Довоенные футбольные клубы Восточной Европы.

Еврейские футбольные клубы. Польша, Германия, Чехословакия, Венгрия, Румыния.

Польша. До начала Второй Мировой войны Польша была страной с самым большим еврейским населением в Европе. И еврейских футбольных команд здесь было множество в разных городах страны. Выделялись по своей силе три клуба: «Хасмонеа» Львов, «Ютрженка» Краков и «Маккаби» Варшава. Первым двум удалось даже добраться до высшей польской футбольной лиги и участвовать в розыгрыше чемпионского звания. Правда, удержаться там не удалось и обе вернулись опять во вторую лигу.
Варшава была не только столицей Польши, но и городом с наибольшим еврейским населением в стране. К сентябрю 1939 года здесь жило 360 000 евреев, то-есть по сути дела каждый третий житель города был еврей. Варшавский клуб «Маккаби» был основан в 1916 году, вернее «Еврейская Гимнастическая и Спортивная Ассоциация Маккаби», таково было полное название клуба. Это был самый большой еврейский спортивный клуб города, но были и другие: «Рабочий Спортивный Клуб — РКС», «Звезда», «Спортивный Клуб Аскола», «Спортивный Клуб Бар-Кохба».

За Варшавой шли Львов и Краков. Краков был заметно меньше чем Варшава, в городе жили перед войной в 1938 году около 240 000 жителей и четвертая часть их – около 60 000 были евреи. В Кракове было две сильных команды: «Висла» и «Краковия», причём по уставу членами «Вислы» могли быть лишь лица католического вероисповедания. Во многом как реакция на такие ограничения в городе появились два еврейских футбольных клуба: «Ютрженка» и «Маккаби». «Маккаби» представляло сионистское направление среди польских евреев, а «Ютрженка» была связана с бундовцами – сторонниками национально-культурной автономии в пределах Польши. Любопытно, что «Ютрженка» имела профессиональные контакты с «Краковией», а «Маккаби» больше дружила с «Вислой».
Городское дерби – матчи двух еврейских команд вызывали в городе необычайный интерес и получили название «священная война». Сегодня, когда нет уже ни «Ютрженки», ни «Маккаби», этот термин перешёл к встречам «Вислы» и «Краковии». Наибольших успехов «Ютрженка» добилась в 1924 году, когда она заняла второе место в чемпионате Краковского воеводства опередив «Краковию» и в 1927 году, когда ей удалось попасть в первую польскую футбольную лигу. Можно упомянуть о двух футболистах, игравших за клуб и вошедших в историю польского футбола. Оба – уроженцы Кракова. Атлетически сложенный Йозеф Клотц был связан с «Ютрженкой» с детства (родился в 1900 году) и играл в ней до 1926 года. В 1922 году на международной арене впервые появилась национальная сборная Польши по футболу (до Первой Мировой войны Польша была поделена между Российской и Австро-Венгерской Империями). В её составе был и Й. Клотц. Дебют сборной на международной арене имел место в Кракове 14-го мая, где поляки проиграли команде Венгрии 0 – 3. Ровно через две недели состоялась вторая игра в Стокгольме против сборной Швеции и на сей раз сборная Польши победила 2 – 1, причем автором первого гола в истории польской сборной стал именно Й. Клотц. С 1926 года Й. Клотц – игрок команды «Маккаби» Варшава. Вторая знаменитость – маленький, но быстрый и техничный левый крайний нападающий – Леон Шперлинг был недолго связан с «Ютрженкой», большая часть его карьеры прошла в «Краковии». До сего дня он считается одним из лучших игроков в истории «Краковии», да и всего польского футбола.
«Ютрженкой» и «Маккаби» были не единственными еврейскими спортивными клубами в городе, были здесь и «Хакоах», «Хагибор», «Любители», «Краков» и т.д. В другом большом польском городе Лодзь не было сильной еврейской команды, как в Кракове, но в городе действовало более десяти еврейских спортивных клубов: «Ахдут», «Бар-Кохба», «Хакоах», «Хасмонеа», «Кадима», клуб имени Й. Трумпельдора и т.д. И подобная картина была во всех польских городах или городках с ощутимым еврейским населением.

Чехословакия. Еврейское население этой страны было не велико по сравнению с соседями Польшей и Венгрией, но тем не менее по переписи 1930 года в стране насчитывалось около 360 000 евреев. Разумеется, и здесь были многочисленные еврейские спортивные клубы и еврейские футбольные команды. Но в истории осталась лишь одна — «Маккаби» Брно. Город Брно, второй-третий по величине в стране, находящийся в юго-восточной части Чехии, не отличался особо большим еврейским населением, евреев там жило всего 12 000 человек в 1938 году. Но город находится поблизости, в нескольких десятках километров от границы с Венгрией, а вот там уж сильных еврейских футболистов было не перечесть. И многие из них выступали за «Маккаби» Брно. В 20-е и 30-е годы прошлого столетия транспорт был совсем не тот, что сегодня и территориальная близость была весьма важным фактором.
Многие венгерские еврейские игроки, игравшие в Брно, были членами национальной сборной Венгрии. А в те годы в сборную не приглашались игроки, жившие далеко, ибо на путешествия уходило бы слишком много времени. Почему приезжали играть в Чехословакию? Евреев там было заметно меньше и там не было столь сильных антиеврейских настроений и антиеврейского законодательства как в Венгрии. Клуб «Маккаби» в Брно был основан в 1919 году и в 20-х годах почитался среди наиболее сильных в Чехословакии за счёт игроков из Венгрии. Вот несколько фамилий тех, кто играл за Брно: Арпад Вайс, ставший впоследствии знаменитым тренером, Дьюла Фельдман, тоже далее известный тренер, оба они были сильные игроки, неоднократно выступавшие за сборную Венгрии. Ференц Хиреш (настоящая фамилия Хирцер), далее долгие годы игравший в лучшей венгерской команде МТК, Габор Обечеи (настоящая фамилия Обитц), долголетний игрок «Ференцварош» Будапешт. Оба были в составе сборной Венгрии на Олимпийских играх 1924 года, а Ф. Хиреш забил два мяча в первой игре против сборной Польши, выигранной со счётом 5 – 0.

Венгрия. Были в стране, разумеется, клубы под эгидой «Маккаби», в частности «Маккаби» Будапешт в столице страны, но ведущим еврейским спортивным клубом был другой будапештский клуб ВАК. Основан он был в 1906 году. Если бы венгерские еврейские игроки выступали за этот клуб, то он, без всякого сомнения, был бы одним из лучших в стране. Но они играли за другие клубы (МТК, «Ференцварош», «Тёреквеш») и в других странах (Чехословакия, Австрия, Италия). Поэтому клуб ВАК имел команду средней руки, но тем не менее добрался и до первой лиги чемпионата Венгрии. Напомню, что в те годы венгры относились к чмслу ведущих футбольных наций в Европе.
Впервые команда сыграла в этой лиге в сезон 1921/22 годов и заняла шестое место при 12 участниках чемпионата. В следующем сезоне это достижение было повторено, а в сезоне 1923/24 годов команда заняла более высокое пятое место. Это было её наивысшее достижение. В очередном сезоне она опустилась на седьмое место, а в сезоне 1925/26 годов оказалась лишь на десятой строчке турнирной таблицы и выбыла из первой лиги и более там уже не появлялась. Любопытно, что все эти сезоны за исключением последнего чемпионом становилась команда МТК, в которой было полно еврейских игроков, а в последнем сезоне –«Ференцварош», где тоже играло несколько еврейских футболистов. Два игрока из ВАК приглашались в национальную сборную страны. Это Лайош Фишер (9 матчей за сборную) и Дежё Грош (два матча за сборную). Д. Грош был в составе сборной команды страны, выступавшей на Олимпийских играх 1924 года.

Румыния. И в этой стране с большим еврейским населением было множество еврейских спортивных клубов, имевших футбольные команды. После Первой Мировой войны в составе Румынии оказалась Трансильвания, область со смешанным венгерско-румынским населением, а уж о том как много было среди венгерских евреев сильных игроков говорилось неоднократно.
В городе Брашов была команда «Иврия», в городе Сигет — команда «Самсон», в городе Сатмар (румынское название Сату-Маре), на родине печально-знаменитой секты сатмарских хасидов, команда «Бар-Кохба», в городе Тимишоара (венгерское название Темешвар) команда «Кадима», в городе Яссы – команда «Маккаби-Хакоах», в городе Клуж (венгерское название Калошвар) – команда «Хагибор». Последняя была самой сильной среди провинциальных команд, а её лучший игрок Дезидериу Якоби провёл пять игр в составе национальной сборной страны в 1922 и 1923 годах.
Лучшим в стране, однако, среди еврейских спортивных клубов был столичный клуб «Маккаби» Бухарест. Клуб был основан в 1919 году. До начала Второй Мировой войны клуб играл преимущественно во второй лиге чемпионата Румынии. В сезоне 1934/35 годов он занял там первое место, а в сезоне 1938/39 годов завершил турнир на втором месте. В годы войны, начиная с сезона 1940/41 годов и до окончания войны клубу было запрещено принимать участие в соревнованиях, но после войны он возродился. Однако, в 1946 году слился с другим клубом и получил название «Чиоканул». Под этим названием он выступал в первой лиге чемпионата Румынии два сезона. Сезон 1946/47 годов клуб завершил на достаточно высоком шестом месте, а в сезоне 1947/48 годов занял восьмое место. Одно время с клубом работал такой знаменитый тренер как Бела Гутман.
В мае 1948 года произшло ещё одно объединение клубов: «Чиоканул» слился с бухарестским клубом «Униреа», а новый клуб стал называться «Динамо» и по советскому образцу перешел в ведение Министерства внутренних дел и практически перестал быть еврейским.
Цвета клуба защищали несколько сильных игроков, выступавших и за национальную сборную Румынии. Можно отметить Самюэля Заубера, который был в составе сборной команды Румынии на первом чемпионате мира по футболу в 1930 году в Уругвае. Он был запасным вратарем. Уже в послевоенные годы за команду играл нападающий Норберт Хёфлинг. Первый послевоенный сезон 1945/46 годов он выступал за команду «Динамо» Черновцы, где он родился и вырос. Затем перебрался в Румынию и в 1946 – 48 годах играл за «Чиоканул» и сборную страны. Выступая за клуб участвовал в 33 матчах и забил 24 мяча. Далее уехал из страны, играл за венгерскую команду МТК, потом подался в Италию, где в частности несколько лет играл за сильную команду «Лацио» из Рима. Ещё несколько игроков «Чиоканула» провели одиночные встречи за румынскую сборную: вратарь Георге Лазареану, нападающий Джек Мойсеску и т.д.

Германия. Хотя по количеству еврейского населения Германия заметно уступала Польше, а также Венгрии и Румынии, но организованы немецкие евреи были лучше и клубов и команд у них было даже больше. Первый еврейский спортивный клуб «Еврейский Гимнастический Союз Бар-Кохба» был организован ещё в октябре 1898 года в Берлине. Движение «Бар-Кохба» было создано для того, что популяризировать физическую культуру и спорт среди евреев, а также развивать интерес к еврейскому наследию. В июле 1905 года организуется другой берлинский клуб «Спортивный Клуб Хакоах», а в 1929 году они сливаются, образуя самый большой еврейский клуб в Германии: «Еврейский Гимнастический и Спортивный Союз Бар-Кохба – Хакоах».
В других немецких городах также возникают еврейские спортивные клубы и при них организуются почти всегда футбольные команды. Например, в 1911 году был основан клуб «Бар-Кохба» в Гамбурге, в 1913 году – в баварском городе Нюренберг, в 1919 году в городах Дрезден, Франкфурт на Майне, Ганновер, Мюнхен, в 1920 году в Кенигсберге,. В 1923 году в Кёльне, в 1924 году в Лейпциге.
Многочисленные спортивные клубы с футбольными командами организует также «Маккаби». В 1923 году возник клуб «Маккаби» в городе Дортмунд (Земля Северный Рейн-Вестфалия). Под флагом «Маккаби» выступают команды из городов Аахен, Билефельд, Бонн, Хаген, Кобленц, Крефельд, Мюнхенгладбах, Гельзенкирхен и др. В Берлине действует студенческое спортивное общество «Хагибор». Не отстаёт и общество «Хакоах», имеющее клубы в Дортмунде, Эссене, Хейльброне, Карлсруэ, Оберхаузене, Штутгарте, Висбадене, Вюрцбурге.
Однако, в отличие от соседних стран в Германии не появилось сильной еврейской футбольной команды, многочисленные существовавшие еврейские команды выступали в местных, низших лигах.

Еврейские футбольные клубы. Республики Прибалтики, Западные Украина и Белоруссия, Бессарабия и Буковина.

В 1938 году нацистская Германия под плохо замаскированным предлогом начала военные действия против Польши. Это было началом Второй Мировой войны, хотя тогда не знали, что война станет мировой. Поэтому одновременно пошёл другой процесс: раздела Восточной Европы между нацистской Германией и «первым в мире государством рабочих и крестьян» Советским Союзом в соответствии с договорённостями между ними. В течение около двух лет в составе Советского Союза оказались Литва, Латвия и Эстония, превратившиеся из независимых стран в «братские союзные республики», восточная часть Польши, получившая названия Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия и северная часть Буковины, отторгнутые у Румынии.

Во всех этих местах проживало значительное еврейское население. Исключение составляла лишь Эстония, не входившая до революции в «черту оседлости», но и там жило несколько тысяч евреев. В остальных перечисленных краях еврейское население исчислялось сотнями тысяч и здесь находились такие города как Рига, Каунас, Вильно, Львов, Кишинев, Черновцы, считавшиеся центрами еврейской культуры и образования с массой всевозможных организаций самых различных направлений, в том числе и спортивных клубов.
Советская власть очень быстро «навела порядок», закрыв все еврейские очаги культуры, образования и спорта. Затем имела место нацистская оккупация, снова вернулась советская власть, существовавшая вплоть до развала Советского Союза. Все эти годы еврейские культура и образование находились под строгим, хоть и неофициальным запретом. После падения советской власти еврейская жизнь начала возрождаться, но здесь начался массовый отъезд в Израиль и на Запад. Сегодня во всех упомянутых местах остались лишь небольшие общины, к тому же в значительной степени состоящие из пожилых людей и обречённые на постепенное исчезновение. Поэтому речь пойдёт о том, что имело место до начала Второй Мировой войны.


Эстония. Еврейское население независимой Эстонии составляло около четырех с половиной тысяч человек, из них две с половиной тысячи жили в столице страны Таллинне и ещё около тысячи во втором по значению городе страны Тарту. В обоих городах существовали еврейские футбольные команды под эгидой «Маккаби», но, разумеется, не сильные, ввиду малочисленности еврейского населения, и игравшие в местных, низших лигах. Иногда они усиливались еврейскими футболистами из других стран. Так за таллиннскую команду летом 1924 года играл правый защитник Максимиллиан (Макс) Голд, выступавший в тот период времени за знаменитую еврейскую команду «Хакоах» из Вены и игравший в сборной Австрии.

Латвия. Столица и крупнейший город республики Рига была и крупным еврейским центром. В 1935 году еврейское население города составляло 44 000 человек или 11.3% от всего населения города. В Риге было две еврейские футбольные команды «Маккаби» и «Хакоах», последняя была заметно посильнее. В 1933 году она попала в первую лигу латвийского футбола, участвовала в розыгрыше чемпионата страны и оставалась в этой лиге вплоть до присоединения Латвии к Советскому Союзу. Не так плохо, если учесть, что в этой лиге было всего восемь команд. В первом чемпионате страны, в котором команда участвовала, она заняла седьмое место, далее выступала успешнее, занимая пятое-шестое места. Наиболее успешным был последний довоенный сезон (1939/40 годов), когда она сумела стать четвертой, а её нападающий Самюэль Гарбер стал одним из лучших бомбардиров чемпионата. В 1935 году команда была финалистом Кубка Латвии, уступив в финале 0 – 1 чемпионам страны – Рижскому Футбольному Клубу.
Целый ряд игроков клуба привлекался в сборную страны. По одной игре провели в её составе нападающие: правый крайний Самюэль Гарбер и левый полусредний Макс Левитанус, две игры – ещё один нападающий Вилли Кац. Пять раз защишал цвета сборной страны защитник Николай Левитанус. Однако, среди своих коллег по команде заметно выделяется Илья Вестерман, который провёл за сборную Латвии 23 матча. Играл в позициях центрального нападающего, центрального полузащитника, левого полусреднего нападающего. Очень результативный игрок, на его счету в сборной 13 мячей, трижды он забивал по два мяча за игру. Дебютировал в сборной в 1935 году в игре против сборной Литвы 6 – 1 и тут же забил два мяча, последний матч провёл в 1938 году. Участвовал в трёх отборочных матчах к третьему чемпионату мира по футболу (состоялся в 1938 году) и в каждом забил по мячу, был участником товарищеской встречи против сборной нацистской Германии в 1937 году в Риге (3 – 1 в пользу Германии).
Макс Левитанус, младший из братьев (родился в 1916 году), играл в футбол и после войны. С 1946 по 1948 год он жил в литовском городе Каунас и играл там, а в 1949 вернулся в Ригу и три сезона был в составе команды «Даугава» Рига. В 1960 году он стал тренером команды и работал с ней три года, причем часть времени в 1961 году он был старшим тренером.

Литва. В этой республике с обширным еврейским населением было несколько неплохих еврейских футбольных команд общества «Маккаби». Наиболее сильной была, разумеется, команда из столицы страны и её наиболее крупного города Каунаса. В Каунасе в предвоенные годы евреи составляли чуть ли не четвертую часть населения города: около 40 000 при общем населении чуть более 150 000. Полностью спортивная организация называлась «Литовский Еврейский Гимнастический и Спортивный Союз Маккаби Каунас» и основана она была в 1920 году. Уже в 1922 году футбольная команда клуба участвует в борьбе за звание чемпиона страны, играя в высшей лиге. Большую часть времени до потери Литвой независимости в 1940 году команда играла в высшей лиге, пару раз опускаясь ненадолго во вторую.
Чуть послабее была команда «Маккаби» из второго по величине города страны Шауляя, но и она семь раз участвовала в чемпионате Литвы в высшей лиге начиная с 1922 года. В 1934 году играла в высшей лиге команда «Маккаби» из ещё одного города страны — Поневежиса. Так что каждый год в высшей литовской футбольной лиге играла, по крайней мере, хоть одна команда «Маккаби». Чемпионат Литвы проводился по довольно замысловатой системе: сначала команды играли в территориальных подгруппах, а затем победители подгрупп определяли чемпиона. Так что оценить в абсолютной величине силу еврейских команд затруднительно, но сам тот факт, что они боролись за чемпионское звание уже достаточен.
Изрядное количество еврейских футболистов играли и за сборную Литвы в разные годы: защитники Абрам Мишельский и Леон Гелерман, полузащитники Самюэль Бурштейн, Хаим Абрамович и Исаак Лившиц, нападающие Давид Шварц, Абрам Слиозберг и Нахман Блат. Правда, никто из них в сборной не удержался и каждый провёл в ней лишь несколько игр.
После развала Советского Союза и обретения Литвой независимости снова возникло общество «Маккаби», на сей раз в теперешней столице Вильнюсе. В январе 1989 года здесь возобновил свою деятельность спортивный клуб «Маккаби». В 1992 году его команда «Литовас Маккаби» выступала в чемпионате республики и даже выиграла Кубок страны. Но это уже были другие времена и еврейскими в команде были лишь её название, да тренер, может кто-нибудь из игроков.

Кишинев. До 1940 года этот город находился в составе Румынии. Еврейское население города превышало 50 000 человек и по некоторым данным к концу 30-х годов доходило до 70 000 человек. И в этом городе были футбольные команды, относившиеся к еврейским спортивным обществам «Маккаби» и «Хакоах».

Черновцы. Ещё один город со значительным еврейским населением в составе Румынии до 1940 года. По переписи 1930 года 26,8% населения города было еврейским, в абсолютном исчислении эта цифра доходила до 50 000 жителей. В 1910 году в городе появилась еврейская футбольная команда «Хакоах» и просуществовала под этим названием до 1914 года, после чего сменила его и стала называться «Маккаби». Вернее полное название клуба было «Спортивный и Гимнастический Союз Маккаби Черновцы». Всё это имело место ещё в Австро-Венгерской Империи. После Первой Мировой войны империя исчезла и город перешел под управление Румынии. В 1920 году снова возникло общество «Хакоах» и в 1932 году снова произошло слияние и за объединенной командой сохранилось название «Маккаби».
Чемпионат Румынии по футболу был организован также по территориальному принципу: сначала команды играли в местных лигах, а затем победители местных лиг боролись за чемпионское звание по кубковой системе с выбыванием проигравшего. Черновицкие еврейские команды играли в лиге Буковины (название провинции, центром которой были Черновцы). В сезоне 1923/24 годов «Хакоах» был третьим, в следующем сезоне – первым и боролся за звание чемпионов Румынии и в сезоне 1925/26 годов – вторым.
Команда «Маккаби» была посильнее и несколько раз становилась чемпионом Буковины ( в сезонах 1919/20, 1926/27, 1930/31, 1931/32 годов), принимая участие в заключительной стадии розыгрыша звания чемпионов Румынии по футболу.В 1932 году она дошла до полуфинального круга, но там проиграла. Несколько раз команда занимала вторые и третьи места в чемпионате Буковины. Объединенная команда, однако, таких успехов не добивалась, чемпионом не становилась, но призовые места занимала. Наиболее известным игроком команды был Исидор Гансл, который в 1923 году провёл одну встречу в составе национальной сборной Румынии.

Львов. Один из наиболее крупных центров образования, культуры и спорта в довоенной Польше. Около трети населения города было еврейским, в абсолютных цифрах это составляло около 100 000 человек. Естественно, что здесь не могло не быть еврейских спортивных клубов с футбольными командами. Были и самым известным среди них был клуб «Хасмонеа», названный так по имени древней династии правителей в Израиле. Полное название клуба «Еврейский Спортивный Клуб Хасмонеа Львов». Возник в 1908 году, имел только еврейских членов. Один из первых еврейских спортивных клубов в мире и исключительно популярный среди польских евреев. Футбольная команда клуба играла во второй польской лиге, но в 1927 году сумела достичь высшей польской лиги и продержалась там два сезона. За команду играло несколько сильных футболистов, удостоившихся приглашения в национальную сборную Польши: Людвиг Шнайдер, Изидор Редлер и Зигмунт Штойерман. Последний, которого считают наиболее заметным игроком из всех игравших в «Хасмонеа», записал в свой актив четыре забитых мяча в составе сборной.
Кроме футболистов клуб был знаменит игроками в настольный теннис. Двое из них: Алоиз Эрлих и Леопольд Вайс входили в сборную Польши, А. Эрлих в последние предвоенные годы был не только лучшим в Польше, но одним из лучших в Европе и в мире. Несколько еврейских футбольных команд было и в городках, расположенных поблизости от Львова. В городе Ровно тоже была команда «Хасмонеа». В городке Самбор выступала команда под названием «Еврейский Спортивный Клуб». Из неё вышло несколько неплохих игроков, перешедших далее во львовскую команду. Например, вратарь Альфред Гарфункель и упоминавшийся выше Зигмунт Штойерман.

Вильно. В период между двумя мировыми войнами Вильно был польским городом, а Вильнюсом он стал лишь в 1939 году. На начало 1940 года более трети населения города, около 70 000 жителей (34.2%), было еврейским. В городе действовало несколько еврейских спортивных клубов, имевших свои футбольные команды: «Еврейский Спортивный Клуб Хакоах», начавший действовать в 1923 году, «Еврейский Спортивный Клуб Хасмонеа», активен с 1925 года, «Еврейский Спортивно-Гимнастический Союз Маккаби» и «Еврейский Любительский Спортивный Клуб».

Вениамин Чернухин                                                                                                      Февраль 2011

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =