Люди искусства и науки.

» Some people like the Jews, and some do not. But no thoughtful man can deny the fact that they are, beyond any question, the most formidable and the most remarkable race which has appeared in the world.»
(«Некоторые любят евреев, некоторые – нет. Но ни один думающий человек не может обойти тот факт, что они, вне всякого сомнения, наиболее грозный и наиболее примечательный народ когда-либо появившийся в мире»).

Эти слова принадлежат сэру Уинстону Леонарду Спенсеру Черчиллю (1874 – 1965), британскому политику и государственному деятелю, писателю и историку, руководителю Великобритании в годы Второй Мировой войны. Дважды был премьер-министром (1940 – 45 и 1951 – 55), первое лицо, удостоенное почётного гражданства Соединенных Штатов, человек с полным правом считаться одним из выдающихся лидеров современного периода истории. Учитывая его богатый жизненный опыт есть все основания думать, что он знал о чём говорил.
Евреи никогда не были особо многочисленны, сегодня они составляют всего 0.2% от населения планеты, но по числу высказываний в свой адрес (включая сионизм и Израиль, термины, которыми часто подменяют слово евреи) они явно в первой десятке народов мира, если не в первой пятерке. Евреи всегда и во все времена привлекали к себе повышенное внимание. Долго придётся перечислять список стран, откуда евреев изгоняли и где их преследовали, причём сюда войдут даже страны, где еврейских жителей было всего ничего.  В не любви к евреям и неприятии их часто объединялись люди самых разных взглядов: либеральных и консервативных, монархисты и республиканцы, клерикалы и сторонники просвещения. Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что и те, кто симпатизировал евреям и боролись за их права, тоже были из самых разных слоёв общества. Ошибочно считать, что не любовь к евреям – характерный признак реакционеров, а силы, выступавшие в их защиту, непременно должны считаться прогрессивными.
И, наконец, евреи – явные рекордсмены по противоречивости заявлений в свой адрес. В чём только их не обвиняли и за что только их не хвалили? Не раз бывало, что в одну и ту же эпоху люди сходных политических взглядов или близкого культурного уровня говорили об евреях совершенно противоположные вещи, часто просто взаимоисключающие друг друга. Непостижимо, как такое могло иметь место, но факты таковы. Там, где замешаны евреи, всё возможно. Перейдём к примерам.
Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778), в 1718 году начал называть себя Вольтер, французский поэт, историк и философ, одна из ключевых фигур в развитии свободомыслия, яркий гуманист, убежденный и последовательный защитник религиозных и политических свобод, можно сказать один из отцов современной демократии. Но вот, что можно обнаружить в его письмах и статьях:
«Вы найдёте, что евреи – невежественные и грубые люди, которые в течение долгого времени были в рядах наиболее жалких скупцов, исповедовали отвратительные предрассудки и убеждённо ненавидели всех людей, которые терпели их и за счёт которых они обогащались.»

«Я знаю, что есть евреи в английских колониях. Эти марраны появляются везде, где можно сделать деньги…Они могут заявлять, что они принадлежат к племени Нафтали или Иссахара, мне это абсолютно не важно. Все они, попросту, величайшие мошенники, когда-либо загрязнявшие лицо земли».

«Все они рождены с кипящим фанатизмом в их сердцах, как, например германцы или бретонцы рождаются белокурыми. Я не удивлюсь, если эти люди в один день станут смертельно опасными для человеческой расы.»

Дальше, как говорится, некуда, что можно написать хуже? Но вот ещё один гений, которого Франция подарила человечеству. Блез Паскаль (1623 – 1662), проживший, к сожалению, короткую, но чрезвычайно полезную для человечества жизнь. Вундеркинд и далее выдающийся математик, физик, изобретатель, писатель и философ. Убеждённый католик, в отличие от Вольтера, который весьма скептически воспринимал церковные догмы. Вот, что он написал об евреях в своём религиозно-философском труде «Мысли»:

«Известно, что в определённых частях мира мы можем видеть странных людей, отделённых от остальных людей в мире и эти люди называются евреями. Эти люди примечательны не только своим древним происхождением, но и тем, что они сохранились в течение необычно долгого времени… В то время как нации Греции и Италии, Спарта, Афины и Рим, да и другие, появившиеся позже, давно исчезли, эти всё ещё существуют несмотря на многократные попытки многих могущественных правителей стереть их с лица земли, как об этом пишут их историки, что в общем-то в порядке вещей в течение столь долгого промежутка времени. Однако, им всегда удавалось сохраниться и их сохранение можно предсказать. Мои встречи с этими людьми изумляют меня…»

С точки зрения сегодняшнего дня оба, Вольтер и Б. Паскаль, жили практически в одну и ту же эпоху, в одной и той же стране и наблюдали тех же самых людей, но увидели совершенно разные вещи.  Вот ещё похожий пример. Герберт Джордж Уэлс (1866 – 1946) – английский писатель, которого вместе с французским писателем Жюлем Верном считают отцом научно-фантастического направления в современной мировой литературе. Но он много писал и в других жанрах, в частности статьи на исторические, политические и социальные темы. Был социалистом по убеждениям и поддерживал все прогрессивные движения своего времени: пацифистское, профсоюзное, движение суфражисток (борцов за женскую эмансипацию). А вот к появившемуся и набиравшему силу сионистскому движению писатель относился крайне отрицательно. Да и к евреям, мягко говоря, не благоволил. Смотрите сами.

«Евреи ищут специального спасителя, Мессию, который должен спасти человечество при помощи согласованного процесса восстановления легендарной славы Давида и Соломона и приведения всего мира, наконец, под твёрдый, хотя и благожелательный еврейский каблук.»

«Сионизм это выражение еврейского отказа ассимилироваться. Если евреи и страдали, то это оттого, что они рассматривали себя как избранный народ.»

«Тщательное изучение антиеврейских предрассудков и обвинений может иметь большое значение для многих евреев, которые не могут нужным образом оценить раздражение, которое они причиняют другим народам.»

У Г. Уэлса была привычка говоря о Карле Марксе называть его «мелким третье-сортным евреем» и «паршивым евреем» в своей частной переписке.

Конечно, не Вольтер, не так жестко, но всё не хорошо: и сионизм и проживание среди других народов, никакого права на самостоятельное существование, лишь полная и окончательная ассимиляция. Базой для подобного мнения служила теория, которой придерживался писатель, и гласившая, что современные евреи не имеют никакой связи с древними иудеями, а являются потомками туркоязычных хазар, принявших иудейскую веру. Она была изложена в его популярной книге «Контуры истории», вышедшей из печати в начале двадцатых годов. Отсюда – никакой исторической связи с Палестиной, никакой связи с библейскими Израилем и Иудеей, со «святой землей» и Танахом. Кому-то такая идея может показаться прихотью или чудачеством, но последователем Г. Уэлса был лорд Мойн, британский чиновник высокого ранга с резиденцией в Каире. Именно он определял еврейскую квоту в эмиграции в Палестину. 9-го июня 1942 года он заявил в британской Палате Лордов, что современные евреи – не потомки древних иудеев и посему у них нет «законного права» на «святую землю».Под это утверждение было подведено ограничение эмиграционной квоты и тысячи людей, не имевших убежища для спасения, заплатили за это жизнью.

А вот другие писатели – современники Г. Уэлса были  настроены по отношению к евреям много иначе. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910), русский писатель, самый известный из русских писателей 19-го века, автор «Войны и мира» и «Анны Карениной», которые до сих пор читают во всё мире, и верующий православный выразил в 1908 году нечто совершенно противоположное мнению Г. Уэлса.: «Еврей – эмблема вечности. Он тот, кого убийства и мучения в течении тысяч лет не смогли разрушить, тот, кого ни огонь, ни меч, ни инквизиция не способны были стереть с лица земли. Он тот, кто первым произнес Божьи пророчества. Он тот, кто так долго был хранителем пророчеств и передал их остальному миру. Такая нация не может быть разрушена. Еврей существует вечно и он — олицетворение самой вечности.»

«Еврей – это то священное существо, которое принесло с небес вечно горящий огонь и осветило им весь мир. Еврей – религиозный источник, весна и фонтан, из которого все остальные люди черпают свои убеждения и свои религии.»

Не очень большим другом евреев был и один из лучших драматургов конца 19-го и первой половины 20-го веков Джордж Бернард Шоу (1856 – 1950), автор бессмертного «Пигмалиона». Тоже человек социалистической ориентации, борец за равенство различных социальных групп, мужчин и женщин. Ирландец по происхождению, а ирландцы долго и тяжело боролись с англичанами за независимость, он казалось бы должен был хорошо понимать другой небольшой народ, находящийся в трудном положении. Тем не менее в его статье от декабря 1925 года в газете «Лондон Морнинг Пост» есть следующие строки:
 
«Это – реальный враг, захватчик с Востока, головорез, восточный паразит, одним словом – еврей».
 
А в октябре 1932 года из-под пера Д.Б. Шоу выходит следующее откровение:
«Евреи хуже чем мой собственный народ. Те евреи, которые хотят быть избранным народом (избранным покойным лордом Бальфуром) могут отправляться в Палестину и вариться в своём собственном соку. Остальным лучше прекратить быть евреями и начать быть людьми.» Правда, всё же мнение Д.Б. Шоу об евреях не было тотально негативным. В его пьесе «Святая Иоанна» один из персонажей говорит: «Евреи обычно дают ценности. Они заставляют вас платить, но они доставляют эти вещи. Исходя из моего опыта люди, которые хотят иметь что-то за ничего непременно христиане.»

 Куда более положительного мнения об евреях был Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749 – 1832), немецкий драматург, писатель и поэт, философ и учёный, один из основоположников современной немецкой литературы, автор «Фауста» и «Страданий молодого Вертера», но в политике, кстати, человек весьма консервативного толка. Вот его высказывание:
«Энергия – основа для всего. Каждый еврей как бы незначителен он ни был, вовлечен в решительное и немедленное достижение цели…Это наиболее вечный народ на земле…»
И ещё положительнее высказался Сэмюэл Ленгхорн Клеменс (1835 – 1910), куда более известный под своим писательским псевдонимом Марк Твен. Писатель, автор бессмертных книг «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», которого иногда удостаивают титула «отца современной американской литературы».
 
«Если статистика правильна, то евреи составляют всего один процент человечества. То-есть смутный и слабый клубок звездной пыли, затерянный в сверкании Млечного пути. Евреи с трудом должны быть слышны, но они слышны и всегда были слышны. Евреи видны на планете, как многие другие народы и их коммерческое значение заметно выходит из пропорций их незначительной численности. Их вклад в мировой список великих имён в литературе, науке, искусстве, музыке, финансах, медицине и трудных для понимания обычным человеком науках вне всяких пропорций по отношению к их небольшой численности. Этот народ смело боролся за своё существование во все века и делал это имея руки, связанные за спиной. Он может быть самодовольным и мы можем извинить его за это.»

«Египтяне, вавилоняне и персы наполняли планету шумом и великолепием, затем увядали и исчезали. Греки и римляне следовали за ними и тоже производили немалый шум, но и они ушли, другие народы появлялись и высоко держали свой факел, но он сгорал и сегодня они сидят в потёмках или попросту исчезли. Евреи видели все эти эпохи и пережили их все и сейчас остаются тем чем всегда были демонстрируя отсутствие упадка, старческой немощи, слабости своих действий и ослабления своей энергии, притупления своей рекации и агрессивности разума. Все эти вещи способны погубить любую нацию, но все они прошли мимо евреев. Так в чём секрет из бессмертия?»

Это всё были писатели, а что у творцов музыки – композиторов? Гениальный немецкий композитор и дирижёр Вильгельм Рихард Вагнер (1813 – 1883), автор многочисленных опер, не сходящих со сцены до сего дня, но также и книги «Евреи в музыке», вышедшей в 1850 году, которая объявляет евреев носителями деструктивных тенденций, фальсификаций и отклонений от высших немецких культурных тенденций. Этот композитор и его отношение к евреям всё время на виду и предмет широкой дискуссии и нет необходимости его цитировать здесь.
Но вот другая знаменитость – Франц (Ференц) Лист (1811 – 1886), знаменитый композитор, дирижер, пианист-виртуоз и музыкальный педагог венгерского происхождения. Тоже не отличался симпатиями к евреям, впрочем, во многом под влянием Р. Вагнера, дочь Ф. Листа Козима была подругой и далее женой Р. Вагнера и хранительницей традиций своего супруга после его смерти. Ф. Лист был весьма честолюбив и часто ссорился с ведущими музыкантами своего времени, а среди них было немало евреев. Долголетней подругой Ф. Листа была Каролина цу Зейн-Витгенштайн, урождённая Каролина Эльжбета Ивановска, польско-украинского происхождения из семьи, где антиеврейские настроения считались нормативными. Известно, что Ф. Лист был почитателем цыганской музыки и цыганских музыкантов и написал книгу «Цыгане в музыке», которая имела успех и была переведена и на английский язык. В ней он объявил, что вся венгерская музыка основана на цыганских ритмах, чем немало обидел венгров. Но и евреи заслужили у Ф. Листа лишь весьма пренебрежительные оценки. При этом он зачастую весьма и весьма далёк от объективности. Вот пример. Чардаш – танец, который венгры считают своим национальным достоянием. Это – так, но «отцом чардаша» является Марк Рожавельди (1789 – 1848), композитор и скрипач. При рождении его звали Мордехай (Мотке) Розенталь (обе фамилии имеют одно и то же значение «долина роз» по венгерски и на идиш), фамилию он сменил, когда начались его официальные выступления. В 1846 году он со своим оркестром выступал перед Ф. Листом и некоторые из его мелодий Ф. Лист использовал в Венгерских Рапсодиях. Тем не менее цыгане заслонили Марка и его Ф. Лист даже не упоминает.
Ф. Листу приписывают следующее высказывание: «День придёт, когда все нации, среди которых евреи проживают должны будут сделать актуальным вопрос их изгнания, который будет вопросом жизни или смерти, хорошего здоровья или хронической болезни, мирного сосуществования или постоянной социальной лихорадки.»Правда, написал ли это сам Ф. Лист или эти строки ему подсунула Каролина остается не ясным. Ф. Лист был настроен более умеренно, среди его друзей и учеников было несколько евреев.

Конечно, без защитников евреи не остались. Отличились на этом поприще два «реакционных» философа. Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) был в числе группы из 160 известных учёных, писателей и интеллектуалов, которых вождь российского и мирового пролетариата В. И. Ленин выслал из России за неприятие коммунистической идей и практических действий коммунистов, ибо расстрелять этих людей в силу их известности было не практично и не удобно.
Кстати, в молодые годы Н. Бердяев придерживался марксистских взглядов и был репрессирован царскими властями за участие в студенческом движении. Далее от марксизма отошел и стал одним из ведущих российских философов. В числе прочего написал труд «Еврейский вопрос как вопрос христианский». Вот его мнение об евреях:
«Евреи играли крайне важную роль в истории, они – исторически примечательный народ и их судьба отражает неразрушаемость Божественных наставлений. Их судьба слишком пропитана «метафизикой», чтобы просто быть объясненной либо материальными, либо какими-то позитивными историческими условиями.
Я помню, как материалистическая интерпретация истории, которую я принял в моей юности и, для того, чтобы проверить, применил её к судьбе людей, оказалась полностью разбитой в применении к евреям, чья судьба кажется абсолютно необъяснимой с материалистической точки зрения. И, конечно, согласно материалистическим и позитивистским критериям этот народ должен был много лет тому назад исчезнуть. Его выживание – загадочное и чудесное явление, демонстрирующее, что жизнь этих людей предопределяется специальными предначертаниями, находящимися за пределами процессов адаптации, как они объясняются материалистической интерпретацией истории. Выживание евреев, их сопротивление разрушительным силам, длительность их существования при абсолютно немыслимых условиях и судьбоносная роль, играемая ими в истории, всё это факторы в специфичных и загадочных поворотах их судьбы.»

А Фридриха Вильгельма Ницше (1844 – 1900) считают чуть ли не предтечей нацизма. Это действительно выдающийся философ, влияние которого на различные течения в философии сильны до сего дня. После Георга Вильгельма Фридриха Гегеля он – самый значимый учёный — философ Германии. А своей плохой репутацией Ф. Ницше во многом обязан своей сестре Элизабет, с которой в общем у него были довольно напряженные отношения. Элизабет была настроена антиеврейски во многом под влиянием своего супруга Бернарда Фёрстера, откровенного врага евреев. Лишь плохое здоровье и нужда в уходе заставили Ф. Ницше восстановить родственные отношения с сестрой, которая стала распорядительницей литературного наследия Фридриха Ницше. Она издавала книги брата в собственной редакции, решала что оставить, а что изъять, а для многих материалов не давала разрешение на публикацию. В 1930 году Элизабет стала сторонницей нацистов. В 1934 году она добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии. В итоге всех этих манипуляций Ф. Ницше — пропагандист свободы духа стал чуть ли не апологетом тоталитарной власти.

Скорее всего сам Ф. Ницше, доживи он до тридцатых годов, едва ли стал бы нацистом, хотя среди своих друзей некий период времени он числил композитора Р. Вагнера. И уж к евреям он относился совсем, совсем не по нацистски. Вот его слова:
«Евреи, однако, вне всяких сомнений сильнейший, наиболее жёсткий и наиболее чистый народ из живущих в Европе. Они знают как добиться успеха в наиболее трудных условия (и часто добиваются лучших результатов чем при благоприятных условиях) благодаря определённым добродетелям, которые в наши дни некоторые хотят определить как порочные и прежде всего решительное следование своей вере, чего они не должны стыдиться в свете «современных идей»… ».
«Очевидно, что евреи либо по их собственному желанию, либо из-за того, что они были принуждаемы к этому под влиянием антиеврейских настроений, находятся на подъёме и демонстрируют превосходство по всей Европе. Хотя очевидно, что они специально не работали над этим или не планировали этого… Изобретательность современных евреев в душе и в уме поистине чрезвычайна…»

И в завершение для того, чтобы добавить читателю материала для размышления, приведу два высказывания людей, являющихся нашими современниками. Оба родились и выросли в Соединенных Штатах Америки.
«Евреи антисоциальны, деструктивны, не проявляют терпимости, низки по духу, обманывают и т.д. Они хотят разрушать,править и убивать, грабить всё, что попадается на их пути. Чтобы добиться своих целей они развили извращенный, неестественный, деструктивный, злодейский образ жизни. Хотя они живут среди не евреев как паразиты, они всё же ненавидят их и хотят разрушить их. Евреи ненавидят природу и природный порядок потому, что те чисты и прекрасны и также потому, что те больше и сильнее чем евреи, которые чувствуют, что не могут полностью их контролировать. Красота и гармония природы находится в резком контрасте с убожеством и безобразием евреев и это заставляет их ненавидеть всё ещё более.»

«С 800 года до нашей эры и через первое тысячелетие новой эры мы имеем два примера подарков евреев мировой цивилизации и ни один из них не относится к области искусства или науки. Но какая это пара! Первый – это полностью сформулированная концепция монотеизма, выраженная в одном из наиболее выдающихся литературных произведений, созданных в мире – в Танахе. Эта книга не только заложила основы трёх базовых мировых религий, но проложила путь к рассмотрению вопроса о значении человеческой жизни и сути исторических событий, которые и сейчас определяют ключевые элементы современного подхода. Второе достижение часто не определяется как еврейское, но является на самом деле таковым: христианская теология, выраженная через Новый Завет, и которая проникла в каждый аспект Западной цивилизации.»

Первое высказывание принадлежит экс-чемпиону мира по шахматам Роберту Джеймсу «Бобби» Фишеру, второе — профессору Чарльзу Алану Марри, известному американскому социологу, одному из соавторов нашумевшей книги «Колоколообразная кривая» («The bell curve») и ещё нескольких актуальных для современного американского общества книг. Оба родились в одном и том же 1943 году, росли и учились в Соединенных Штатах. Добавляет колорит тот факт, что Р. Фишер, умерший в 2008 году, – еврей по рождению, хоть и перешедший в христианскую секту Всемирная Церковь Бога в середине 60-х годов и публично отвергнувший свои еврейские корни. У Чарлза Марри нет ни капли еврейской крови.
Когда читаешь два последних высказывания создаётся полное впечатление, что их авторы не впитывали одни те же моральные ценности, живя в одной и той же стране, а прибыли из двух совершенно разных миров, даже не соприкасающихся друг с другом.
Сам я как лицо не нейтральное не берусь обсуждать, кто из цитированных выше авторов ближе к истине.Но одно могу сказать: уже по перечню этих авторов видно, что мало кого наш народ оставил равнодушным. А как авторы, которые все относятся к интеллектуальной элите общества, умудрились в одних и тех же людях увидеть совершенно разные вещи – загадочная и трудно постижимая для рационального анализа вещь.

Вениамин Чернухин                                                                                                   Июнь 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 16 =