The Melting Pot.

   Название этой статьи переводится на русский язык дословно как «плавильный горшок» или более литературно как «плавильный котёл». Термин этот  применяется как иносказательное название стран, заселённых эмигрантами из разных уголков мира, формирующими на своей новой Родине единую новую нацию, сплавляемыми в некую новую общность.  Самый яркий пример – Соединенные Штаты, Австралия, в меньшей степени Канада (где сохраняется различие между англо и франкоязычными жителями страны). Кстати, термин этот ввёл в обращение британский писатель Израэль Зангвилль (1864 – 1926). Родился он в Лондоне в семье евреев – выходцев из Восточной Европы (отец из Латвии, мать – из Польши). Одна из его пьес так и называется, как эта статья.  Она была написана и поставлена в начале двадцатого века, когда в Соединенные Штаты лился мощный поток эмигрантов из Восточной и Центральной Европы. По сюжету пьесы её герой Давид теряет свою семью во время печально известного Кишиневского погрома, эмигрирует в Соединенные Штаты, где встречает красавицу Веру, христианку русского происхождения. Естественно между молодыми людьми возникает любовь. Но тут на сцене появляется папа Веры, бывший офицер, бывший в Кишиневе в числе погромщиков и то ли прямо, то ли косвенно виновный в гибели семьи Давида. Папа испытывает раскаяние и выражает сожаление содеянным, звучит музыка, сочиненная Давидом под многозначительным названием «Горнило испытаний». Любовь молодых людей выдержала все испытания и под занавес следует поцелуй. Сам И. Зангвиль всю жизнь был борцом за равноправие, но много раз менял направления своей активности. Был он борцом с еврейской ассимиляцией, был сионистом, сотрудничал с самим Т. Герцлем и был сторонником его Палестинского проекта. Затем оставил сионизм и стал лидером проекта территориалистов, которые считали, что еврейское государство можно создать на любой территории, которую удастся раздобыть для этого дела. Выяснялись возможности создать еврейское государство в Канаде, Австралии, Уганде (центр Африки), Месопотамии (территория Ирака) и Киренаике (восточная часть Ливии).  С  ассимиляцией И. Зангвиль тоже бросил бороться, это видно по содержанию пьесы, герой которой «еврей, который не хочет быть евреем и его реальная надежда это мир, в котором весь лексикон национальных и религиозных различий будет стёрт».  Пьеса вполне соответствовала самой философии жизни Соединенных Штатов того времени (да и сегодняшней ещё больше), имела успех и сообщают, что  понравилась даже тогдащнему Президенту страны Теодору Рузвельту. Кстати, супругой самого И. Зангвиля стала феминистка и писательница христианка Эдит Айртон.

Равно как к Соединенным Штатам термин «плавильного котла» применим и к Израилю. В страну съехались люди из разных стран, говорящие на разных языках, воспитанные на разных культурах, с разной ментальностью и многими другими различиями и из них надо было, причём в нелёгких условиях и достаточно быстро, создать единый народ. На какой базе? Указывают на религию как на некое объединяющее начало, но среди приезжавших в страну были люди самые различные по отношению к религии: от ультраортодоксов до убеждённых атеистов. Тем не менее плавильный котёл сработал и сегодня в стране живут израильтяне, говорящие на своём языке — иврите, создавшие самобытную израильскую культуру, обладающие своеобразной израильской ментальностью (имеющей явные достоинства, но и ощутимые недостатки), короче, понятие израильтяне вошло в мировой лексикон и имеет совершенно определённое значение. Разумеется, религиозное начало тоже присутствует и иудаизм является государственной религией, представленный полным  спектром верующих: от ультраортодоксов, досконально выполняющих все религиозные заповеди, до людей, посещающих синагогу только в дни главных праздников и исполняющих религиозные заповеди в довольно произвольном толковании. А что же произошло в еврейском государстве с главным еврейским сокровищем – высоким I.Q.? Здесь практически нет смешанных браков, которые ныне – основная проблема для продолжения существования еврейского народа в странах рассеяния. Но с другой стороны высокое значение I.Q. возникло, закрепилось и вошло в генетический фонд еврейского народа  именно из-за трудностей существования в рассеянии. А здесь — своя страна, свой язык и своя культура и, разумеется, никаких ограничений.

Базой для ответа на  вопрос о величине I.Q. израильтян стало исследование  величин I.Q. у различных народов, которое выполнили два профессора: Ричард Линн — почётный профессор психологии из Университета Ольстера (Ольстер –  название Северной Ирландии, части Великобритании) и Тату Ванханен – почётный профессор политических наук из  Университета в Тампере, в Финляндии, опубликовавшие в 2002 году книгу под  довольно красноречивым названием «I.Q. и Богатство Наций» (“I.Q. and the Wealth of Nations”). В книге приведены данные относительно 81 нации, часть измерений провели авторы книги, большую часть они взяли из различных периодических научных изданий. В своей книге авторы показали явную связь между благосостоянием той или иной страны и коэффициентом I.Q. её жителей, причём связь здесь взаимная. Если у народа высокие показатели I.Q., то страна обычно с высоким уровнем развития и наоборот: если берем страну с высоким жизненным уровнем, то её жители  обладают высоким коэффициентом I.Q. (разумеется,  исключая страны, живущие всецело за счёт продажи своих природных ресурсов, к ним это правило не применимо). Свои тезисы авторы развили в следующей книге «I.Q.  и Неравенство в Мире» (“I.Q. and Global Inequality”), изданной в 2006 году. Все цифровые данные, приводимые ниже, даны по изданию 2006 года.  Для Израиля авторами была дана цифра 95, что вызвала явное замешательство: ведь для американских евреев указывалось куда более высокое значение (от 107 до 115), что же в Израиле живут второсортные евреи? Кстати, и такая точка зрения тоже имела хождение: мол, имеет место естественный отбор, когда наиболее толковые, умные и способные люди едут в Нью-Йорк, а их менее талантливые собратья отправляются в Тель-Авив. Разумеется, точка зрения эта – неверная, хотя в каких-то отдельных случаях она была отражением действительности. Причина здесь другая. В Соединенных Штатах данные приводились для  европейских (ашкеназийских) евреев, которые в этой стране составляют основную часть еврейского населения.

А для Израиля данные приводились для всего населения страны, которое состоит из трёх базовых групп: арабы и в меньших количествах друзы и черкесы,  европейские сефарды (Болгария, Греция, Турция, Италия. Югославия) и восточные (выходцы из арабских стран) евреи, европейские (ашкеназийские) евреи. Отсюда и разница. Не удалось обнаружить  данных для палестинских арабов, но есть все основания думать, что они такие же как и их собратья в сопредельных странах: Иордании, Сирии, Египте, Ираке, Ливане. Что дают нам авторы по этим странам?               Египет – 81, Саудовская Аравия – 84, Ливан – 82, Сирия – 83, Иордания – 84. То-есть для палестинских арабов эта цифра где-то 83-84 и вот они-то тянут средне-израильское значение I. Q, вниз,  всё же в стране их совсем не мало — около 20%.  Далее, есть разница между восточными и европейскими евреями, причём восточные евреи имеют более низкое значение I.Q. (по разным источникам эта разница составляла  11 – 14).  Причин тому несколько. Как известно, после провозглашения независимости Израиля и поражения армий арабских стран в Войне за Независимость в 1948 – 49 годах, евреи, жившие в арабских странах, были вынуждены эти страны покинуть и они переселились в Израиль. Но не все. Израиль в те годы был маленькой, бедной и слаборазвитой страной и поэтому наиболее образованные, зажиточные  и культурные евреи направились, как правило, в страны Европы, Соединенные Штаты, Канаду. Особенно ярко это было выражено в странах Магриба (Алжир, Тунис, Марокко), которые были французскими колониями и протекторатами, где жители владели французским языком и были воспитаны на французской культуре, жители Алжира вообще имели французское гражданство и могли прямо переезжать во Францию. Около 75 000 человек прибыло во Францию из Марокко (из 290 000 живших в стране), около 70 000 из Туниса (из 110 000 живших в стране)  и около 140 000 из Алжира, практически удвоив французскую еврейскую общину. А в Израиль приехали люди с более низким социальным статусом, часто из маленьких городков и деревень и с родным арабским языком, а не французским. В меньшей степени подобное явление имело место и в Ираке, Иране, Египте, Ливии. Разумеется, у первого поколения восточных евреев из арабских стран, которые ещё родились и росли там, коэффициент I.Q. был ниже. Страны их обитания находились на более низкой ступени развития,  образование они получили не качественное и круг их занятий требовал в основном низкоквалифицированный труд. Надо учесть, что в странах, где они жили, на них налагалось меньше ограничений,  многие из них были ремесленники, более работавшие руками, чем головой. А   чисто европейские (ашкеназийские) евреи в Израиле  ничуть не уступают своим американским собратьям.  Несколько слов об истории европейских евреев, чтобы лучше понять откуда у них хорошие мыслительные способности. Где-то в десятом столетии нашей эры группа евреев оставила солнечную Италии и по приглашению императора Карла Великого перебралась в места более суровые – северную Францию и Рейнскую область Германии. Поначалу у этих евреев не было специфического имени, потом их стали называть ашкеназим.  Жизнь в новых местах была не плоха, местные правители были в них заинтересованы, как в квалифицированных работниках:  им была обещана физическая защита, возможность беспрепятственно передвигаться и самостоятельно разрешать собственные проблемы. Но после того как они прижились начались ограничения: им было запрещено владеть землёй, запрещено быть членами профессиональных ремесленных гильдий (то-есть сельское хозяйство и ремёсла были практически закрыты для них), да и налоги на них были повыше чем у соседей. Вот и пришлось удариться в финансовые операции и развивать свои мозги. Да, среди евреев в Европе было полно финансистов, торговцев, банкиров, ростовщиков, этот факт зачастую порождает крайне негативные эмоции, но при этом те, кто направляет обвиняющий перст в сторону евреев, забывают принять во внимание, что евреев буквально вынуждали к этим занятиям. У евреев в арабских странах ограничений было поменьше, круг возможностей шире, поэтому и применять мозги в делах требовалось  далеко не всем. Отсюда и разница в величинах коэффициента I.Q.

Можно ли повысить коэффициент I.Q. у евреев-выходцев из арабских и других восточных стран, которые составляют около половины еврейского населения Израиля? Ответ – да, причём этот процесс уже интенсивно идёт.  Несмотря на то, что коэффициент этот в значительной степени определяется наследственными характеристиками, но известен факт, что чем больше человек учится и чем активнее он использует свои мозги для дела, тем эффективнее он использует заложенный в него потенциал и тем выше будет его коэффициент I.Q. Вот здесь складывается примечательная цепочка: чем лучше образовательная система, тем выше коэффициент I.Q. у жителей страны, на тем более высоком уровне благосостояния может находиться страна и тем больше денег она может вкладывать в образование и т.д.  Посему разница между жителями Израиля и соседних стран, которая и сегодня достаточно велика, будет сохраняться, по крайней мере, а может и ещё расти. Ибо при всех своих недостатках, о которых постоянно публично говорят, качество израильской образовательной системы на всех уровнях: от начальных школ и до университетов и колледжей заметно повыше чем у всех соседей. Есть в Израиле и ещё одно  явление, корректирующее величину I.Q. его жителей и которое является непременным последствием эффекта действия «плавильного котла» — это смешанные браки. Разумеется, речь идёт не о бракосочетаниях между евреями и мусульманами или христианами, такие браки тоже имеют место, но они крайне редки и никак не меняют профиль израильского общества. Речь идёт о представителях различных еврейских этнических групп и более всего о браках между европейскими и восточными евреями. Для Израиля это явление не менее важно чем для Соединенных Штатов, это один из наиболее серьёзных процессов консолидации жителей страны в единый народ. Но, если говоря о смешанных браках евреев в Соединенных Штатах, мы акцентировали внимание на негативных последствиях этого явления, то в Израиле смешанные браки имеют неоспоримо позитивный эффект. Первые браки между представителями различных этнических групп еврейского народа имели место ещё до образования государства. Но поначалу большинство жителей страны были репатрианты из разных стран и такие браки были довольно редки: господствовало естественное желание сочетаться браком со своими. В начале 50-х годов  их было всего 9% от общего количества бракосочетаний. Но процент этот медленно, но неуклонно рос по мере того как среди населения страны рос процент местных уроженцев, которые имели много больше общего друг с другом и меньше интересовались тем откуда прибыли  в страну родители друга или подруги. К 80-м годам прошлого столетия процент смешанных браков дошёл до 25% и далее продолжил рост, но более медленными темпами, добравшись к настоящему времени до 30%.

Разница в величинах I. Q. у евреев из восточных и европейских стран создавала весьма неприятную ситуацию: европейские евреи добивались заметно больших успехов и их социоэкономический статус был заметно выше. Это приводило к тому, что социальный разлом  (богатые — бедные) во многом совпадал с этническим разломом (европейские – восточные евреи), а это совпадение весьма опасно. Появились протестные движения типа «израильских чёрных пантер», костяк которых были бедные восточные евреи, и т.д. Хотя и сегодня этнический разлом не исчез полностью, но острота ситуации спала и в нынешнем протестном движении, которое ещё не завершилось,  практически не звучали этнические нотки и противопоставление европейских евреев восточным и участники никак не делили себя на этнические группы. То-есть израильтяне превращаются в гомогенную массу с уменьшающимися этническими различиями. Попутно замечу, что похожее явление существует в Соединенных Штатах, где социальный разлом (богатые – бедные) во многом совпадает с этническим разломом (белые – афроамериканцы и латиноамериканцы). Первые серьёзные выпады в этом противостоянии  уже имели место, когда, например преподобный Джессе Джексон претендовал на самые высокие посты в стране именно базируясь на этот разлом. Барак Обама был выбран на пост Президента во многом голосами  афро и латиноамериканцев из низших социальных слоев населения, их он представляет, их интересы отстаивает и довольно последовательно и на их голоса он надеется снова в первую очередь на следующих выборах, как бы он ни обхаживал другие группы населения. Пока противостояние протекает достаточно цивилизованно, но со временем может принять и более агрессивный характер с учётом бурного роста числа афро и латиноамериканцев и их растущих силы и влияния, особенно в Демократической партии. Этот рост, кстати, обуславливает и понижение среднеамериканского I.Q. и может быть причиной экономических проблем, что и имеет место (необходимость повышенных трат на социальные программы).

Единственная группа населения, которая ни с кем не смешивается в Израиле, это – ультраортодоксы. Живущие замкнуто в своих ультраконсервативных общинах и строящие свою жизнь в соответствии с указаниями раввина – лидера этой общины они вступают в брак при активном участии и по указанию своих раввинов. Учитывая, что общины, особенно хасидские,  достаточно малочисленны, то встречаются случаи бракосочетаний между родственниками, иногда достаточно близкими, с негативными последствиями для потомства. У просто религиозных евреев также  меньше смешанных браков из-за разных толкований некоторых глав Торы и отличных  обычаев, сложившихся в течение веков у групп населения, которые жили далеко друг от друга и никак не контактировали между собой. В то же время молодые люди из светской части обычно интересуются лишь образованием, характером, благосостоянием партнера/партнерши, а этническое происхождение – на одном из последних мест. Примечательно, что процент разводов у смешанных пар на одном уровне с процентом разводов у пар, где оба партнера из одной и той же этнической группы, то-есть разница в этническом происхождении не является здесь фактором. Попутно можно заметить, что пока Израиль не страдает от проблемы, характерной для почти всех еврейских общин в рассеянии – низкой рождаемости. Не говоря уже об ультраортодоксальном секторе, где вообще отсутствует само понятие планирования семьи и всё идёт как в добрые старые библейские времена, достаточно много детей и в обычных религиозных семьях (от трёх до шести), да и в светских семьях количество детей на каждую женщину превышает число 2.2, необходимое для простого воспроизводства населения. Кстати, очень многие семьи выходцев из Советского Союза, имевшие до переезда в Израиль одного, максимум двух детей, добавили, по крайней мере, ещё одного ребёнка после переезда. В результате уже в 2000 году около 48% всех еврейских детей в мире жили в Израиле, к 2020 году эта цифра должна возрасти до 60%.

К сожалению, я не располагаю более свежими и откорректированными данными относительно значения коэффициента I.Q. для еврейского населения Израиля. Есть лишь результаты некоторых частных тестов для отдельных групп населения. Так для израильских школьников среднее значение этого коэффициента оказалось 100. Такое же значение дал тест, проведённый среди военнослужащих Армии Обороны Израиля. В определённой степени он – репрезентативный, учитывая, что в армии служат представители всех слоёв еврейского населения (кроме ультраортодоксов). Но лучше других убеждают косвенные подтверждения высокого значения коэффициента I.Q. у еврейского населения страны. В пересчёте на миллион жителей в Израиле действует наибольшее в мире количество компаний высоких технологий.  В абсолютном исчислении Израиль  занимает второе место в мире по числу таких компаний (в стране их около 3500) после Соединенных Штатов. По числу компаний, акции которых котируются на биржевом рынке высоких технологий (NASDAQ), Израиль также на втором месте в мире после Соединенных Штатов. В пересчёте на миллион жителей Израиль на третьем месте в мире по количеству студентов и на первом по количеству студентов, которые учатся, чтобы получить вторую и третью степени.  Также первое место находится в руках израильтян (в пересчёте на миллион жителей) в таких показателях, как количество патентов, количество научных трудов, количество инженеров и учёных, второе место по количеству опубликованных книг. Израильтяне уже успели получить пять Нобелевских премий за свои научные достижения. Лишь считанные страны имеют свои спутники в космическом пространстве и Израиль в их числе. Можно ещё долго перечислять и другие успехи жителей страны, но и из сказанного ясно, что еврейские мозги в стране заработали в полном объёме и реальное значение коэффициента I.Q. заметно выше того, что указали оба профессора. Кстати, профессора Ричарда Линна обвиняли в том, что он подтасовал данные по Израилю, учтя лишь тесты с более низкими показателями и отбросив таковые с более высокими. Если даже это и так, то действительность убедительно подправила профессора.

Несколько примеров в подтверждение тезиса о подравнивании евреев восточного и европейского происхождения и смешении всех этнических групп . Хотя более убедительным фактором должна быть детальная статистика, а не частные примеры, ибо из все правил есть исключения, но иногда всё же частные примеры достаточно красноречивы. Не очень далеки те времена, когда во всех политических партиях Израиля искали мало-мальских подходящих людей восточного происхождения, чтобы разбавить ими свой список и привлечь тем соответствующих избирателей. Сегодня такие люди есть в каждой израильской партии, причём карьеру они сделали лишь за счёт своих талантов, но никак не происхождения.   Судите сами. Моше Кахлон – один из семи детей в семье эмигрантов из Ливии, ныне член Кнессета, министр связи и одновременно министр по делам общественного благосостояния, один из лидеров молодого поколения партии Ликуд. Сильван Шалом, родившийся в Тунисе,  заместитель главы правительства и министр по делам развития Негева и Галилеи. Дани Аялон, занимавший самый важный дипломатический пост в стране – посла в Соединенных Штатах, а ныне заместитель министра иностранных дел родился в Тель-Авиве, имея своими родителями Рафаэля Аялона, прибывшего в страну из Алжира, и Лили Сигалов, родившуюся в Польше. Один из лидеров оппозиционной партии «Кадима»  и     бывший начальник генерального штаба и бывший министр обороны Шауль Мофаз – иранского происхождения, ещё один из лидеров «Кадимы» Далия Ицик родилась в Багдаде (Ирак). Амир Перец, который только что баллотировался на пост лидера партии «Авода», бывший глава профсоюзного объединения Гистадрут и бывший министр родом из Марокко. Его коллега по партии и долголетний член её руководства, занимавший и министерские посты  Биниамин (Фуад) Бен-Элиэзер прибыл в страну из Ирака.  Любопытно заметить, что в Израиле существует этническая партия восточных евреев ШАС, имеющая сильный религиозный уклон. А вот этой партией руководят весьма серые заурядные политики, никак не отличающиеся оригинальностью мышления. Их единственная задача истолковывать и  выполнять распоряжения главного идеолога партии престарелого и эксцентричного раввина Овадии Йосефа. Говорят, что он большой знаток Торы. Наверное это так, но за пределами Торы познания рава крайне ограничены. Начиная с 1973 года рав выступает с еженедельной проповедью на пороге субботы и в ходе этих проповедей сумел преподнести жителям страны немалое количество не очень, мягко говоря, рациональных идей и сделал массу оригинальных высказываний, которые бы звучали актуально лет двести тому назад. Лишь один депутат Кнессета от этой партии Хаим Амсалем попытался выдти из-под опеки рава и приблизиться к реальному пониманию вещей. Восточные евреи дали Израилю не только политиков.  Весьма популярный начальник генерального штаба  недавно оставивший свой пост Габи Ашкенази имеет болгарские корни по отцу и сирийские по матери, его предшественник Дан Халуц – иранского происхождения. Бывает, что даже небольшие этнические группы имеют своих представителей в израильской элите. Одним из лучших израильских военных до сего дня считают генерал-майора Иекутиэля Адама, который погиб в дни войны в Ливане 1982 года и в момент гибели занимал пост заместителя начальника генерального штаба армии. Он родился в Тель-Авиве в семье горских евреев Адамовых. Сын его  Уди, тоже генерал-майор, одно время командовал северным военным округом.  Ну и, наконец, несколько имён из мира искусства. Популярный исполнитель и сочинитель поп-музыки Ариэль Зильбер. Отец его музыкант Бен-Ами Зильбер – польского происхождения, мать Браха Зефира, известная в своё время певица, родом из Йемена. Беки Гриффин, которую все знают. Манекенщица, актриса, телевизионная ведущая, спортивный репортёр, работающая и в Израиле и за границей. Её папа Боб Гриффин, баскетболист, приехавший из Соединенных Штатов и игравший несколько сезонов за «Маккаби» Тель-Авив, ныне профессор английской литературы в Иерусалимском университете, мать ведёт свою родословную из Йемена.

Один из самых популярных и известных израильских писателей 75-летний Абрахам Б. Иошуа, известный как А. Б. Иошуа, книги которого издавались во многих странах мира, классик ивритской литературы. Отец его – европейский сефард, семья которого уже несколько поколений жила в Иерусалиме, мать родом из Марокко.  Профессор литературы, преподававший в Оксфорде, Харварде, Принстоне, Чикагском университете. Писателю принадлежит следующая фраза: «Евреи в диаспоре меняют свои национальности как рубашки. Вчера они были польские или русские, сегодня они британские и американские, завтра они будут китайскими или сингапурскими. Для меня, Аврахама Иошуа, нет альтернативы, я не смогу определить себя вне Израиля. Моя принадлежность Израилю это моя кожа, а не рубашка, которую я ношу». Заметим что писатель – не религиозный человек и отличается довольно левыми убеждениями. К его вышеприведённой  фразе могу добавить лишь ещё два коротких высказывания её подтверждающих. «Где любят нас – лишь там очаг родной». Это сказал Джордж Ноэл Гордон Байрон(1788 – 1824), знаменитый английский поэт-романтик. А задолго до него  римский философ, писатель и политик Луций Анней Сенека Младший (5 до нашей эры – 65 нашей эры) тоже сказал нечто похожее «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя». Больше  добавить нечего.

Вениамин Чернухин                                                                                           Сентябрь 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 11 =