Петер (Peter, das Maedchen von der Tankstelle).

Это фильм не о евреях и не про евреев, но это фильм, сделанный евреями. Старый фильм, которому скоро исполнится восемьдесят лет, и, разумеется, не цветной, а черно-белый и пленка уже далеко не новая, а достаточно изношенная и, тем не менее, смотрится он и сегодня с явным интересом. Оттого, что при создании фильма сошлись пути целой группы  талантливых людей и вместе сделали они хороший фильм. При том, что это – не серьезный фильм, ставящий глобальные проблемы, а легкая развлекательная музыкальная комедия со счастливым концом. Но начнем по порядку.

На дворе 1934-й год. В прошлом году пришла к власти в Германии нацистская партия. И сразу началось выдавливание евреев из всех сфер культурной жизни страны. На ведущей германской киностудии UFA работает молодой режиссер Герман Костерлиц, уже снявший там несколько фильмов. Он родился в 1905 году в Берлине, рано познакомился с кинематографом, когда его дядя открыл кинотеатр в Берлине, а мать играла там на фортепиано, сопровождая немые фильмы, которые её маленький сын тем временем смотрел. Ещё учась в школе он начал писать короткие рассказы, затем стал сценаристом, а далее помощником режиссера у известного германского режиссера Курта Бернхарда и, наконец, режиссером. После прихода нацистов к власти германская часть его карьеры быстро завершилась. Формальной причиной будто бы стал инцидент в банке, когда некий нацистский офицер отпустил слишком ироничное замечание по поводу не арийской внешности своего соседа по очереди, получил в ответ удар в физиономию и Герман, не дожидаясь пока люди из тайной полиции – гестапо придут к нему выяснять ситуацию, в тот же день уехал во Францию, где уже обитал его прежний наставник К. Бернхард. Некоторое время он трудился под его руководством, затем переехал в Будапешт, столицу Венгрии, где быстро женился и осел.

Здесь ему встречается Иосиф Герман Пастернак, известный миру как Джо Пастернак, выходец из небольшого местечка  Силадьсомло  в Трансильвании. Он чуть постарше (родился в 1901 году), причем у него уже есть определенная известность в кинематографическом мире. Он –  кинопродюсер, специализирующийся на немецкоязычных музыкальных комедиях. А трудится он в «Дойче Пикчерс» («Deutsche Pictures»), европейском отделении известной американской кинокомпании «Юниверсал Пикчерс» (“Univesrsal Pictures»). У него на примете  талантливая актриса по имени Сидония Зилбершпитц (по другим данным её имя и фамилия при рождении были Фанни Зилверич или Зиверич), из которой он намерен сделать звезду. Данные для того есть превосходные: девушка достаточно молода (она родилась в 1904 году и, кстати, была тринадцатым ребенком в не богатой еврейской семье), красива, обаятельна, у неё прекрасный голос, она танцует и у нее великолепные актерские данные. Она училась в Театральной Академии в Будапеште. Выступает в кабаре венгерской столицы и пользуется заметной популярностью, почему бы не снять ее в кино. Кино карьера актрисы начинается в 1932 году с картины на венгерском языке, далее она переходит на немецкий язык и в 1933 году на экранах появляется немецкоязычная комедия «Любовь и поцелуй, Вероника» с актрисой в главной роли служащей цветочного магазина Вероники. Это обычная комедия с массой недоразумений из-за случайных ошибок и со счастливым концом. Актриса обращает на себя внимание многосторонним талантом, она не только играет, но и поет песни, подобранные для фильма еще молодым, но уже достаточно популярным кино композитором Францем Ваксманом, и далее с ней начинает работать Джо Пастернак. На экраны в 1934 году выходит музыкальная комедия «Весенний парад», режиссер картины известный немецкий режиссер (венгерского происхождения) Геза фон Больвари, продюсер Джо Пастернак, а музыку сочинил такой великолепный австрийский композитор как Роберт Штольц. Две эти картины сделаны в Германии, далее для евреев работа в этой стране становится практически невозможна и следующие картины снимаются в Австрии и Венгрии. Очередная картина, датируемая тем же 1934 годом, это «Скандал в Будапеште», режиссер которого опять Геза фон Больвари. Этот фильм-комедия интересен тем, что здесь Франциска Гааль (таково сценическое имя С. Зильбершпитц) не играя формально главную роль становится благодаря своей великолепной игре главным персонажем фильма. Но Д. Пастернак не сидит без дела и готовит новый музыкальный фильм, ибо Франциска – поющая актриса, а такой талант нельзя не использовать.

Этим фильмом и становится  «Петер», о котором мы и ведем речь и  который начинает сниматься во второй половине 1934 года. Сюжет принадлежит венгерскому писателю и журналисту Шандору Надашу, а сценарий фильма, используя этот сюжет, сочинили венгерский актер, режиссер и сценарист Йохан (Янош) фон Вазари и Феликс Иоахимсон, уроженец Гамбурга, в молодости издатель газет, театральный и музыкальный критик и руководитель театров, затем и киносценарист,  вынужденный оставить Германию из-за своего происхождения и начавший в 1934 году сотрудничать с Д. Пастернаком в создании фильмов. В партнеры Франциске  предназначается актер венского театра «Ин Дер  Иозефштадт» с весьма импозантной внешностью Ханс Ярай. Любопытно, что в фильме Франциска Гааль играет юную 17-летнюю девушку по имени Ева, а ее партнер в роли  доктора Роберта  Бендлера должен быть заметно старше ее по возрасту, в действительности он был чуть моложе ее (он родился в 1906 году), но из-за великолепной игры Франциски это никому даже не приходит в голову. Режиссером фильма становится Герман Костерлиц и начинаются съемки. Фабула фильма достаточно незамысловата. Юную Еву и ее симпатичного дедушку бесцеремонно выкидывают на улицу, когда им нечем платить за жилье. Нет жилища и нет денег, которые надо зарабатывать. Предприимчивая Ева сначала пробует свои силы с дедушкой в качестве уличных музыкантов. Денег публика не дает, но на пути им попадается некий мошенник. Он силой заставляет Еву поменяться одеждой, чтобы обмануть преследующую его полицию, и так Ева, оставшаяся в мужской одежде, вынужденно становится парнем и берет себе имя Петер. Далее она пытается продавать газеты и, чтобы привлечь внимание, выкрикивает о какой-то мнимой супер сенсации. Доктор Р. Бендлер  останавливает машину и покупает газету и не найдя этой сенсации в гневе обрушивается на продавца. Завязывается потасовка, разбивается телефонная будка, дело попадает в полицию. Сердобольный доктор Р. Бендлер случайно услышав о бедственном положении семьи пристраивает Петера на работу на автозаправочную станцию-гараж, владельца которого г-на Цёльнера он знает. Далее начинается ряд встреч в разных обстоятельствах между Петером и доктором Р. Бендлером, который постепенно выясняет, что Петер на самом деле  — молодая и красивая девушка и все завершается взаимной любовью и поцелуем в заключительной сцене фильма. Но до этого имеет место мастерски поставленная и снятая сцена в аристократическом клубе, где Петер с некой юной дамой танцует при полном внимании присутствующих  томное и страстное танго. Ради этой сцены многие зрители были готовы смотреть этот фильм второй и третий раз.

Раз уж зашла речь о музыке фильма, яркой и запоминающейся, то следует назвать и композитора. Это – Николас Бродский, уроженец Одессы (родился в 1905 году). Тем не менее его родители не украинские, а венгерские евреи и он хорошо владел не украинским, а венгерским языком. Музыкальное образование он также получил не на Украине, а в Италии и Австрии. Далее он оказался в Германии, где начал завоевывать популярность как композитор, сочиняющий легкую музыку и музыку для оперетт. Приход нацистов к власти вынуждает его оставить Германию и перебраться в Венгрию. Есть у него опыт и в сочинении музыки для кинофильмов и ему и поручают музыкальное оформление нового фильма.  Снял фильм опытный оператор Иштван Эйбен. Принимал участие в создании фильма в качестве монтажера-редактора Виктор Гертлер.  Об исполнителях двух главных ролей в фильме речь шла выше, но успех фильму обеспечил также удачный подбор актеров на роли второго плана. В роли вызывающего сочувствие зрителей дедушки Евы снялся Феликс Брессерт, талантливый актер, специализировавшийся на исполнении небольших второстепенных ролей.  Он – уроженец Германии, где у него шла успешная театральная и кино карьера и который после 1933 года тоже стал беженцем, обосновавшимся в Австрии. И, наконец, роль глуповато-простодушного, любящего поговорить, но в общем достаточно симпатичного толстяка — владельца гаража г-на Цёльнера великолепно сыграл  комедийный актер Отто Вальбург. Он тоже из Германии, его оригинальное имя Отто Максимиллиан Вассерцуг, он чуть постарше своих коллег (родился в 1889 году), много снимался в кинофильмах и был весьма востребован как актер второго плана. Но в 1934 году он тоже был вынужден оставить Германию и перебрался в Австрию и здесь тесно сотрудничал с Д. Пастернаком.

Вот такова была команда, начавшая работу над фильмом. Снимали фильм две киностудии: уже упомянутая «Универсал Пикчерс», на которой трудился Д. Пастернак, и венгерская студия «Хунниа Фильм Студио». Работа шла быстро и  20 декабря 1934 года фильм вышел на экраны в Австрии. Полное его название «Петер, девушка с автозаправки» («Peter, das Maedchen von der Tankstelle”), но все его называли просто «Петер». Другим странам понадобилось некоторое время для перевода фильма на родной язык и изготовления титров. В сентябре 1935 года он выходит на экраны Франции, в следующем месяце – на экраны Финляндии, в ноябре его можно видеть на экранах Мадрида (Испания), в январе 1936 года – в Дании и Португалии и т.д. Демонстрировался он и в Советском Союзе. Он был конкурсным фильмом на Московском кинофестивале (проходил с 22 февраля и по первое марта 1935 года в Москве, председателем жюри был Сергей Эйзенштейн). Фильм удостоился почетного диплома как «соединяющий занимательный сюжет четко сконструированного сценария с высоким актерским мастерством». А вот в Германии этот фильм на немецком языке так и не пошел в те годы, причина, мне кажется, очевидна: обилие еврейских имен, еще хорошо знакомых и не ставших забытыми жителями страны. Зато после войны в августе 1952 года состоялась премьера фильма в Восточной Германии – Германской Демократической Республике. А вскоре этот фильм снова появился  на экранах Советского Союза, где он на сей раз оказался в категории так называемых «трофейных»  фильмов. Фильму фамильярно изменили название, он стал называться на русский манер «Петька». Как и в других трофейных фильмах начальные титры были убраны.  Создателями фильма была объявлена студия под названием «Универсаль – Гунния», место и время выпуска на экраны – Будапешт 1935. Указаны были режиссер фильма, его оператор и автор музыки. Из актеров была упомянута лишь исполнительница главной роли Франциска Гааль. Трудно описать успех фильма. Его смотрели по нескольку раз, фильмов в те годы на экраны выходило мало, а уж качественных комедий было совсем не много. Интерес к фильму по моему не иссяк и до сего дня.

Ну и в завершение рассказа интересно узнать, что случилось с создателями фильма и с актерами, игравшими в нём. В общем судьба оказалась к ним достаточно благосклонна.  Хотя через несколько лет в Европе началась полномасштабная война и нацисты принялись старательно и педантично уничтожать евреев. Австрия стала частью Германии, Венгрия осталась самостоятельной страной. Хотя её формальный глава  Королевский Регент адмирал М. Хорти не был замечен в симпатии к евреям, скорее наоборот, но тем не менее он считал, что как глава государства  он обязан защищать всех её граждан. Но страна была союзницей нацистской Германии и среди сменявших друг друга правительств страны были и относительно либеральные, но были и такие, что явно сотрудничали с нацистами в деле уничтожения евреев. К тому же в конце войны М. Хорти был отстранен от дел, а сменивший его Ф. Салаши был лидером про нацистской партии, то-есть венгерским нацистом.  Люди, принимавшие участие в создании фильма, были достаточно осведомленными, в частности об отношении нацистов к евреям и посему не дожидаясь дальнейшего развития событий начали оставлять Австрию и Венгрию. Ключевую роль сыграл Д. Пастернак, который был сотрудником американской кинокомпании.  В 1936 году он переезжает в Соединенные Штаты, продолжая трудиться в своей родной компании «Юниверсал Пикчерс». Здесь он быстро находит замену Франциске Гааль в лице юной Дины Дёрбин, девочки-подростка из Канады. Д. Пастернак начинает создавать серию фильмов с участием Дины, та быстро становится кинозвездой,  а сам Д. Пастернак знаменитым и известным. К моменту переезда Д. Пастернака в США его фирма находится в трудном финансовом положении, кассовый успех фильмов с участием Д. Дёрбин  эффективно улучшает ситуацию,  Д. Пастернак  трудится в «Юниверсал Пикчерс», а после 1941 года в другой не менее известной компании «Метро-Голдвин-Майер». К моменту завершения кинематографической карьеры в 1968 году на его счету около 90 фильмов, преимущественно музыкальных и он ещё при жизни – одна из легенд Голливуда. Одним из его американских фильмов стал «Весенний парад», снятый в конце 30-х годов, англоязычная версия старого фильма с участием Франциски Гааль. В главной роли в этом фильме снялась Дина Дёрбин, а анти нацистски настроенный композитор Роберт Штольц в это время уже оставил Австрию и жил в Соединенных Штатах и тоже принял участие в работе над фильмом.

В 1936 году получает приглашение работать в США в компании «Юниверсал Пикчерс» режиссер Герман Костерлиц и немедленно выезжает туда, воссоединившись с продюсером его фильмов на американской земле. Он не владел английским языком, тем не менее он (видимо с помощью Д. Пастернака) сумел убедить руководство киностудии поручить ему постановку фильма  далее вышедшего на экраны под названием «Три милые девушки». Именно этот успешный фильм с участием 15-летней Д. Дёрбин и спас киностудию от банкротства. Далее та же тройка делает фильм «Сто мужчин и девушка» со знаменитым дирижером Леопольдом Стоковским в одной из ролей  и этот фильм имеет большой успех у публики, он делает юную шестнадцатилетнюю Д. Дёрбин настоящей кинозвездой. После этого режиссер, который американизирует свою фамилию и начинает зваться Генри Костер, снимает ещё несколько музыкальных фильмов и легких комедий продолжая работать с Д. Дёрбин, в 1941 году вместе с Д. Пастернаком уходит работать на студию «Метро-Голдвин-Майер» и продолжает успешно снимать фильмы до 1965 года, становясь одним из ведущих американских кинорежиссеров 50-60-х годов. В Голливуде оказался и Феликс Иоахимсон, также сменивший там фамилию и ставший на американский манер Феликс Джексон. Он прибыл в страну чуть позже, в конце тридцатых годов, но тут же активно включился в работу в качестве сценариста. Далее он стал также успешным кинопродюсером. Он не покинул киностудию «Юниверсал Пикчерс» и там он оказался сценаристом и продюсером нескольких фильмов с участием Дины Дёрбин. Творческая дружба перешла в личную и в июне 1945 году они сочетались браком в Лас-Вегасе. Это было второе бракосочетание Дины и четвертое Феликса, который был почти на двадцать лет старше. Впрочем, Феликс, видимо, был человеком не очень подходящим для семейной жизни, в 1948 году пара рассталась и в октябре 1949 года развелась официально. Приблизительно в это же время Феликс оставляет киноиндустрию и переключается на стремительно набирающее популярность телевидение, где работает еще долгие годы.

Сделал прекрасную карьеру в мире американского кинематографа и композитор Николас Бродский. Он перебрался в Соединенные Штаты в 1935 году, но стал широко известным в начале 50-х годов, когда он в частности сочинил музыку для нескольких фильмов с участием знаменитого тенора Марио Ланца, как например,: «Любимец Нового Орлеана», «Потому, что ты моя», «Серенада», а также и для других фильмов, имевших успех у публики. Многие из этих фильмов были сняты киностудией «Метро-Голдвин-Майер», а продюсером выступал Д. Пастернак. Две из его песен:  «Будь моей любовью» («Be my love») и «Потому, что ты моя» («Because you’re mine») имели невероятный успех и пластинки с их исполнением разошлись в десятках миллионов экземпляров. Оператор картины И. Эйбен и монтажер — редактор В. Гертлер смогли пережить войну не покидая Будапешт (евреи Будапешта были последними из венгерских евреев, кого отправляли в концлагеря, поражение в войне помешало нацистам уничтожить их). Ханс Ярай сумел уехать в Соединенные Штаты в 1938 году, в год захвата Австрии нацистской Германией. В США он был театральным актером, выступал в театрах на Бродвее, снялся в паре фильмов. После войны вернулся в Австрию, продолжил карьеру театрального актера, снимался в кино, преподавал, писал пьесы и сценарии. Феликс Брессерт после бегства из Германии очень успешно акклиматизировался в Австрии, снявшись в более чем двух десятках фильмов, но в конце 30-х годов и ему пришлось перебраться в Соединенные Штаты. Там помог старый друг Д. Пастернак, помогли ему и другие беженцы из нацистской Германии и успешная кино карьера наладилась и на новом месте. Режиссером нескольких фильмов, в которых он снимался,  был Генри Костер, но наиболее приметным оказалось участие в знаменитом фильме «Ниночка», здесь режиссером был другой беженец из Германии Эрнст Любич. В Германию после войны актер не вернулся, на его счету в Голливуде около сорока фильмов. Драматично сложилась судьба лишь у Отто Вальбурга. Предчувствуя, что Австрия едва ли долгое время  будет надежным убежищем он тоже эмигрировал в 1937 году из страны. Но не в Соединенные Штаты, как это сделали все те, о ком шла речь выше, а в Нидерланды. Но в 1940 году война пришла и в Нидерланды, страна была оккупирована нацистскими войсками, нидерландское гражданство перестало быть защитой. Некоторое время О. Вальбургу  удавалось скрываться, но в начале 1944 года нацисты задержали его. Сначала он попал в концлагерь Вестерборг, потом в Терезиенштадт и затем в Освенцим, где он и погиб в конце 1944 года.

Ну и самый интересный вопрос: а как сложилась судьба Франциски Гааль, центрального персонажа фильма «Петер»? После выхода на экраны  пользующегося успехом  фильма «Петер» она начинает работу над следующим фильмом «Маленькая мама». Фильм во многом делает та же команда. Автор сценария Феликс Иоахимсон (Джексон), режиссер Герман Костерлиц (Генри Костер), продюсер Джо Пастернак, музыкальное сопровождение Николаса Бродского, оператор – Иштван Эйбен, а в одной из центральных ролей занят Отто Вальбург. Снимает фильм киностудия «Юниверсал Пикчерс». Фильм выходит на экраны в апреле 1935 года. И опять явный успех и опять во многом благодаря великолепной игре Франциски. Снова её героиня – молоденькая девушка. Она находит брошенного младенца, естественно окружающие решают, что это её внебрачный ребенок со всеми вытекающими отсюда последствиями. Множество недоразумений, приятная музыка, пение и, разумеется, счастливый конец. И этот фильм, кстати, демонстрировался на экранах Советского Союза и имел не меньший успех чем «Петер». Далее выходят на экраны комедии «Катерина, последняя» (Феликс Иоахимсон,  Герман Костерлиц, Джо Пастернак и Николас Бродский в числе создателей), тоже шедшая в Советском Союзе до войны, и «Девица Лили» (здесь уже нет никого из старой команды, фильм поставили известный актер, сценарист и режиссер Ханс Берендт, погибший в 1942 году в Освенциме, и сценарист и режиссер Роберт Вольмут, успевший перебраться в Соединенные Штаты, но главную мужскую роль опять исполняет Ханс Ярай, а, кроме того,  в одной из главных ролей — прекрасный комический актер С. Сакалл, далее преуспевший в Голливуде). Но время идёт и теперь и Франциска начинает понимать, что надо уносить ноги из Европы, стоящей накануне драматических событий.

И она отправляется в Соединенные Штаты. И возобновляет свою кинематографическую карьеру там. В 1938 году выходит на экраны американский фильм «Медовый месяц в Париже», тоже музыкальная комедия, где заглавную мужскую роль исполняет один из ведущих американских певцов и киноактеров того времени Бинг Кросби. Ф. Гааль здесь в роли бедной, но красивой и талантливой девушки, покоряющей сердце богатого американца, который планирует медовый месяц в Париже с не менее богатой невестой. Можно отметить участие в фильме двух актеров, выходцев из Российской Империи: Михаила Висарова и Акима Тамирова (армянин, родом из Тбилиси). Следующим американским фильмом, в котором снялась Франциска Гааль, стал большой костюмный приключенческий фильм «Пират», вышедший на экраны в 1939 году. Поставил его знаменитый режиссер и продюсер Сесил де Миль, а в главной роли здесь выступил известный американский киноактер Фридерик Марч. Снялся в нем и Аким Тамиров. Франциска здесь в роли голландской девушки Гретхен, влюбленной в пирата Жана Лафита, в роли которого и снялся Ф. Марч. Затем Франциска Гааль снимается в фильме «Девушка внизу», который также поставил Сесил де Милль. Один из авторов сценария Феликс Джексон. Партнер Франциски в этом фильме ещё один известный актер Франчот Тоун (возможно знакомый многим по фильму «Сестра его дворецкого», который пользовался большим успехом в бывшем Советском Союзе и где Ф. Тоун играет в паре с Д. Дёрбин). Кажется, что у актрисы начинает налаживаться карьера и в новой стране и при её талантах её ждет большое будущее. Но в этот момент Франциска вынуждена прервать съемки и вернуться в Будапешт к заболевшей матери. Однако, начинается полномасштабная война по всему европейскому континенту и немедленное возвращение в Соединенные Штаты оказывается невозможным. Франциска остается в Будапеште. Разумеется, ни о какой профессиональной работе сейчас речь не идет. Франциска сумела пережить войну, а после её окончания попыталась возобновить профессиональную карьеру. Она направилась в Соединенные Штаты и начала сниматься в одном фильме, но он так и не вышел на экраны. Отмечаются также её выступления в театре на Бродвее в 1951 году в спектакле «Счастливое время», где она временно заменяла другую актрису родом из Венгрии Еву Габор.  Известно также, что после войны Ф. Гааль  получила приглашение посетить Советский Союз и была в Москве и Ленинграде. Но завершила свой жизненный путь Франциска Гааль в Нью-Йорке в самом начале 1973 года, изрядно забытая и в значительной степени не реализовав свой творческий потенциал. Ведь по таланту она никак не уступала такой легендарной актрисе как Дина Дёрбин.

Вениамин Чернухин                                                                                                          Июнь 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =