Несколько занятных историй: еврейский супруг Эдит Пиаф, иностранные кинозвезды бегут от нацистов, родственница Ш. Переса в Голливуде.

Певица Эдит Пиаф  (1915-1963) считается одним из символов Франции благодаря широкому международному успеху и признанию, которыми она пользуется до сего дня. Личная жизнь певицы достаточно бурная и началась в весьма юном семнадцатилетнем возрасте, когда у неё появился первый друг по имени  Луи Дюпон, с которым она, впрочем, через год поссорилась. Далее среди её близких друзей были Раймонд Ассо, писавший тексты песен, которые она пела, Ив Монтан, которому она помогла стать одним из ведущих французских певцов, боксер Марсель Сердан. Роман с последним был особо примечательным и получил международную известность. Познакомились они летом 1948 года. В это время М. Сердан уже чемпион Европы среди боксеров-профессионалов в среднем весе. В сентябре того же года М. Сердан едет в Соединенные Штаты и 21-го сентября на Рузвельт Стадионе в городе Джерси-Сити встречается в боксерском поединке с американским боксером Тони Зейлом, у которого титул чемпиона мира в этой весовой категории. В двенадцатом раунде М. Сердан побеждает нокаутом и сам становится чемпионом мира. Теперь М. Сердан – одна из самых популярных личностей в стране. Проблема в том, что он женат и у него трое детей. Тем не менее его роман с Э. Пиаф не прерывается и именно М. Сердану Э. Пиаф посвящает одну из своих лучших и наиболее известных песен « Hymne à l’amour» («Гимн любви»). Все, однако, завершается в октябре 1949 года, когда самолет, на котором боксер летит из Парижа в Нью-Йорк, чтобы встретиться с Э. Пиаф, дающей серию концертов за океаном, терпит аварию в районе Азорских островов.

Эдит Пиаф в трауре, но жизнь продолжается и в её жизни появляются другие мужчины. Сначала ещё один совсем молодой и малоизвестный певец Шарль Азнавур, затем молодой американский певец и актер Эдди Константин. А далее в жизни Э. Пиаф наступают трудные времена. В 1951 году она попадает в серьезную автомобильную катастрофу, у неё сломана рука и два ребра. Выздоровев она снова попадает в транспортное происшествие. После гибели М. Сердана и ранений у неё усиливаются нездоровые привычки, типа пристрастия к алкоголю и морфию, который ей давали как обезболивающее средство при лечении. Страдает она и от болезни, называемой ревматоидный артрит (заболевание суставов). Среди тех, кто пытается помочь ей — старый друг, певец и киноактер Жак Пильс (Jacques Pills). Именно он привозит Э. Пиаф в реабилитационные клиники, хотя эффект от лечения там невелик. Кроме того,  Ж. Пильс пишет слова песни, музыку сочиняет музыкант по имени Франсуа Силли (далее ставший широко известным под именем Жильбер Беко) и Эдит Пиаф исполняет её. Контакты между Э. Пиаф и Ж. Пильсом крепнут и всё завершается бракосочетанием в 1952 году. Церемония имеет место в оффисе шестнадцатого парижского округа 29-го июля. Хотя Э. Пиаф уже не молода и на её счету уже не одна романтическая история, но это первое официальное замужество в её жизни. Кстати, в качестве одной из свидетельниц со стороны Эдит Пиаф на этом бракосочетании выступала другая знаменитая певица и киноактриса Марлен Дитрих. Впрочем,  и Ж. Пильс женится тоже не первый раз, ему в момент бракосочетания уже 46 лет. Двенадцать лет он был мужем другой известной французской певицы Люсьен Бойер. Его настоящее имя Рене Жак Дюко и родился он в маленьком городке Тюль в самом центре Франции.  Начал выступать на сцене кабаре Мулен-Руж в Париже (став вместе со своим коллегой Ж. Табе известным дуэтом «Пильс и Табе») и с 1933 года стал сниматься в фильмах, большей частью в непритязательных музыкальных комедиях, в которых он исполняет роль певца. Хотя некоторые из них пользовались заметным успехом при выходе на экран, но забыты сегодня. Всего на счету певца за его творческую жизнь участие в девяти кинокартинах. В 1939 дуэт распадается и Ж. Пильс начинает выступать соло, в этом же году следует его бракосочетание с Л. Бойер. В апреле 1941 года у пары рождается дочь Жаклин, в дальнейшем тоже популярная певица. Затем наступают трудные времена, ибо Франция терпит поражение в войне с Германией и в стране идет охота на евреев. Люсьен помогает скрываться своему еврейскому супругу, артистическая карьера которого приостановлена. Тем не менее ему удается благополучно пережить трудные времена. В 1951 году имеет место развод и второй супругой Ж. Пильса становится Эдит Пиаф, увлечение которой, возможно, и стало причиной развода. Вместе они совершают несколько туров выступлений, включая поездку в Соединенные Штаты, в Нью-Йорк сразу после вступления в брак, где снова отмечают свое бракосочетание, и каждый из них даёт концерты,  есть у них и совместные звукозаписи. Поначалу этот брак внес некоторую стабильность и успокоение в бурную и весьма сумбурную жизнь Эдит. Но постепенно её слабости дают себя знать, появляются и новые увлечения и в конце концов в 1956 году они расстаются.

Обоим женам Ж. Пильса пришлось пережить трудные годы Второй Мировой войны и нацистской оккупации страны. Обе они не прерывали свою карьеру, продолжая выступать. Люсьен Бойер выступала во Франции, но категорически отказалась ехать для выступлений в Германию. Поведение Эдит Пиаф более противоречиво. Известно, что она неоднократно выступала перед германскими военнослужащими и пользовалась расположением оккупационных властей. Были люди, что считали её предательницей. После войны Э. Пиаф утверждала, что делала все это ради пользы дела: ей разрешали выступать перед французскими военнопленными, что было для них моральной поддержкой, и фотографироваться с ними, после чего эти фотографии вырезались и использовались для фиктивных удостоверений личности. Известно, что она помогла нескольким лицам укрыться от нацистских преследований, у неё работал еврейский пианист, которого она защищала.

Стремясь показать свой высокий уровень цивилизации нацистские власти были весьма заинтересованы в звездах иностранного происхождения, сотрудничающих с ними. Особенно в кинематографии, ибо в те до телевизионные годы кино было необычайно популярным видом искусства. Нацистам было что предложить, ибо в тридцатые годы прошлого века германская кинематография  была ведущей в Европе и пыталась соперничать с Голливудом. И среди звезд германской киноиндустрии блистали три актрисы иностранного происхождения: Пола Негри, Лилиан Харвей и Зара Линдер. Польская актриса Пола Негри (отец – словак, мать – полька) начала карьеру в родной стране, затем перебралась в Германию, оттуда в Соединенные Штаты, но в начале тридцатых годов оказалась во Франции, где снялась в одном фильме. Далее актер и режиссер Вилли Форст пригласил её в Германию, где первым фильмом с её участием стал  фильм «Мазурка» (1935 год), который имел заметный успех в стране и за рубежом. После этого П. Негри, оставаясь жить во Франции,  снялась ещё в пяти фильмах в Германии. Но,  после того как Германия оккупировала её любимую Францию в 1940 году, Пола Негри, чувствуя антипатию к нацистам, оставляет Германию, из Франции пробирается в нейтральную Португалию и оттуда на корабле возвращается в Соединенные Штаты. Её роман с нацистами завершен, даже несмотря на то, что к ней благоволили их вожди и её любил видеть на экране сам Адольф Гитлер, вождь нацистов.

Лилиан Харвей (её полное имя было Хелен Лилиан Мюриэль Папе) родилась в Лондоне в 1906 году, её мать-англичанка, а отец-немец. Начало Первой Мировой войны застало семью в Германии, в городе Магдебург (родной город её отца), откуда они не смогли вернуться к себе домой, ибо Великобритания перешла в состояние войны с Германией. Со временем семья перебралась в Берлин, где Лилиан училась в школе и далее в студии при Берлинской Опере. Её артистическое имя Харвей – фамилия её бабушки по материнской линии. В 1924 году  в Вене, в Австрии Лилиан начинает работать танцовщицей в ревю и в том же году начинается её кинематографическая карьера. Она снимается в одной из главных  ролей в фильме (разумеется, немом) под названием «Проклятие». Что интересно, то это то, что это – еврейский фильм. Действие происходит в еврейском местечке где-то в Восточной Европе. Молодая женщина по имени Рут (и именно эту роль и исполнила Лилиан Харвей) разрывается между своим стремлением к современной жизни и обязательствами перед семьей. Образ жизни у неё  начинает отличаться от традиционного, принятого в патриархальных еврейских семьях. Её мать шокирована таким поведением дочери и в итоге кончает жизнь самоубийством. Это – выражение проклятия, которое висит над семьей. Естественно, что еврейский фильм делала и еврейская команда. Поставил фильм австрийско-чешский режиссер Роберт Ланд (родился в Чехии, тогда в Австро-Венгерской Империи как Роберт Либман, но трудился в Австрии), сценарий написал Вальтер Райш (австрийский сценарист и режиссер, далее эмигрировал в Соединенные Штаты, где писал сценарии таких фильмов как «Большой вальс»,  «Ниночка» и «Леди Гамильтон» под именем Уолтер Райш) и, наконец, в главной мужской роли снялся венгерский актер Оскар Береги (тоже в дальнейшем сумевший перебраться в Соединенные Штаты).

Но вернемся к Лилиан Харвей. Красивая актриса продолжает быть востребованной в кинематографе, а как только появляется звуковое кино, то её шансы получить ведущие роли заметно увеличиваются, ибо она прекрасно поёт. Её постоянным партнером начинает становиться актер  Вилли Фритш и эта красивая пара становится любимицей  кино зрителей. Всего вместе они снялись в одиннадцати фильмах, естественно по большей части о романтической любви. В августе 1928 года Л. Харвей подписывает контракт с ведущей германской киностудией УФА (Universum-Film AG), по которому она становится самой высокооплачиваемой актрисой в стране и имеет право выбирать себе роли в фильмах. В 1930 году появляется первый звуковой фильм с её участием «Вальс любви», поставленный австрийским режиссером  Вильгельмом Тиле (в дальнейшем еврейский беженец и известный кино режиссер в Голливуде). При этом продюсер фильма Эрих Поммер (ещё один еврейский беженец и далее продюсер и администратор в Голливуде) снял фильм на трёх языках сразу (немецкий, французский и английский) и Лилиан Харвей играла свою роль во всех трех версиях.

Пресса полна восторженных отзывов об актрисе, называя её «сладчайшей девушкой в мире». В 1930 году она снимается в криминальной комедии «Хокус-Покус», имеющей заметный коммерческий успех. Почти сразу же в Великобритании снимается англоязычный вариант этой картины и в главных ролях Лилиан Харвей и Лоуренс Оливье, впоследствии знаменитый британский актер, но сейчас это его первая роль в кинематографе. В том же году выходит на экраны и музыкальный фильм «Трое с автозаправочной станции» (режиссер Вильгельм Тиле), также коммерчески очень успешный. Песенка из этого фильма «Liebling, mein Herz lässt dich grüßen» («Милый, мое сердце приветствует тебя») композитора Вернера Хаймана разлетелась тут же по всей стране. В этом фильме дебютирует Хайнц Рюман, далее один из самых популярных актеров германского кино, снявшийся в бессчетном количестве фильмов. Он был любимым киноактером Анны Франк и его портрет висел на стенке той комнатки, где она скрывалась со своей семьей. И висит там до сего дня, ибо теперь там музей её имени. В годы нацистского правления Х. Рюман старался держаться нейтрально, аполитично, хотя он и играл в ряде фильмов с пропагандистским уклоном. В 1938 году он развелся со своей еврейской женой. Его обвинили в том, что он сделал это в угоду властям. Но, когда Х. Рюман женился снова, то и у его новой жены оказалась еврейская кровь. Из-за чего актеру пришлось объясняться с нацистскими властями, среди которых он был достаточно популярен. Его первая жена вышла замуж за шведского актера и, уехав с ним в Швецию, уцелела.

В 1931 году на экраны выходит один из самых примечательных фильмов  ранней эпохи звукового кино «Конгресс танцует». Это опять музыкальная комедия, Лилиан Харвей снялась в центральной женской роли Кристель Вайнцингер, продавщицы перчаток, её партнером как всегда стал Вилли Фритш в двух ролях сразу: русского царя Александра Первого и его двойника по фамилии Уральский. Действие фильма имеет место во время Венского Конгресса 1814/15 годов, когда лидеры европейских держав, победивших Наполеона, собираются в Вене, чтобы обсудить переустройство Европы. Этот пышный костюмный  фильм рассматривался как европейский вызов Голливуду, в нем участвовали лучшие германские актеры того времени. Более того, опять одновременно были сняты три версии фильма: немецкая, английская и французская, Лилиан Харвей снялась во всех трех, ибо на всех трех языках говорила без заметного акцента, а Вилли Фритша  заменял другой актер. Очень удачной оказалась музыка, которую сочинил для фильма Вернер Хайман, один из лучших, если не лучший германский кино композитор тех лет, в дальнейшем вынужденный бежать из Германии из-за своего еврейского происхождения и ставший одним из ведущих композиторов Голливуда. Песня из фильма в исполнении Л. Харвей под названием  «Das gibt’s nur einmal» («Это имеет место лишь однажды») звучит повсюду. Теперь Лилиан Харвей – признанная королева экрана, женщины начинают копировать её прическу и манеру одеваться.

После успеха этого фильма популярность Л. Харвей становится и  международной и следует приглашение в Голливуд. Но она едет не одна, с ней её друг Пол Мартин, сценарист и режиссер венгерского происхождения, с которым она познакомилась в 1931 году на съемках фильма «Белокурая мечта». Они уезжают в самом начале января 1933 года. Лилиан Харвей снимается в Голливуде в четырех фильмах, но эти фильмы менее успешны, чем европейские, у её партнера дела тоже идут не очень хорошо и в 1935 году они возвращаются в Германию. Но это уже другая страна. Уезжала она из демократической страны, а прибыла в тоталитарное государство со всеобъемлющим контролем за всеми действиями своих граждан. Хотя нацисты и были весьма заинтересованы иметь у себя такую звезду, но тем не менее у Л. Харвей скоро начались трения с новыми властями. Она продолжила поддерживать дружеские контакты со своими еврейскими коллегами, которые ещё оставались в Германии, и даже приглашала их к себе домой. Кое-кому из своих еврейских коллег она помогла покинуть Германию. В итоге за ней начала присматривать нацистская тайная полиция (гестапо). Тем не менее она ещё оставалась востребована как актриса и продолжает сниматься в фильмах. В 1937 году имеет место скандал: по обвинению в  гомосексуализме арестован хореограф Йенс Кит, Л. Харвей вносит денежный залог и того освобождают на поруки. Освобожденный Й. Кит бежит из страны,  а Л. Харвей вследствие этого устраивают основательный допрос. Над ней нависает даже угроза ареста и ей приходится обратиться к самому министру народного просвещения и пропаганды Й. Геббельсу. Популярность Л. Харвей начинает падать, её лучшие фильмы более не демонстрируются, ибо среди их создателей полно евреев, и она чувствует, что её либеральные взгляды трудно сочетаются с политикой нацистов, становящейся все более жесткой и безжалостной. Следует ссора с П. Мартином, который увлекся другой дамой, и в итоге в 1939 году Лилиан Харвей с небольшим багажом оставляет Германию. Поначалу она хочет жить в своем поместье в Венгрии, но Венгрия на стороне Германии и  она переселяется на юг Франции в свою виллу, приобретенную ещё в 1931 году. Война не началась и передвижение пока относительно свободно. Далее имеет место война между Германией и Францией и поражение Франции. Актриса живет в не оккупированной части Франции подконтрольной правительству маршала Ф. Петена в Виши. Выступает перед французскими солдатами и помогает беженцам и эмигрантам, особенно из Германии. Здесь она снялась в двух французских фильмах, которые стали последними в её кино карьере. Совершила гастрольную поездку в Швейцарию. Когда нацисты появились и в этой части Франции они пытались добраться и до Л. Харвей. Но та сумела выехать в конце 1941 года в Соединенные Штаты. Живя там она в числе прочих дел принимала участие в анти нацистских радиопередачах на немецком языке и в 1943 году была лишена германского гражданства за «поведение, враждебное государству и его гражданам», а все её имущество конфисковано.

Ещё одна актриса, блиставшая в фильмах тридцатых годов, сделанных в Германии, это Зара Линдер. Она родилась в 1907 году в шведском городе Карлстадт под именем Зара Стина Хедберг. Её мать была чистокровная шведка, но с отцом ситуация не ясная и ходили слухи, что он был еврейского происхождения, он был коммерсантом и звали его Андерс Лоренц Себастиан Хедберг.  Музыкальный талант девочки проявился достаточно рано, хотя первоначально у неё нет желания стать актрисой. С 1922 и по 1924 годы она живет в столице независимой Латвии, городе Рига, там она изучает немецкий язык. Возвращается в Швецию, работает секретаршей, в 1926 году выходит замуж за актера Нильса Линдера, рожает двух детей.  Начинает принимать участие в спектаклях кабаре, разводится с мужем, затем становится профессиональной актрисой. Сначала играет в провинциальных театрах, потом перебирается в столицу страны Стокгольм. Исполняет заглавную роль Ханны Главари в оперетте Ф. Легара «Веселая вдова» в 1931 году и успех этого спектакля делает её восходящей звездой.  Начинает регулярно выступать на сцене и сниматься в фильмах в Швеции. Но небольшая Швеция мала ей. Она уже известна и получает приглашения из Европы и из Соединенных Штатов. Отказывается от возможности ехать в Соединенные Штаты имея двух маленьких детей и не будучи уверенной в своём успехе там. Выбирает Германию, хотя у власти там уже нацисты, а в Швеции она сотрудничала с актером и автором песен Карлом Герхардом, убежденным противником нацизма. Во многом оттого, что владеет немецким языком.

Впрочем, поначалу она в 1935 году направляется в ещё независимую Австрию, в Вену. Там она выступает в Театр ан дер Вин и снимается в своем первом германоязычном фильме «Премьера» в роли успешной звезды кабаре. На неё обращают внимание люди из ведущей германской киностудии УФА, с которой и заключается контракт в 1936 году. На этой студии она снимается в десяти фильмах, большая часть из них оказываются весьма успешными.  Амплуа З. Линдер заметно отличалось от амплуа Л. Харвей. Последняя играла простых, милых, обаятельных, непосредственных девушек, а З. Линдер специализировалась по ролям независимых, страстных, уверенных в себе роковых женщин, при этом как и Л. Харвей она была поющая актриса и песни в её исполнении звучат во многих фильмах, в которых она снималась. Но в отличие от веселых и жизнерадостных песен, исполнявшихся Л. Харвей, репертуар З. Линдер  больше состоит из спокойных, меланхоличных песен, правда, и тембр голоса у обоих отличен: звонкий и более высокий у Л. Харвей и глубокий и более низкий у З. Линдер. В годы войны кроме статуса кинозвезды З. Линдер приобретает и статус ведущей германоязычной певицы и доходы от продажи её пластинок превышают её гонорары от киностудии.

Первым фильмом, сделанным с её участием в Германии, стал фильм «К новым берегам», оказавшийся на экранах в 1937 году. Поставил его режиссер Детлев  Сирк, а музыку написал композитор Ральф Бенацкий, оба вскоре оставили Германию (оба не евреи, но с еврейскими женами). Фильм оказался успешным с художественной и с коммерческой точки зрения. Ещё более успешным оказался следующий фильм «Ла Хабанера», также поставленный Детлевом Сирком, это был его последний фильм в Германии. Это мелодрама, действие которой развертывается в Пуэрто-Рико. З. Линдер играет в нем шведку Астри  Стернхьелм  приехавшую сюда на время, увлеченную местной музыкой и вышедшую замуж за дона Педро де Авила, оказавшимся злодеем (его роль исполнил  Фердинанд Мариан, будущий исполнитель роли Еврея Зюсса в одноименном одиозном нацистском фильме), и оставшуюся в стране. Следует целый ряд драматических коллизий, связанных с этими персонажами и шведом доктором Свеном Нагелем, прибывшим на остров исследовать загадочную болезнь, называемую пуэрториканская лихорадка. Разумеется, добро побеждает в финале зло, Астри и Свен возвращаются в родную Швецию, а дон Педро становится жертвой собственных злобных действий. Мастерски снятый фильм с хорошими актерами, украшенный красивой песней « Der Wind hat mir ein Lied erzählt» («Ветер рассказал мне одну песню»). Фильм снимался на Канарских островах, в нем много музыки, хотя «хабанера» ведет свое происхождение не из Пуэрто-Рико, но с Кубы.

Самый больший коммерческий успех из фильмов с участием З. Линдер  имел фильм «Большая любовь», появившийся на экранах в июне 1942 года. Успех этого сентиментального фильма (его посмотрело 27 миллионов зрителей) понятен: первые военные успехи остались позади, война начала принимать затяжной характер, жизнь стала заметно труднее, а перспективы заметно более мрачными. Именно в такие моменты люди с охотой заполняют кинотеатры, чтобы на время забыть о действительности. Здесь Зара Линдер исполняет роль артистки кабаре датского происхождения  по имени Хана Хольберг. Её партнер  относительно малоизвестный  актер Виктор Шталь в роли боевого пилота старшего лейтенанта Пауля Вендландта, который стационирован в Северной Африке. Он случайно оказывается в Берлине и посещает спектакль кабаре. Далее следует любовь с первого взгляда, но Пауль должен вернуться в свою часть. После этого имеет место целая серия несовпадений, мешающая влюбленным встретиться друг с другом и даже, когда они встречаются и уже назначена свадьба, то Пауль просит её отложить, ибо ему следуя воинскому долгу нужно быстро вернуться в свою часть. Следует ссора и расставание, начинается война с Советским Союзом, Пауль на восточном фронте, он сбит и ранен, его отправляют в военный госпиталь и там он снова встречает Хану, которая все ещё любит его. В завершающей сцене они вдвоем, а над ними в небе эскадрильи самолетов. Поскольку героиня фильма – артистка кабаре, то в фильме естественным образом много музыки и песен, две из них стали знаковыми для страны того периода, когда призрак военного поражения уже появился на горизонте: «Davon geht die Welt nicht unter» («Это не конец света») и «Ich weiß, es wird einmal ein Wunder gescheh’n» («Я знаю однажды чудо случится»). Фильм этот внешне о романтической любви, тем не менее он заключал в себя и изрядную порцию пропагандистской направленности исподволь напоминая зрителю, что главное в жизни это не личные чувства и личная судьба, но служение Родине, а в данном конкретном случае вклад в победу в войне. Возможно с этой целью в фильме не были скрыты трудности военного времени как-то рационирование пищи, воздушные тревоги, а одна из сцен фильма вообще имеет место в бомбоубежище. А героиня фильма ходит в обычной одежде, живет в скромной квартире и даже ездит на метро. Все это сделано, чтобы усилить  чувство реальности происходящего. Для Зары Линдер это был очень удачный фильм ещё и оттого, что на фоне маловыразительной игры своего партнера она смотрелась заметно лучше. Но это было уже завершение карьеры актрисы в нацистской Германии, далее она снялась всего лишь в одном фильме.

При этом, будучи столь успешной актрисой и певицей Зара Линдер  была занята лишь своей профессиональной работой и, несмотря на свой статус знаменитости, не делала попыток сблизиться с нацистскими лидерами и стать в их кругу своим человеком.  На неё в это время оказывается давление, чтобы заставить её принять германское гражданство. Письмо с таким требованием она получает от Й. Геббельса, там же требуется отказаться от своего имущества в Швеции, взамен обещается поместье в Германии. Война уже в разгаре, позади Сталинградская битва и ясно, что серия военных успехов нацистов остановлена. Начинаются интенсивные англо-американские бомбежки Германии и во время одной из них  бомба разрушает дом З. Линдер в фешенебельном предместье Берлина Груневальде. Зара Линдер решает, что с неё хватит. У неё есть  особняк в восточной Швеции, купленный в 1939 году, и она решает покинуть Германию. И делает это сразу после того, как в ноябре 1942 года завершаются съемки её последнего фильма. Хотя в Швеции, которая формально остается все время войны нейтральной страной, её имя связано с нацистами и участием в их пропагандистской системе и большими симпатиями в своей стране она не пользуется, но ни в чем особо предосудительном её обвинить нельзя и постепенно ей удается получить приглашения и на выступления в Швеции. После этого она оставляет Германию.

Разумеется, после завершения войны Зара Линдер неоднократно была спрошена о своем пребывании и работе в нацистской Германии. Она не уклонялась от обсуждения этой скользкой темы, но всегда подчеркивала, что никогда не симпатизировала нацистам и работала в Германии лишь как киноактриса и певица. Она так и не согласилась  получить германское гражданство. Она отказалась стать «государственной актрисой», это было высшим званием для актеров в нацистской Германии. Тем не менее есть нечто загадочное в этой актрисе. Многие источники указывают на её частично еврейское происхождение со стороны отца и наличие еврейских бабушки и дедушки будто бы погибших от рук нацистов. Не знали об этом нацисты или намеренно закрывали на это глаза, чтобы удержать у себя актрису такого калибра, или подозревали что-то, это так и останется неизвестным. Передают об одном разговоре З. Линдер с министром Й. Геббельсом, одним из главных бойцов с еврейским влиянием на германское искусство. «Зара…» — сказал Геббельс. – «Это звучит как еврейское имя. Не так ли?» «О, быть может» — ответила актриса – «Но что Вы скажете об имени Йозеф?» «Да, да…хороший ответ» — откликнулся Й. Геббельс. По некоторым, впрочем не подтвержденным слухам, Зара Линдер  даже сотрудничала с агентами советской контрразведки, якобы встречаясь с ними во время визитов в Швецию, где находились её дети.  Кстати, часть её зарплаты переводилась ей в Швецию и платилась в шведских кронах, что нервировало нацистов, понимавших, что актриса всегда готова покинуть нацистскую Германию. 

Так нацистская Германия лишилась своих лучших киноактрис. Надо прибавить к вышеупомянутой тройке Марлен Дитрих, переместившуюся за океан ещё раньше   и никак не реагировавшую на все соблазнительные предложения нацистских лидеров вернуться. Её не сманили обещания больших денежных контрактов и статуса ведущей киноактрисы страны. В качестве своего ответа она в 1937 году подала прошение о получении американского гражданства четко давая понять, где она и с кем она. Таким образом, единственной киноактрисой высокого класса не порвавшей с нацистами стала Марика Рёкк, венгерка по происхождению. 

В завершение я хотел бы упомянуть ещё об одной кинозвезде, из той же эпохи, вся жизнь и карьера которой прошла в Соединенных Штатах. Это Лорен Бакалл, впрочем это её сценическое имя, а родилась она в 1924 году в Бронксе, Нью Йорк под именем  Бетти Джоан Перски  в семье среднего достатка. Бакал – девичья фамилия её матери, её родители развелись, когда ей было пять лет и растила её мать, посему она и приняла её фамилию, добавив ещё одну букву л. Теперь вспомним, что именно под фамилией Перски прибыл в Израиль много лет назад юноша Шимон, сегодня всем известный как Президент страны Шимон Перес. Американская кинозвезда и израильский Президент родственники: двоюродные брат и сестра. Ш. Перес старше своей американской  кузины на тринадцать месяцев. Вообще-то Ш. Перес известен, правда более ограниченному кругу лиц и как человек, пишущий стихи, то-есть тоже имеющий отношение к искусству. Начала свою карьеру Бетти Бакалл в возрасте семнадцати лет на подмостках Бродвея. Одновременно  на редкость красивая девушка работала и манекенщицей. На неё быстро обратили внимание и  далее последовало перемещение в Голливуд. Следует длинная череда фильмов с многочисленными кинематографическими наградами. Всего на её счету начиная с 1944 года более семидесяти фильмов. В 1999 году Л. Бакалл отвели  двадцатое место в почетном  списке ста выдающихся  кинозвезд, составленном  Американским Кино Институтом. Чуть ранее в 1997 году британский журнал «Империя» отвел ей в таком же списке одиннадцатое место.  Любопытно, что по своим политическим взглядам Л. Бакалл так же как и её израильский родственник находилась на левой половине политического спектра, подчеркивая свои либеральные взгляды. Будучи заметной личностью она принимала участие в политических компаниях, выступая всегда на стороне кандидатов от Демократической Партии, например Гарри Трумена и Эдлая Стивенсона в президентских компаниях 1948 и 1952 годов и  Роберта Кеннеди во время выборов в Сенат в 1964 году. Она была противницей деятельности известной Комиссии по расследованию анти-американской деятельности во главе с сенатором Джо Маккарти. Первым супругом Л. Бакалл был знаменитый американский киноактер Хемфри Богарт. После его смерти у неё был короткий роман со знаменитым певцом Френком Синатрой. Вторым её супругом стал Джейсон Робардс, тоже весьма известный актер, с которым она разошлась после восьми лет брака из-за увлечения  его горячительными напитками.

Вениамин Чернухин                                                                                                           Ноябрь 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 3 =