У. Черчилль, Ш. де Голль, Ф. Франко и некоторые другие.


Думаю, что со мной согласятся, если я назову Уинстона Черчилля и Маргарет Тeтчер самыми выдающимися политическими лидерами Великобритании в рассматриваемый период времени. Оба были членами Консервативной партии. У. Черчилль (1874 – 1965) в дни молодости служил в армии и принимал участие в военных действиях в Индии, в Судане, был участником англо-бурской войны в Южной Африке в самом начале двадцатого столетия. Он известен также как талантливый журналист, военный корреспондент и автор нескольких книг.
Отец его, Рендольф Черчилль, занимал министерский пост и носил титул лорда, то-есть Уинстон стал наследственным политиком. Это тот случай, когда нужный человек оказался в нужное время в нужном месте. В мае 1940 году У. Черчилль, до того находившийся во втором эшелоне британской политической элиты, волею обстоятельств стал лидером страны, состоявшей в состоянии войны с нацистской Германией. Германия к тому времени подмяла под себя почти всю Европу, Италия и в определённой степени Испания были союзниками нацистов, Франция капитулировала, Соединенные Штаты ещё придерживались нейтралитета, а Советский Союз был лучшим другом нацистов и производил с ними передел Европы. Великобритания во главе с У. Черчиллем некоторое время боролась с нацистами чуть ли не в одиночку. И здесь У. Черчилль проявил свои совершенно незаурядные качества вождя.
У. Черчилль успешно руководил страной весь военный период, но на первых послевоенных выборах в 1945 году его консервативная партия несколько неожиданно уступила лейбористам, а У. Черчилль стал лидером оппозиции. На следующих выборах консерваторы взяли реванш и У. Черчилль снова был премьер-министром в период 1951 – 55 годов. В 2002 году радиостанция ВВС по опросу своих радиослушателей назвала «Британского Бульдога», как его звали в стране и за пределами, наиболее влиятельным британцем всего столетия.

Если бы У. Черчилль не потерпел поражения на выборах в 1945 году, то события в подмандатной Палестине явно развивались бы иным путем. Сменивший У. Черчилля лидер лейбористов Клемент Ричард Эттли (1883 – 1967), бывший вице-премьером в кабинете военных лет, не был настроен антиеврейски, но таковым был его министр иностранных дел бывший профсоюзный лидер Эрнест Бевин. Тот понимал, что спокойно в стране не будет, если туда будут прибывать евреи и всячески этому препятствовал. Когда были освобождены все концлагеря выяснилось, что 230-240 000 евреев смогли уцелеть. Еврейские организации и совместная англо-американская комиссия, изучавшая ситуацию, потребовали, чтобы, по крайней мере, 100 000 из них получили разрешение на въезд в Палестину. Арабы были против. Э. Бевин принял позицию арабов и въезд в Палестину евреям не был разрешен. Кстати, против въезда евреев в Палестину возражали и британские и американские военные, опасавшиеся лево-настроенных и симпатизировавших Советскому Союзу евреев, которые могли стать проводниками советского влияния в этом богатом нефтью районе. В итоге отношения с арабами и англичанами заметно обострились и вот тут-то и остро встал вопрос о замене английской власти на свою собственную, то-есть на своё государство. Так Э. Бевин, потакая арабам, способствовал ускорению создания государства Израиль.
Кстати, а каковы были аргументы арабов? «Это не наша вина, что шесть миллионов евреев были убиты в Европе. Почему наказывать нас за это? Пусть они едут в Америку, пусть они едут в Великобританию, пусть они возвращаются в Германию. Что вы хотите от нас?» Сегодня всю эту риторику в пользу арабов принял на вооружение иранский лидер М. Ахмадинеджад. Кстати, арабы совсем не были нейтральной стороной в годы Второй Мировой войны. Британцам несколько раз пришлось иметь дело с волнениями среди арабов, организаторами которых были про-нацистские агенты. И Великий Муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хуссейни, личный друг Генриха Гиммлера и поборник «окончательного решения еврейского вопроса», просидел большую часть войны в Берлине совсем не без дела.

Отношение Уинстона Черчилля к евреям не было однозначным. 8-го февраля 1920 года британская газета «Иллюстрированный Воскресный Вестник» (» Illustrated Sunday Herald») опубликовала статью У. Черчилля «Сионизм против большевизма» с подзаголовком «Борьба за душу еврейского народа», которую можно назвать программной для этого политического деятеля. Начинается она дифирамбами в адрес евреев. Именно в начале этой статьи он называет их самым грозным и самым примечательным народом, который когда-либо появлялся в мире. Он приводит высказывание своего предшественника на посту премьер-министра Великобритании Бенджамина Дизраэли (замечая, что тот никогда не отказывался от своей национальной принадлежности и был горд ею) о том, что Бог обращается с нациями так, как они обращаются с евреями, и в определенной степени солидаризируется с этим высказыванием.
Далее, однако, У. Черчилль замечает, что евреи начинают играть ныне весьма негативную роль в истории. Он пишет: «Мы обязаны евреям христианскими откровениями и системой этики, которая, вне всякого сомнения, наиболее ценная вещь, которой обладает человечество и в которой основные плоды человеческой мудрости и учения изложены вместе. На этой системе и с этой верой на развалинах Римской Империи была построена вся существующая цивилизация. И вот этот удивительный народ находится в настоящее время в процессе создания другой системы морали и философии, столь же вредоносной, как христианство было благожелательной, и создание которой, если этот процесс не остановить, потрясет всё то, что христианство упрочило. Это почти также невероятно как если бы истины Христа и истины Антихриста родились среди одного и того же народа, но вот именно этот загадочный и мистический народ был выбран для этих необычных манифестаций, как божественных, так и дьявольских».
Что же так пугает тогда начинающего политика, в будущем лидера страны? Это растущее участие и ведущая роль евреев в революционно-коммунистическом движении того времени. Называются имена Л. Троцкого. Б. Куна, Р. Люксембург, Э. Гольдман, утверждается, что это всемирная конспирация с целью разрущить цивилизацию и переделать общество на принципах замедления его прогресса, завистливости и недоброжелательности и нелогичной уравниловки. Особо сокрушается У. Черчилль по поводу судьбы русского народа, который «революционеры схватили буквально за волосы на голове и стали практически неоспоримыми хозяевами гигантской империи». А вот об участии евреев в революционных делах:
«За видимым исключением В. Ленина большинство ведущих фигур в Российской революции – евреи. Более того, принципиальное вдохновение и движущая сила в это движение тоже приходит от еврейских лидеров. Так Чичерин, чистокровный русский, находится под влиянием своего подчиненного Литвинова и влияние русских, таких как Бухарин или Луначарский, не может быть сравнимо с властью Троцкого или Зиновьева, диктатора Красной Цитадели (Петрограда) или Красина или Радека, все они евреи».
Далее упоминается заметная роль евреев в создании и функционировании в стране карательных органов, роль евреев, а особенно Белы Куна, в короткий период существования Венгерской Советской Республики, когда там свирепствовал «красный террор», активное участие евреев в революционном движении в Германии, особенно в Баварии. Всё это в пропорциях заметно более высоких чем доля евреев среди местного населения.

И как же видит У. Черчилль решение еврейской проблемы, как можно отрешить еврейские массы от вредоносного, по его мнению, коммунистического влияния? Это решение – сионизм. У. Черчилль полностью в курсе дела: он пишет о Декларации Бальфура, опубликованной в ноябре 1917 года, об усилиях д-ра Хаима Вейцмана, о помощи, которую тот получает от бывшего генерала, ныне лорда Алленби и т.д. У. Черчилль пишет о возможности создания самостоятельного еврейского государства на берегах реки Иордан под покровительством Британской Короны, в которое переселятся три-четыре миллиона евреев, что должно дать положительный эффект для всех участников этого проекта. Сионизм был важен У. Черчиллю как инструмент борьбы с большевизацией еврейских масс и именно по этой причине, как он отмечает, большевистские вожди яростно борются с сионизмом. В особенности Л. Троцкий, атакующий как сионистскую идею в общем, так и д-ра Х. Вейцмана в частности. Вот это сражение между сионизмом и коммунизмом-большевизмом У. Черчилль и называет борьбой за душу еврейского народа.
В завершающей части своей статьи У. Черчилль пишет: « Негативное отношение к большевизму в любой области недостаточно. Требуются позитивные и практические альтернативы как в моральной, так и в социальной сферах. А также в строительстве с максимальной быстротой еврейского национального центра в Палестине, который может стать не только убежищем для преследуемых из неприветливых стран Центральной Европы, но который будет также символом еврейского единства и храмом еврейской славы, задача почетная и благословенная.» Напомню, что эти строки написаны в 1920 году.
Отсюда понятно изложенное выше утверждение, что если бы Консервативная партия во главе с У. Черчиллем победила бы на выборах 1945 года в Великобритании, то администрация У. Черчилля действовала бы в Палестине совсем не так как это делала администрация К. Эттли – Э. Бивена. Впрочем, у истории нет сослагательного наклонения.
К еврейскому вопросу У. Черчилль возвращался ещё несколько раз. Так в 1937 году он написал статью «Как евреи могут бороться с преследованиями?». Где пытался проанализировать поднимавшуюся в то время волну антипатии к евреям, которая имела место не только в Германии, но и в Великобритании и США. Одну из причин он усмотрел в том, что евреи отличны от местных жителей, выглядят по другому, думают по другому, имеют свои традиции и т.д., то-есть не очень поддаются абсорбции и интеграции. Но в общем, несмотря на ряд критических замечаний, в статье сквозит позитивное отношение автора к евреям как к трезвомыслящим, трудолюбивым и законопослушным гражданам стран и призыв к соотечественникам не скатываться к преследованиям на расовой или этнической почве.
Впрочем, по совету своего секретаря У. Черчилль отказался от публикации статьи и лишь уже в наши дни её нашел в архиве университета Кембридж историк Ричард Той и опубликовал.

Маргарет Хильда Тетчер (впоследствии член палаты лордов с титулом баронесса), носившая прозвища «дочь бакалейщика» и «железная леди», родилась в 1925 году и жива до сего дня. Занимала пост премьер-министра страны с 1979 и по 1990 годы. Кабинет г-жи Тетчер, один из самых успешных во всей истории страны, включал пять министров еврейского происхождения. лорд Дейвид Янг, Малколм Рифкинд, Леон Бриттен, Найджел Лоусон и Кит Джозеф. А всего в кабинете было 20 министров, евреи составляют полпроцента от населения страны. М. Рифкинд занимал пост министра иностранных дел. Более того, избирательный округ г-жи Тетчер располагался в Финчли, в северной части Лондона, в районе с заметным еврейским населением, среди которого г-жа Тетчер пользовалась явной популярностью. Она также являлась членом группы под названием «Консервативные друзья Израиля».
Отец Маргарет действительно держал небольшую бакалейную лавку в городке Грентхем, в графстве Линкольншир. В семье было две дочери, жили весьма скромно. Старшая сестра Маргарет Мюриэль переписывалась с девушкой из Австрии по имени Эдит. Когда нацисты присоединили Австрию к Германии, над еврейской семьей Эдит нависла смертельная опасность. Родители сумели получить выездную визу для дочери и они обратились к семье Маргарет с просьбой приютить их дочь и те ответили согласием. Девочки потеснились и Эдит прожила все военные годы в семье бакалейщика Робертса (фамилия семьи Маргарет).
Этот поступок её скромных родителей и рассказы Эдит о жизни при нацистах во многом сформировали мировоззрение Маргарет, которая будучи действительно «железной леди» британской политики тем не менее всегда была готова помочь тем, кто нуждался в помощи, и сохранила особые чувства по отношению к евреям.

Генерал Шарль Андре Жозеф Мари де Голль или попросту Шарль де Голль (1890 – 1970) является для французов фигурой такого же масштаба как Уинстон Черчилль для англичан. Его военная карьера носила более серьёзный характер, но далее судьба сделала его политическим лидером. В военные годы, когда Франция была под властью нацистов, он стал лидером Свободной Франции. Позднее после войны в 1958 году он основал Пятую Республику и с 1959 и по 1969 годы был её Президентом. Считается наиболее влиятельным политическим лидером в современной французской истории.
В годы войны в движении Свободная Франция и среди ближайших сотрудников де Голля было, по вполне естественным причинам, немало евреев. Можно лишь упомянуть генерала (посмертно ему было присвоено звание маршала Франции) Мари-Пьера Кенига, одного из высших военных командиров, и членов французской ветви банкирского дома Ротшильдов. Одно из следствий этого был факт, что де Голль достаточно долго занимал про-еврейскую и про-израильскую позицию. В первые годы президентства де Голля Франция была наиболее последовательным и наиболее близким союзником Израиля, оказывая молодой стране помощь в военной и гражданской областях, в том числе в развитии своей военной промышленности и строительстве атомной установки. Израильская армия была вооружена французским оружием, например, основным самолётом военно-воздушных сил был французский «Мираж».
Ситуация резко поменялась на прямо противоположную после Шестидневной войны 1967 года. К этому времени Франция оставила свои колонии в Северной Африке и её военное противостояние с арабским миром, где Израиль был на стороне Франции, завершилось. Де Голль пришёл к выводу, что в интересах Франции теперь дружить с арабами, там были нефть и богатые потенциальные клиенты на покупку французского оружия и других товаров. Меж тем для арабов Израиль был враг, посему он стал врагом и для Франции. 27-го ноября 1967 года состоялась пресс-конференция де Голля, где он допустил резкие и враждебные выпады против Израиля и еврейского народа в целом, обозначив резкий поворот в политике страны. Он атаковал Израиль за то, что тот не послушался его советов перед Шестидневной войной о большей сдержанности (французы предлагали созвать международную коференцию, чтобы решить тогдашний кризис, американцы были согласны, но русские торпедировали её, ибо они и спровоцировали конфликт), обвинил евреев в двойной лойяльности и, наконец, произнес такую, характерную для смены его приоритетов, фразу:
«le peuple juif, sûr de lui meme et dominateur». «Еврейский народ, самоуверенный и доминирующий».
Подобное до того во Франции говорили лишь убежденные националисты и шовинисты. Израильтян он охарактеризовал как высокомерных, стремящихся к экспансии ястребов, использующих все возможности, чтобы достичь своих агрессивных целей. Нехорошо повёл себя де Голль, перенеся свою личную обиду (не послушались его советов перед Шестидневной войной) на целый народ. А ведь ему принадлежат и такие строки:                                                                       «Я встречался с Давидом Бен-Гурионом не раз. И у меня сразу появились симпатия и уважение к этому смелому борцу за своё дело. Он персонифицировал для меня Израиль. Я не мог не быть увлечен грандиозностью его замысла, который состоял в возрождении автономной еврейской нации на земле, которая полна следами его сказочной истории и которой он владел девятнадцатью столетиями ранее. С человеческой точки зрения я был удовлетворен тем, что еврейский народ строит свой национальный дом и я увидел в этом определённую компенсацию за те страдания, которые он терпел веками и которые достигли отвратительного пика в массовых убийствах, учиненных нацистской Германией.»                       Вот такая история приключилась с генералом де Голлем. Не очень красивая, но характерная для этого крайне честолюбивого и во многом высокомерного человека. Сменил его на президентском посту, кстати, Жорж Помпиду (был президентом страны с 1969 по 1974 годы), который до прихода де Голля к власти работал одним из главных управляющих Банка Ротшильда в Париже, принадлежавщего семейству Ротшильд, которое тесно сотрудничало с генералом все трудные военные годы.

В 1981 году на пост главы государства был избран Франсуа Миттеран, представитель левой части французского общества, основатель и глава Социалистической партии. В левых партиях всего мира полно евреев и Франция не была исключением. Тем не менее, не центристских и умеренно правых Ж. Помпиду и сменившего его Валери Жискар д’Эстена, а именно Франсуа Миттерана уличили в оскорбительных выпадах по адресу евреев. Ф. Миттеран (избран Президентом в 1981 году, покинул пост в 1995 году) говорил о мощном и вредоносном влиянии еврейского лобби во Франции, в другой раз он упоминает о сионистском лобби. Будучи Президентом Франсуа Миттеран отказался принести извинения за ту весьма позорную роль, которую власти страны и её население сыграли в депортации французских евреев и евреев-беженцев, нашедших приют во Франции, в нацистские концлагеря (всего туда французской полицией и железнодорожниками было доставлено около 75 000 человек). Чтобы смягчить критику в свой адрес Ф. Миттеран сделал ряд несомненно дружественных жестов в адрес евреев и Израиля. В 1982 году он был первым французским Президентом, посетившим Израиль. Во время визита в Советский Союз в 1984 году он включил в состав делегации Тео Кляйна, главу Совета Евреев Франции, головной организации светских французских евреев. Тем не менее поведение Ф. Миттерана характеризуется явной двойственностью. Каждый год по его указанию доставляли венок на могилу маршала Филиппа Петена. Ф. Миттеран уверял, что тем самым чтит память героя Франции, отличившегося на полях сражений в годы Первой Мировой войны. Но именно Ф. Петен возглавил правительство той части Франции, что нацисты решили не оккупировать. И это правительство самым тесным образом сотрудничало с нацистами и проводило отчетливо выраженную антиеврейскую политику. Лищь после интенсивных протестов еврейских организаций и бывших участников Движения Сопротивления возложение венка было отменено в 1993 году. В 1994 году журналист Пьер Пин опубликовал книгу «Французское юное поколение», в которой показал, что в молодости Ф. Миттеран придерживался достаточно правых взглядов, сотрудничал с чиновниками правительства Ф. Петена и был связан личной дружбой с главой полиции этого правительства Рене Буске, люди которого охотились за евреями. Лишь в 1943 году пересмотрев свои взгляды Ф. Миттеран примкнул к Движению Сопротивления.

Гораздо последовательнее вёл себя сменивший Ф. Миттерана на его посту Жак Ширак, человек правых взглядов и последователь де Голля. (был Президентом с 1995 и по 2007 годы). Уже через два месяца после вступления в должность, когда отмечалась 53-я годовщина первых массовых арестов евреев в Париже, выступавший там Ж. Ширак признал, что Франция несёт свою долю ответственности за вылавливание евреев и отправку их в лагеря смерти.

И, наконец, несколько слов о Франциско Паулино Херменегилдо Теодуло Франко и Бахамонде (1892 – 1975), известном как Франциско Франко, генерале, победителе в гражданской войне в Испании (1936 – 1939), главе государства с 1939 года с диктаторскими полномочиями и с титулом – Caudillo de Espana, por la gracia de Dios (Лидер Испании милостью Божьей). Известно, что в гражданской войне в Испании республиканцев поддерживал Советский Союз и «всё прогрессивное человечество», то-есть левонастроенные интеллигенты, среди которых хватало евреев, а монархистов во главе с Ф. Франко – фашистская Италия и нацистская Германия.
Тем не менее по отношению к евреям Ф. Франко – фигура противоречивая, не однозначная, но совсем не отрицательная. Одной из составных частей сил генерала Ф. Франко были люди из «Фаланга Эспаньола» — националистической партии фашистского толка, основанной в 1933 году адвокатом и политическим деятелем Хозе Антонио Примо де Ривера, который в 1936 году погиб от рук республиканцев. Несмотря на практически полное отсутствие евреев в Испании Примо де Ривера был настроен резко антиеврейски, полагая, что евреи господствуют в мире через деньги и прессу и что коммунизм это инструмент международного еврейского капитала. Вот любопытная цитата из его выступления в марте 1934 года в театре Кальдерон в городе Вальядолид:     «Карл Маркс был немецким евреем, который наблюдая за английскими фабриками в Манчестере и формулируя неумолимые законы аккумуляции капитала при изучении процесса промышленного производства, интересов владельцев предприятий и интересов рабочих, писал в письме своему другу Ф. Энгельсу, что рабочие – это толпа и сброд, с которым не стоит смешиваться, за исключением случаев, когда предоставляется возможность проверить свои доктрины.»                                                                                   Имея подобных союзников и зная, что немало евреев в составе так называемых «интернациональных бригад» воюет на стороне республиканцев генерал Ф. Франко часто тоже был весьма недружелюбен.                                                    «Давайте будем свободны от иллюзий. От еврейского духа, который был ответственен за союз большого капитала с марксизмом и был движущей силой столь многих антииспанских соглашений, нельзя избавиться в один день».                                                                                                                    Впрочем, эти слова были произнесены в 1939 году в Мадриде на параде в честь победы в гражданской войне в период наиболее крепкой дружбы с нацистской Германией. Тогда же был тайно составлен список из 6 000 евреев, живших в Испании, и передан шефу СС Генриху Гиммлеру. Однако, далее Ф. Франко заметно изменил свой курс, отказался от тесного сотрудничества с Германией и Италией, не вступил в войну на их стороне. Никто из испанских евреев не пострадал. Более того, испанская граница с Францией всю войну практически оставалась открытой и немало евреев перешло её, спасаясь от нацистских преследований. Никто из них не был возвращён обратно. Испанские дипломаты пытались помочь евреям сефардского происхождения в Венгрии, в Словакии, в Балканских странах. Франкистская Испания в годы войны стала одним из немногих островков безопасности в охваченной войной Европе.

Вениамин Чернухин                                                                                                 Август 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × один =