«Еврейские» футбольные клубы.

Есть в различных европейских странах именитые футбольные клубы, за которыми закрепилось название «еврейские». Причина появления этого эпитета различна. Иногда в числе основателей и функционеров клуба было много евреев, иногда за команду играли еврейские игроки и многие из зрителей были евреи, иногда клуб располагался поблизости от еврейского квартала города. Сегодня, когда евреев в Европе неизмеримо меньше чем было до Второй Мировой войны, а во многих странах их вообще нет (например, в Польше), тем не менее эти клубы часто продолжают считать еврейскими. Результатом иногда становятся злобные антиеврейские акции, маскируемые под антисионистские или пропалестинские (хотя сильно сомневаюсь, что палестинцев многие любят), при том что среди игроков уже нет евреев, да и среди зрителей их тоже весьма немного.

Самым старым таким клубом является клуб МТК в столице Венгрии Будапеште. Он был основан дюжиной любителей спорта, собравшихся в одном из городских кафе 16-го ноября 1888 года. Разумеется, МТК лишь заглавные буквы, а с венгерского это название переводится как «Кружок венгерских энтузиастов физической подготовки». Среди основателей были представители венгерской аристократии и торгово-промышленных кругов (в значительной части евреи). Поначалу клуб объединял лишь любителей фехтования и гимнастики, но в 1901 году появляется и футбольная команда. Она быстро становится одной из лучших в стране и уже в 1904 году выигрывает чемпионат Венгрии.
До начала Второй Мировой войны клуб был одним из лучших, если не лучшим футбольным клубом в Венгрии (а Венгрия в то время была одной из ведущих футбольных стран Европы). В активе клуба – 17 чемпионских званий и семь побед в соревнованиях на Кубок страны. В те годы в стране была масса первоклассных еврейских игроков и почти все они в тот или иной период времени играли за этот клуб. Среди них – Дьюла Манди, Густав Шебеш, Бела Гутман, Альфред Шаффер
(все четверо стали впоследствии знаменитыми тренерами), Дьюла Биро
и Антал Ваго (пара полузащитников, одна из лучших в мире), Йожеф Браун, братья Кертеш, Адольф, Вильмош и Дьюла, братья Конрад, Ено и Кальман, Бела Себестьен, Дьердь Мольнар, Хенрик Надлер, Бела Ревеш, Ференц Шаш, Норберт Хёфлинг (родом из Румынии) и другие. Почти все эти игроки выступали в разные периоды времени и за сборную Венгрии, а Н. Хёфлинг играл в сборной Румынии.
После войны и установления коммунистической власти в стране в 1949 году клуб перешёл в ведение министерства госбезопасности Венгрии и несколько раз менял своё название, пока не вернулся к прежнему. Руководитель венгерского футбола тех времён Густав Шебеш сделал МТК одним из двух базовых клубов для национальной сборной страны, которая в первой половине 50-х годов была одной из лучших в мире. Тренером команды был длительное время Мартон Букови, изобретатель знаменитой тактической схемы 4 – 2 – 4, которую затем Г. Шебеш использовал в сборной страны, а Б. Гутман завёз в Южную Америку и с которой Бразилия в 1958 году стала чемпионом мира. Однако, поток еврейских игроков из сильно поредевшей венгерской еврейской общины практически прекратился. За весь послевоенный период можно назвать лишь вратаря Шандора Геллера, игравшего  запасным вратарём в национальной сборной.
Хотя еврейская компонента клуба осталась в прошлом и едва ли возродится в свете того, что еврейская община Венгрии, хотя одна из самых крупных в Восточной Европе, но стремительно сокращается, с командой связан ряд антиеврейских инцидентов уже в наши дни. Особенно со стороны болельщиков другой столичной команды «Ференцварош». Когда-то две эти команды многое разделяло: МТК был клубом состоятельных людей, а «Ференцварош» располагался в рабочих предместьях города. Правда, и в этой команде были сильные еврейские игроки: Ерно Шварц, Изидор Ражо, Оскар Сендро, Шандор Броди, Ференц Вайс, Йожеф Айзенхоффер. Старое разделение прошло, но вражда осталась, среди болельщиков «Ференцвароша» были и остались местные националисты и шовинисты и часто свои чувства они выплескивают против «еврейской» команды МТК, вывешивая лозунги типа «Вернем Освенцим!» или «Смерть евреям!». Недалеко от болельщиков «Ференцвароша» ушли болельщики и соседней «пролетарской» команды столицы Венгрии – «Уйпешт».

«Еврейская» команда, которая сегодня пользуется наибольшей популярностью, это — голландская команда «Аякс» из Амстердама. Клуб впервые начал своё существование в 1894 году, затем закрылся и был вторично основан в 1900 году. Назван он был в честь мифического непобедимого древнегреческого героя, который принимал активное участие в войне против Трои и увековечен Гомером в его бессмертной поэме «Илиада». В 1911 году команда добралась до высшей  футбольной лиги Нидерландов и с тех пор её не покидает. Более того, это один из клубов, постоянно задающих тон в местном футболе, да во многом и в европейском футболе тоже.
Почему к этой команде пристало название «еврейской»? До Второй Мировой войны в Нидерландах жили более 140 000 евреев и Амстердам был домом для большинства из них. Был в городе и еврейский квартал и первый стадион «Аякса» располагался неподалёку от этого квартала. Возможно, так и наладилась связь между евреями, которые стали болельщиками клуба, и самим клубом. После войны количество еврейских болельщиков заметно поубавилось, но кличка «евреи» пристала теперь ко всем болельщикам клуба. И, что самое интересное, они без резких возражений приняли её. Себя они называют «Супер евреи», во время игр можно слышать крики «Евреи вперёд!», на трибунах стадиона появляется на лозунгах «Маген Давид» и даже израильский флаг. Разумеется, это вызвало ряд антиеврейских акций и руководство клуба постаралось смягчить еврейские тона в клубных делах.
Были в составе «Аякса» и еврейские игроки, хотя их количество несравненно меньше чем в венгерском МТК. Пятерых из них можно отметить, причём двое родились за пределами Нидерландов. Эдди Хэмел родился в 1902 году в Нью-Йорке, но уже в юношеские годы перебрался в Нидерланды. В конце 20-х был одним из лучших футболистов «Аякса», играл правым крайним нападающим, за период с 1922 и по 1930 годы появился 125 раз на поле в форме «Аякса» и забил восемь мячей. Завершив активную карьеру игрока остался в Нидерландах и работал тренером, играл за команду ветеранов «Аякса». Погиб в 1943 году в Освенциме. Чуть моложе его был местный уроженец Йонни Ройг (родился в 1910 году). Нападающий, он в середине 30-х годов два сезона (1934 – 1936 годы) выступал за команду, сыграл 26 игр, забив при этом 16 мячей. Уцелел во время нацистской оккупации и оставался членом клуба до самой своей смерти в 2003 году, получив незадолго до этого почётный золотой значок по случаю 70-й годовщины членства в клубе. Бенни Муллер относится уже к послевоенному поколению. Родился он в Амстердаме в 1938 году, а с 1958 по 1970 годы выступал за команду, играя в полузащитником в стартовом составе. В «Аяксе» прошла вся его футбольная карьера. На его счету 426 игр и семь забитых мячей. Долгое время являлся участником национальной сборной Нидерландов. Другой именитый игрок еврейского происхождения (его мать еврейка) Арон Мухамед Винтер родился в 1967 году в городе Парамарибо, столице Суринама, бывшей колонии в Южной Америке. В 1986 году начал выступления за «Аякс», в котором был до 1992 года включительно, после чего перебрался играть в Италию. Правый полузащитник, 187 матчей и 46 забитых мячей, также длительное время игрок национальной сборной Нидерландов. И, наконец, самый молодой и находящийся ещё в середине своей футбольной карьеры Даниэль де Риддер родился в 1984 году и выступал в команде в 2004 – 2005 годах. Этот атакующий полузащитник был участником 30 игр и забил при этом три мяча.
Однако, не менее важную роль в делах клуба сыграл человек, который сам не был выдающимся футболистом. Это Яп ван Праг, родившийся в 1910 году в Амстердаме. Ещё до войны у него был свой бизнес – предприятие по выпуску грамофонных пластинок. Все годы оккупации он провёл в укрытии, но уцелел, родители и сестра погибли в концлагерях. После войны возобновил свою коммерческую деятельность, присоединив к кругу своих деловых интересов ещё и телевидение. В 1964 году стал президентом футбольного клуба «Аякс», который в то время числился в слабеньких середнячках. При Я. ван Праге дела клуба резко изменились. Тренировать команду был приглашен популярный футболист Ринус Михельс и были найдены инвесторы. В клубе появились новые игроки, тренерские схемы нового тренера оказались удачными и «Аякс» в 1971, в 1972 и в 1973 годах завоевывал Кубок европейских чемпионов. С «Аяксом» тех времен связывают появление и утверждение новых футбольных веяний, совершенно новой тактики, получившей название «тотальный футбол». В первую очередь именно Я. ван Праг приложил руку к этому возрождению команды и своих позиций клуб не сдаёт до сего дня. Сын Япа Михаэль ван Праг также некоторое время занимал должность президента клуба.

В Великобритании «еврейским» числится футбольный клуб «Тотенхем Хотспер», который любители футбола зовут более фамильярно «Спёрз». Базируется он в северной части Лондона (Тотенхем – название района Лондона). Клуб постоянно прописан в высшей английской футбольной лиге и является одним из самых популярных среди футбольных болельщиков. На его счету немало заслуг, призов, кубков и чемпионских званий. Так, например, в сезоне 1960/61 годов он первым среди английских клубов в двадцатом столетии сделал дубль, то-есть выиграл чемпионат страны и завоевал Кубок в один сезон, а в 1963 году «Спёрз» стали первой британской командой, выигравшей один из главных европейских футбольных призов, победив в розыгрыше Кубка обладателей кубков.
В Лондоне проживает около половины британских евреев (около 150 000 человек, приблизительно два процента от населения города), большинство из них в северной его части, многие — ярые футбольные болельщики. Но из четырёх популярных клубов, базирующихся в городе (три другие это «Арсенал», также из северной части Лондона, «Челси» и «Вест Хэм Юнайтед) явное предпочтение отдаётся «Спёрз», хотя некоторое количество еврейских болельщиков имеют и другие клубы, в первую очередь «Арсенал». Причина, видимо, в том, что территориально «Спёрз» располагаются ближе к тем местам, где обитают евреи, в частности к району Стамфорд Хилл, где обитает большая еврейская община, а «Арсенал» базируется в районе, населённом преимущественно белыми протестантами.
Никакие более или менее видные еврейские игроки в составе «Спёрз» не появлялись, но все же есть несколько личностей еврейского происхождения, связанных с клубом и сыгравших заметную роль в его истории, да и заметных в теперешней жизни. Председателем правления клуба является бизнессмен Даниэль Леви. Он работает управляющим директором компании «ЭНИК Интернейшнл», которая в 2001 году приобрела контрольный пакет акций команды. Это инвестиционная компания, имеющая интересы в мире спорта, развлечений и средств информации. В частности она является совладельцем таких команд как «Славия» Прага и «Винченца» из одноименного города в Италии и киностудии «Ворнер Брадас» («Братья Ворнер») в Голливуде. На предыдущем этапе своей карьеры Д. Леви был председателем правления шотландской команды «Глазго Рейнджерс». До 2001 года «Спёрз» принадлежали миллиардеру Алану Михаэлю Шугару, имеющему звание барона. Лорд Шугар, уроженец еврейского лондонского района Ист Энд, был председателем правления клуба с 1991 года и по 2001 год, а далее он продал свой контрольный пакет акций.
Ещё один человек, связанный своей карьерой с клубом, это Дейвид Джон Плит, бывший игрок, ставший футбольным тренером. Он не играл за «Спёрз», выступал за другие команды, но в 1986 году был назначен тренером этой команды. Произведя некоторые кадровые перестановки и практикуя активный атакующий футбол  он добился определённых успехов: клуб занял третье призовое место в чемпионате Англии и вышел в финал Кубка страны. Несмотря на эти успехи тренерская карьера Д. Плита в «Спёрз» не была долгой и длилась всего один сезон. Но его приглашали в команду в 1998, в 2001 и в 2003 годах исполнять обязанности тренера непродолжительные промежутки времени, пока руководство команды  уволив предыдущего тренера подыскивало нового.
Имея среди своих болельщиков заметное количество евреев «Спёрз» закрепили за собой репутацию «еврейской» команды. Это обстоятельство вызвала определённую враждебность среди болельщиков других команд, но сплотило болельщиков «Спёрз». Они, евреи и не евреи, начали называть себя «Идс»(«Евреи» на языке идиш), причём многие из них даже не знали перевод и значение этого слова. Всех вместе они принялись называть себя «Ид арми» («Еврейская армия» на идиш). По другой версии так начали называть их болельщики «Арсенала» и «Челси», придавая этому прозвищу оскорбительный оттенок. Реакция оказалась обратной и болельщики «Спёрз» его адаптировали и приняли. Впрочем, сегодня часть болельщиков команды против использования этого термина, полагая, что он слишком привлекает внимание и создаёт ненужные трения.

Древний польский город Краков до Второй Мировой войны был местом проживания большой еврейской общины. Футбол был популярным видом спорта, имелись две свои и довольно неплохие команды «Ютрженка» и «Маккаби». Но большинство населения города составляли, разумеется, поляки и их команды были посильнее. Их тоже было две, игравших в высшей польской футбольной лиге: «Висла» и «Краковия». Членами клуба «Висла» могли быть лишь люди, исповедующие католическую религию, и посему евреи были болельщиками более либеральной «Краковии». Между обоими клубами во все времена наблюдалась ожесточённая конкуренция, продолжающаяся и до наших дней.
«Краковия» была основана в 1906 году и является одним из старейших футбольных клубов в Польше. Кстати, само название клубу (это древнее название города Кракова) было предложено футболистом, а далее ставшим футбольным судьей и администратором Ежи Люстгартеном, уроженцем Кракова, доктором юриспруденции, в последующие годы организатором национальной сборной возрождённой Польши. С началом войны Е. Люстгартен бежал во Львов, был задержан там НКВД, провёл около 17 лет в лагерях, вернулся в Краков и был сделан  пожизненным почётным президентом «Краковии».
За «Краковию» в довоенный период играло несколько еврейских игроков. Наибольший след оставили двое лучших из них: нападающий Леон Шперлинг
и защитник Людвиг Гинтель. Левый крайний нападающий Л. Шперлинг
был местным уроженцем и в «Краковии» прошло вся его футбольная карьера, которая была довольно продолжительна и длилась с 1920 и по 1934 годы. Три раза: в 1921, в 1930 и в 1932 вместе с командой становился чемпионом страны. До сего дня числится как один из наиболее выдающихся игроков за всю историю клуба. Похоже прошла карьера и у Людвига Гинтеля. Правда, начинал он как защитник, далее переместился в нападение. Дебютировал в команде уже в семнадцать лет, в 1916 году. Чемпион Польши 1921 и 1930 годов. В 1928 году забил наибольшее количество мячей в чемпионате страны (28). В двадцатые годы оба выступали за национальную сборную Польши, в 1924 году вместе с ней поехали на Олимийские игры. Лишь завершили жизнь они по разному. Л. Шперлинг погиб в декабре 1941 года во Львове, на улице еврейского гетто, а Л. Гинтель  пережил войну и скончался в 1973 году.
Разумеется, после войны по мере того как евреи исчезли из Польши, «Краковия» лишилась всякой еврейской поддержки и участия. Тем не менее старые воспоминания о «Краковии» как об «еврейской» команде сохранились и особенно всплывают в дни Краковского дерби, то-есть когда обе местные команды играют друг с другом. Болельщики «Краковии» иногда называют себя «Евреи» или даже «Еврейская банда», хотя для большинства евреи – уже теоретическое понятие, а живого еврея они в глаза не видели. Матчи между командами получили название «Священной войны» и это название, быть может, одно из последних напоминаний о той интенсивной еврейской жизни в Кракове, что была до войны. Первоначально термин «Священная война» относился к матчам между городскими еврейскими командами «Ютрженка» и «Маккаби» потому, что «Маккаби» представляло сионистские организации, а «Ютрженка» — бундовские. По преданию один из футболистов «Ютрженки» перешёл в «Краковию» и предложил своим новым одноклубникам выиграть «Священную войну против «Вислы». А затем еврейские команды исчезли и термин полностью перешёл к «Висле» и «Краковии».

До начала Второй Мировой войны в Австрии проживало почти 300 000 еврев, более половины в столице страны Вене. Разумеется, они играли активную роль во всех аспектах местной жизни, в том числе и в спорте. Были здесь свои еврейские футбольные команды, одна из которых «Хакоах» сделала историю, став призёром и даже чемпионом Австрии. Тем не менее была и чисто австрийская команда, к которой у местных евреев были явные симпатии, в жизни которой они принимали заметное участие и которая тоже получила название «еврейской».
Это – футбольный клуб «Аустрия» из Вены. Ещё в начале прошлого века в городе существовал «Венский клуб футбола и крикета» и в нём появилась футбольная команда, выступавшая под названием «Венское спортивное объединение любителей» или просто «Любители». В рядах этого клуба играл Хуго Майсл, ставший далее главой футбольной федерации Австрии, её главным организатором и тренером сборной Австрии по футболу, знаменитой «Вундертим» («Чудесной команды»), одной из лучших в мире в 20-е – 30-е годы прошлого столетия. Усилиями Х. Майсла в середине 20-х годов австрийский футбол перешёл на профессиональные рельсы и команда сменила своё старое название, став называться «Аустрия».
Все годы с момента появления «Любителей» в 1911 году клуб был в числе лучших в австрийском футболе. Сильных еврейских игроков в клубе отметить трудно, они больше играли за «Хакоах», но среди руководства клуба евреев было немало. Еврейская эпоха завершилась в 1938 году, когда произошел «аншлюс», то-есть Австрия была присоединена к нацистской Германии. Тренер Роберт Ланг
сумел уехать в Югославию, но оказался в руках нацистов, когда те заняли эту страну, и погиб. Президент клуба д-р Шварц
некоторое время продолжал исполнять свои обязанности, пока ему не подобрали замену в лице нацистского офицера в чине штурмбанфюрера. Со смещением д-ра Шварца связывают любопытный эпизод, подчеркивающий популярность этого футбольного менеджера. Лучший футболист клуба Матиас Шинделар (также и лидер сборной Австрии, которого называли «бумажным человеком» из-за хрупкого телосложения и непредсказуемого поведения на футбольном поле, говорили в шутку, что он бежит туда, куда его несёт ветер) публично пожал Шварцу руку и сказал: «Новый президент клуба запретил мне приветствовать Вас, но я уважаемый д-р Шварц буду приветствовать Вас!». Впрочем справедливости ради надо сказать, что М. Шинделар был на плохом счету у гестапо (нацистской тайной полиции) как противник нового режима и лицо, сочувствующее евреям. Д-р Шварц немедленно запросил американскую въездную визу, не дождавшись её уехал в Италию, пользуясь своими связями с руководителями итальянского футбола. Далее в его судьбе принял участие не кто иной как тогдашний Президент ФИФА Жюль Риме, который помог ему перебраться во Францию. Бежали ещё два футбольных функционера Вальтер Науш и Карл Гейер из-за своих еврейских жен.
Сегодня в Вене маленькая еврейская община (менее 10 000 человек), к тому же в значительной степени составленная из приезжих (евреи из других восточноевропейских стран, особенно Венгрии, выходцы из бывшего Советского Союза, застрявшие здесь по пути в Израиль или из Израиля, особняком группа бухарских евреев) и практически нет связи с «Аустрией». И, разумеется, не будет и в будущем, ибо столь малая община не жизнеспособна, она скорее всего просто исчезнет, растворится среди австрийцев.

Eще одна команда  имеет законные основания появиться в этом списке и это итальянская команда «Наполи«. Восемнадцатого мая 1894 года в южно итальянском Неаполе родился Джорджио Аскарелли. Отец его Соломон Пасифико Аскарелли был одним из лидеров местной еврейской общины, уважаемый гражданин, занимавший одно время пост заместителя мэра города и один из ведущих городских бизнессменов, владелец крупного текстильного прнедприятия, основанного в 1879 году. Юный Джорджио вырос разносторонне развитым человеком: он интересовался наукой, был любителем живописи и спорт также вошел в круг его интересов. Он стал, в частности, основателем городского гребного клуба. Что касается футбола, то в те годы в городе было несколько небольших клубов и ни один из них не относился к сильным. Д. Аскарелли сумел объединить их в 1926 году, официальный день рождения команды первое августа. В сезоне 1928/29 годов команда начала выступать в высшей футбольной лиге страны. Джорджио удалось убедить руководство Итальянской футбольной лиги увеличить количество команд в ней с шестнадцати до восемнадцати и одной из двух новых стал футбольный клуб «Наполи». Под команду в городе был построен новый футбольный стадион, в те годы один из лучших в стране. Полностью финансировал его строительство Д. Аскарелли. Стадион получил название «Везувио». К большому сожалению на этом история завершается: через семнадцать дней после открытия стадиона Д. Аскарелли скоропостижно скончался. Было ему всего лишь 36 лет. Стадион после этого переименовали в «Джорджио Аскарелли». Надо отметить, что в те годы у власти уже находились фашисты, но еще относившиеся вполне нейтрально к евреям. Но в 1934 году в Италии проходил Второй чемпионат мира по футболу. Две игры должны были состояться в Неаполе и обе решено было провести на новом стадионе. В одной из игр должны были встретиться сборные Германии и Австрии. В Германии у власти уже были нацисты и оттуда дали понять, что сборная страны не  будет играть на стадионе, названном именем еврея. Стадион быстро переименовали в «Портенопео». Во время Второй Мировой войны он был разрушен в результате воздушной бомбардировки. А основанная же Д. Аскарелли команда до сих пор играет в высшей футбольной лиге Италии, в ней в частности выступал такой знаменитый футболист как Диего Марадона. В 1987 году она стала чемпионом Италии. Болельщики в честь этого события явились на могилу Джорджио с флагом клуба. Имя Д. Аскарелли носит спортивный центр для молодежи в Неаполе, который был открыт 17-го ноября 2011 года.

И в завершение вопрос: а была ли «еврейская» команда в бывшем Советском Союзе? Здесь симпатии евреев прежде всего относились к тем командам в составе которых играли известные игроки еврейского происхождения.Из ведущих команд страны можно выделить две команды «Динамо»: из Киева и из Москвы. В Киеве ещё до войны играли Владимир Гербер и Иосиф Лившиц, правда, оба не киевляне, первый из Днепропетровска, второй из Одессы, их сменил Абрам Лерман, затем появился Виктор Каневский, кроме того некоторое время за команду выступали москвичи Борис Разинский и Адомас Голодец и харьковчанин Виктор Каплун. В составе их московских одноклубников были Валерий Урин, Михаил Гершкович, Адомас Голодец, но здесь эти выступления имели место в более короткий промежуток времени, в 50-е – 70-е годы прошлого столетия. Любопытно, что и среди мужских баскетбольных команд «Динамо» Москва была наиболее еврейской, в её форме были на площадке Владимир Торбан, Михаил Студенецкий, Владимир Цинман, Николай Гильгнер. А среди команд менее именитых титул самой еврейской принадлежит, вне всякого сомнения, «Черноморцу» из Одессы.

Вениамин Чернухин                                                                                              Январь 2011



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + 14 =