях было решено идти на помощь погромщикам в Яффо и по пути уничтожить еврейские поселения. Посланцы требовали послать им помощь, но было принято решение не распылять силы. Жители Кфар Сабы и Эйн Хай перебрались в Петах Тикву, оставив свое имущество на разграбление. Увы, так и произошло.

Были споры по поводу тактики внешней линии. Противники плана утверждали, что всадники станут удобной мишенью для пуль. К сожалению, так и случилось. После того как дозорные передали сообщение о приближающихся 400 арабов из хамулы Абу Кишк с севера, передовой отряд под командованием Авраама Шапиро выехал им навстречу, но очень быстро всадникам пришлось беспорядочно отступать под градом пуль. Во время отступления погиб Авшалом Гисин. Арабы воспряли духом, и была опасность, что их большой отряд зайдет с тыла. Судьба Петах Тиквы висела на волоске. В последний момент маленький отряд сумел пробраться через апельсиновые плантации к ж/д станции в Рош Аин и позвали на помошь отряд индийских солдат британской армии. Они успели прискакать в последний момент и обратили в бегство арабских погромщиков, убив 20 из них. В то же время британский самолет заметил другую группу арабов, направляющихся к Петах-Тикве с юга, со стороны Яхудии (Ехуд). Британский мотоциклетный отряд, прибывший из Яффо также задержал арабских погромщиков. В честь 4-х погибших и 12 раненых защитников Петах- Тиквы были установлены две стелы: возле муниципалитета и в саду Сыновей.

А. Шапира неоднократно выступал посредником в тяжбах между жителями различных еврейских поселений и охранниками, работавшими по найму. Он был избран почетным Президентом Ассоциации еврейских охранников. Шапира пользовался симпатией и уважением в самых широких кругах ишува. Жизни А. Шапиры посвящена монография И. Эдельштейна «Аврахам Шапира» (иврит, 1939, тт. 1-2). Арабы уважали Авраама за храбрость и называли «шейх Ибрагим Миха»; у него были дружественные связи с арабскими шейхами‚ даже в Заиорданье; они обращались к нему за помощью‚ когда следовало разрешить споры между кланами‚ а он примирял враждующие стороны‚ зная в совершенстве арабские обычаи‚ нормы вежливости‚ почета и уважения. Житель Петах-Тиквы сообщал: «Когда я возвращался с работы мимо дома Авраама‚ часто видел в его дворе арабских шейхов‚ которые сидели на земле‚ поджав под себя ноги‚ а Шапира располагался посреди гостей с четками в руках‚ разбирая их сложные взаимоотношения». А. Шапира заслуженно пользовался симпатией и уважением в широких кругах репатриантов. Вот как охарактеризовал его первый президент Израиля Хаим Вейцман: «Он был простым человеком, и казался такой неотъемлемой частью пейзажа, что трудно было поверить, что он родился в России. Это был человек, который своей жизнью соединил, как мост, пропасть тысячелетий и, оказавшись в Палестине, раз и навсегда сбросил с себя всё галутное, как старое пальто». Авраам Шапира прожил долгую жизнь и умер в 1965 году‚ когда ему исполнилось девяносто пять лет. Ему довелось увидеть образование государства Израиль‚ ее армию‚ авиацию и флот — всех тех‚ кто пришел на смену прежним защитникам поселений. Он был почетным президентом Ассоциации еврейских охранников, а его первый в стране отряд самообороны явился зародышем будущей Хаганы, которая превратилась потом в израильскую армию. Впрочем, до Хаганы было еще очень далеко. Пока приходилось охранять горстку измученных малярией, полуголодных поселенцев, пытавшихся выжать из этой трудной земли хоть что-нибудь себе на пропитание…

БЕН-ЦВИ (Шимшилевич) Ицхак политический деятель, второй Президент Государства Израиль (1952-1963гг), депутат Кнессета 1-го и 2-го созывов, лидер движения Авода и исследователь в области еврейской истории.

Ицхак Бен-Цви родился в Полтаве на Украине (1884, Полтава — 1963, Тель-Авив). Его отец Цви Шимшелевич был членом организации «Бней Моше», основанной Эхад ха-Ам (Ошер Гинсберг). В детстве И. Бен-Цви учился в хедере, занятия в котором давали как религиозное, так и светское современное образование. В 1901-1905гг учился в русской гимназии. В 1904-ом году впервые посетил Эрец Исраэль, где провёл около двух месяцев. В 1905-ом году И. Бен-Цви поступил в Киевский университет, но был вынужден прекратить учебу из-за всеобщей забастовки, охватившей всю Россию. В период погромов 1905-го года Ицхак Бен-Цви принял участие в защите евреев в Полтаве. В 1906-ом году участвовал в конференции партии «Поалей Цион» и работал над составлением программы партии. В 1906-ом году в ходе обыска, проведенного полицией на квартире родителей И. Бен-Цви, был обнаружен подпольный склад оружия, принадлежавший организации еврейской самообороны, которую возглавлял И. Бен-Цви. Его отец был осужден и приговорен к пожизненному заключению в Сибири, где провел около 16 лет. По окончании срока ему было разрешено покинуть СССР и поселиться в Эрец Исраэль. Ицхак Бен-Цви сбежал в Вильно, где участвовал в подпольной деятельности центрального комитета партии «Поалей Цион». Из Вильно он направился в Германию, Австрию и Швейцарию, чтобы привлечь еврейских студентов к сионисткой деятельности. В Вене И. Бен-Цви организовал центр по поддержке связи с ячейками партии, действующими в других странах. В 1906-ом году И. Бен-Цви вернулся в Вильно, который после ареста Борохова стал центром деятельности партии.

В начале 1907-го года И. Бен-Цви приехал в Израиль. Будучи представителем  палестинского отделения партии «Поалей Сион», он участвовал в 8-ом Сионистском Конгрессе, прошедшем в Гааге. В том же году Бен-Цви и его товарищи основали тайное общество «Бар-Гиора», целью которого являлась организация охраны еврейских поселений еврейскими охранниками. В 1909-ом году участвовал в создании «ха-Шомер» вместе с Рахель Янаит (своей будущей женой). В 1909-ом году после  Второй турецкой революции И. Бен-Цви направился в Турцию. Он посетил Измир, Стамбул, Салоники, Бейрут и Дамаск. Во всех этих городах сумел наладить отношения с еврейскими общинами и их лидерами. В Салониках встретился с остатками общины саббатианцев, которая позднее станет темой его научного исследования. В 1910-ом году вместе с Рахель Янаит, Зеэвом Ашуром и другими основал первую ивритскую социалистическую газету «Ахдут». Первая Мировая война нарушила планы И. Бен-Цви, и он был вынужден прервать свое обучение в Стамбульском университете, чтобы вернуться в Эрец Исраэль. В 1915-ом году турецкие власти закрыли газету «Ахдут». И. Бен-Цви и Д. Бен-Гурион, подозреваемые турецкими властями в проведении сионистской деятельности, были изгнаны в Египет. После пребывания в Египте Д. Бен-Гурион и И. Бен-Цви направились в Нью-Йорк и основали там движение «ха-Халуц», цель которого заключалась в призыве и профессиональной подготовке первой еврейской армии Эрец Исраэль. Уже спустя несколько месяцев Д. Бен-Гурион, И. Бен-Цви и их товарищи принялись за мобилизацию добровольцев в еврейские батальоны, но, когда те прибыли в Эрец Исраэль, британская военная операция по его захвату была завершена. Во время погромов 1920, 1922 и 1929 годов И. Бен-Цви принимал участие в операциях Хаганы и представлял интересы еврейского поселения в переговорах с британскими мандатными властями.

На учредительном собрании партии «Ахдут ха-Авода» Бен-Цви был избран в центральный комитет этой партии. Летом 1920-го года принял участие во Всемирной Конференции сионистских трудящихся, прошедшей в Вене. Спорными оказались вопросы о присоединении сионистских трудящихся к Социалистическому Интернационалу, об отношении к социализму в СССР и об отношении к Всемирной Сионистской Организации. Возникшие разногласия привели к расколу движения. И. Бен-Цви вместе с Д. Бен-Гурионом, Каценельсоном и Табенкиным принадлежали к правому крылу расколовшегося движения и способствовали его реорганизации на твердой сионистской основе. В 1920-ом году Герберт Самуэль, первый верховный комиссар Эрец Исраэль, назначил Бен-Цви членом Совета по делам Палестины, но после ограничения репатриации в результате погромов 1929-го года Бен-Цви уходит в отставку в знак протеста против принятой политики  руководства мандата. В 1920-ом году был учрежден профсоюз трудящихся Эрец Исраэль и Бен-Цви был избран членом исполнительного комитета этой организации. Большую часть своей публичной деятельности Ицхак Бен-Цви посвящал Иерусалиму и еврейскому населению будущей столицы Израиля. В 1927-ом году он был впервые избран в городской совет Иерусалима, но после погромов 1929-го года ушел в отставку в знак протеста против позиции арабского руководства мэрии города. В сентябре 1934-го года И. Бен-Цви был заново избран в горсовет. В 1920-ом году И. Бен-Цви был избран в Национальный Комитет и спустя 11 лет стал его председателем. В 1945-ом году И. Бен-Цви был избран президентом этой организации. Будучи представителем еврейского поселения, Бен-Цви принял участие во всех сионистских конгрессах, прошедших в 20-ых годах прошлого столетия. В 1939-ом году участвовал в организованных британскими мандатными властями  переговорах, целью которых являлось налаживание связей и сближение между евреями и арабами в Эрец Исраэль.

После создания Государства Израиль Ицхак Бен-Цви стал членом Кнессета от партии МАПАЙ в Кнессете 1-го и 2-го созывов. В 1952-ом году после кончины первого Президента Израиля Хаима Вейцмана, Ицхак Бен-Цви был избран на пост главы государства. И. Бен-Цви переизбирался на пост Президента в 1957-ом и 1962-ом годах. В 1963-ом году Ицхак Бен-Цви скончался при исполнении своих обязанностей. Одной из видных заслуг Ицхака Бен-Цви являются его исторические исследования. И. Бен-Цви возглавлял институт по исследованию еврейских общин Ближнего Востока, основанный в 1948-ом году. В 1952-ом году институт был назван в его честь «Махон Бен-Цви». Большая часть его исследований посвящена еврейским общинам Азии и Африки, а также различным народностям — самаритянам, караимам и саббатианцам. Многие исследования посвящены географии, древним народам, населявшим Эрец Исраэль и его древностям.

В июле 1962 года финансовая комиссия Кнессета провела заседание, повестка дня которого могла бы современным израильтянам, да и жителям многих других стран, показаться невероятной: как повысить зарплату Президенту против его воли. К 1962-му зарплата второго Президента Израиля Ицхака Бен-Цви ни разу не увеличивалась с момента, как он стал главой государства десятью годами ранее. В результате Президент зарабатывал на 40 процентов меньше, чем его водитель. И. Бен-Цви возражал против повышения ему зарплаты, но  комиссия тем не менее выступала за увеличение денежного довольствия главы государства. К 50-летию со дня смерти Бен-Цви Государственный архив Израиля опубликовал документы, связанные с этим казусом. «Данный случай весьма характерен, в том смысле, что прекрасно характеризует личность этого удивительного человека, подававшего всем гражданам пример личной скромности», — отмечается на сайте архива. В декабре 1962 года в послании главе финансовой комиссии Исраэлю Гури Президент так объясняет свой отказ от повышения жалованья: «С момента вступления в должность Президента я наблюдаю за явлением стремительного повышения стандартов потребления среди наших граждан. Эту тенденцию я считаю опасной и угрожающей экономической независимости нашей страны. С моей точки зрения, мы должны в первую очередь заботиться о двух вещах: о репатриации наших собратьев в Израиль и их абсорбции здесь и о повышении уровня нашей национальной безопасности — с учетом внешних угроз, с которыми сталкивается наша страна. Учитывая эти обстоятельства, мы не имеем морального права думать в первую очередь о повышении собственного благосостояния. Поэтому лично я выступаю против повышения мне зарплаты и надеюсь, что это послужит примером другим».

Поскольку финансовая комиссия проигнорировала желание Президента и все же повысила ему зарплату, И. Бен-Цви жертвовал часть ее в фонд, занимавшийся изучением и публикацией оригинальных источников по истории Эрец Исраэль и еврейского народа. В частной жизни президент И. Бен-Цви отличался удивительной скромностью и непритязательностью, отвращением к мещанскому потребительству и к погоне за роскошью. Близкие вспоминали, что больших усилий стоило заставить его купить новый костюм или пару обуви, даже если этого требовал его публичный Президентский статус. «У меня и так слишком много ненужной одежды», — говорил он, — «лучше я раздам ее бедным. Новые костюмы мне совершенно ни к чему. У меня есть две пары ботинок, но ношу я только одну, а вторая стоит просто так». И. Бен-Цви долго отвергал предложение переселиться в резиденцию, соответствующую статусу главы государства. В течение 26 лет он жил со своей семьей в деревянном домике в иерусалимском районе Рехавия. Он считал, что Президенту негоже жить во дворце, когда десятки тысяч израильтян все еще ютятся в палатках и бараках в транзитних лагерях. Даже перед кончиной президент И. Бен-Цви не преминул подать всем урок личной скромности. Он наотрез отказался быть похороненным на почетном участке для «отцов нации» на кладбище на Горе Герцля в Иерусалиме и распорядился похоронить себя на кладбище для простых смертных на Хар а-менухот.

РУТЕНБЕРГ Пинхус Моисеевич (1879, Ромны Полтавской губ. — 1942, Иерусалим), инженер и политический деятель. Пинхас Рутенберг, появился на свет в 1879 году в городке Ромны на Полтавщине (в России его по большей части величали Петром Моисеевичем) в семье купца второй гильдии и его жены — дочери кременчугского раввина. Получил традиционное еврейское религиозное образование.В 1900 году П.  Рутенберг с отличием заканчивает Петербургский Технологический институт, получив диплом инженера-гидротехника, и женится на русской девушке, предварительно приняв крещение (лет пятнадцать спустя в синагоге Флоренции он искупил грех и вернулся к вере отцов, пройдя средневековый обряд покаяния с тридцатью девятью ударами бича). Был начальником инструментальных мастерских Путиловского завода. Член боевой организации партии эсеров (партийный псевдоним Мартын). Возглавлял военную организацию, занимавшуюся приобретением оружия. В 1905 году в «Кровавое воскресенье» он идет во главе процессии петербургских рабочих вместе со священником Г. А. Гапоном. Был арестован. Весной 1906 года, когда выяснилось, что тот провокатор, П. Рутенберг по заданию партии эсеров принял самое непосредственное, а по мнению многих, «собственноручное участие» в подготовке к возвращению его в Россию и далее в его убийстве. До этого, будучи членом руководящего ядра эсеров, стал одним из организаторов революции 1905 года, а после ее поражения П. Рутенберга как революционера-политэмигранта тепло принимали в окружении Г. Плеханова, В. Ленина, П. Кропоткина.  В 1906 году эмигрировал в Германию, в 1907-15 годах в Италии. Работал инженером-гидротехником, примкнул к сионистскому движению. За границей он также сблизился с лидерами сионизма, в частности, с З. Жаботинским и И. Трумпельдором, вместе с которыми принял участие в формировании Еврейского легиона. Опубликовал (1909) записки «Убийство Гапона». После Февральской революции 1917 года вернулся в Россию. Ссостоял в штабе генерала Л.Г. Корнилова. После подавления его вооруженного выступления (август 1917) П. Рутенберг по рекомендации Б.В. Савинкова принят помощником на службу к министру внутренних дел Н.М. Кишкину, которому 25 октября 1917 года Временное Правительство вручило диктаторские полномочия по наведению порядка в столице. В ночь большевистского переворота с небольшим отрядом оборонял Зимний дворец от большевиков и был арестован вместе с другими министрами Временного правительства. Около полугода провел в заключении. В конце 1918 — начале 1919 года в Одессе руководил отделом снабжения в французской военной администрации. С 1919 года — в Эрец Исраэль. В 1923 году создал и возглавил Палестинскую Электрическую Компанию. В 1929-31 и 1939-40 годах председатель Еврейского Национального Совета (Ваад Леуми).

В 1923 году была учреждена Палестинская Электрическая Компания (ПЭК), в 1961 году переименованная в Израильскую Электрическую Компанию (ИЭК), единственная в Израиле полностью интегрированная структура, генерирующая, транспортирующуая и распределяющая электроэнергию. ИЭК располагает семнадцатью электростанциями, в том числе пятью наиболее мощными ТЭС, и относится к числу крупнейших компаний страны. Ее «отцом» стал человек удивительного жизненного пути — Пинхас Рутенберг. Переселившись в 1919 году в Палестину, стал одним из самых деятельных лидеров ишува, и уже в 1920 году вместе с Жаботинским приступил к формированию отрядов Хаганы. А в 1929 году, в пору очередного обострения еврейско-арабской конфронтации, П. Рутенберга назначают председателем Еврейского Национального Совета, по существу неофициального правительства ишува. Основанная им ПЭК за первые пять лет своего существования построила три дизельные электростанции — в Тель-Авиве, Хайфе и Тверии — общей мощностью 1 МВт. В 1927 году началось осуществление разработанного П. Рутенбергом грандиозного для Ближнего Востока тех времен проекта ГЭС — у острова Нахарайим (в переводе «Две реки») при слиянии Иордана с Ярмуком (самый полноводный приток). Этот принадлежащий Иордании (тогда Трансиордании) район, обладающий максимальным для Палестины гидроэнергетическим потенциалом, П. Рутенбергу удалось получить в концессию у короля Абдуллы I, использовав все свое дипломатическое искусство и содействие тузов мировой политики, многих из которых он знал лично. Грандиозная по тем временам «великая стройка сионизма», потребовавшая сооружения трех мощных плотин, мостов, искусственного озера и четырехсотметрового бетонированного канала, была начата в 1927 году. В 1932 году первую на Святой Земле ГЭС торжественно открыл ее номинальный хозяин — король Абдулла I. Мощность четырех гидроагрегатов составляла 26 МВт и в 16-17 раз превышала суммарную мощность всех ранее введенных в действие электростанций ПЭК. В связи со скудостью гидроресурсов Палестины в обеспечении ее растущих потребностей все более значительное место занимали ТЭС, и когда в 1948 году, во время первой арабо-израильской войны, Нахарайимская ГЭС была разрушена, восстанавливать ее не стали. И все же П. Рутенберг, ушедший из жизни в 1942 году, остался в памяти израильтян как «Нахарайимский старик», принесший свет и энергию в Тель-Авив, Хайфу, Иерусалим. Пущенной в 2000 году в Ашкелоне второй по мощности (2,25 МВт) и первой по экологической чистоте ТЭС (на угле) было дано имя Пинхаса  Рутенберга.

Анатолий Моисеевич Мучник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × четыре =