Кто был немного еврей, а кто — нет: еврейский племянник А.П. Чехова, Алла Назимова и Пола Негри — экстравагантные звезды немого кино, «евреи» нееврейского происхождения.

В середине девятнадцатого века в небольшом российском городе Таганрог на берегу Азовского моря жил Павел Егорович Чехов, сын крепостного крестьянина, владелец бакалейной лавки, ревностный христианин, регент церковного хора. У него и его супруги Евгении Яковлевны родилось много детей, шестеро из них выросли и стали взрослыми людьми. Все знают третьего сына Антона – это всемирно известный писатель и драматург Антон Павлович Чехов. Но не о нем речь, а о самом старшем брате, которого звали Александр. Александр, кстати, тоже был творчески одаренным человеком, хотя и не получил столь широкую известность, как его родной брат. Он кончил учебу в гимназии с серебряной медалью, а затем прошел курс наук в Московском Университете, владел шестью языками (Таганрог в те времена был достаточно космополитическим городом). Писал повести, короткие рассказы, эссе, правда, печатался он больше под псевдонимами. Состоял в гражданском браке с Анной Хрущевой-Сокольниковой. От этого брака родилось двое сыновей: Николай (родился в 1884 году) и Антон (родился в 1886 году). В 1888 году Анна умерла, оставив на руках у своего супруга двух малолетних детей, которым, кстати, были даны имена младших братьев Александра, об Антоне упомянуто, а Николай впоследствии стал художником. Управиться с младенцами своими силами Александр оказался не в состоянии, пришлось взять няньку-гувернантку. Ею стала девушка из еврейской семьи по имени Наталия Голден. Отношения между ней и Александром скоро стали достаточно близкими и в 1889 году они сочетались браком.

29 августа 1891 года у пары родился их собственный сын, которого назвали Михаилом. Михаил Александрович Чехов, еврейский племянник Антона Павловича Чехова, не выпал из обоймы и тоже оказался человеком яркого таланта, правда, не совсем в той области, в которой отличились его отец и, прежде всего, дядя. Он стал актером театра и кино. Учителем его был не кто иной как Константин Сергеевич Станиславский, имя известное каждому любителю театрального искусства. Обучался он в Первой Студии при Московском Художественном Театре (МХАТ) и К. Станиславский считал его одним их лучших и наиболее талантливых своих студентов. Завершив учебу он стал руководителем так называемого Второго МХАТ’а. В 1916 году он женился на актрисе, которую звали Ольга Константиновна Книппер и с которой он вместе обучался в Первой Студии. Родная тетя Ольги, которую звали Ольга Леонардовна, была женой дяди Михаила — Антона Павловича Чехова. Семья Книппер была немецкого происхождения и лютеранского вероисповедания, но заметно обрусевшая. Ольга Леонардовна прожила всю жизнь в Москве, сначала в Российской Империи, затем в Советском Союзе, оставаясь актрисой МХАТА’а. Жизнь Ольги Константиновны была куда более бурной. Поначалу у нее и М. Чехова родилась дочь, которую тоже назвали Ольга (известная впоследствии как немецкая актриса Ада Чехова), произошло это в 1916 году. Затем в России случилась революция и далее в стране имела место длительная и кровопролитная гражданская война. В её разгар в 1919 году Михаил и Ольга Константиновна разводятся, Ольга тем не менее сохраняет русскую фамилию Чехова и уезжает из погруженной в хаос страны. В 1920 году она появляется в Берлине, в Германии и очень скоро становится киноактрисой. Сначала немого кино, а затем и звукового. Приход к власти нацистов ничего не меняет: с происхождением у неё все в порядке. Более того, она становится одной из самых популярных актрис германской киноиндустрии. У неё личные контакты с нацистскими лидерами, в частности с министром народного просвещения и пропаганды Йозефом Геббельсом. Впрочем, её имя окружают слухи, что оставаясь любимицей нацистов, она поддерживала контакты с советскими разведывательными службами, поставляя им ценную информацию. А сотрудничество с этими службами, как будто, началось ещё, когда ей разрешили покинуть Россию. После войны она поначалу жила в советской зоне оккупации Германии, затем перебралась в Западную Германию, поселилась в Мюнхене, занялась бизнесом, продолжая сниматься в фильмах. Можно также упомянуть, что младшим братом Ольги Константиновны был Лев Константинович Книппер, известный советский композитор, автор популярной песни «Полюшко-Поле».

Вернемся, однако, к Михаилу Александровичу Чехову. Его пути расходятся не только женой Ольгой, но и с его ментором К.С. Станиславским. Он женится на Ксении Карловне Зиллер (тоже даме немецкого происхождения) и  организует свою собственную труппу и дает с ней спектакли в Москве и других городах страны. Начинается и его кинокарьера: в 1927 году выходит на экраны  один из наиболее успешных советских фильмов эпохи немого кино «Человек из ресторана», в котором Михаил Чехов исполняет главную роль. Фильм сделан по одноименному рассказу русского писателя Ивана Сергеевича  Шмелева (ушедшего в эмиграцию), режиссером был Яков Протазанов, один из ведущих кинорежиссеров того времени. Первоначально заглавная роль предназначалась артисту МХАТ’а  Ивану Москвину, но тот оказался больным в момент съемок и был заменен М. Чеховым. Через некоторое время  после выхода этого фильма на экраны Михаилу Чехову удается оставить Советский Союз и он перебирается в Германию, в Берлин, в те годы ведущий культурный центр мира. Там он открывает свою собственную театральную студию, в которой преподает, играет спектакли, снимается и в кино. Уже в 1929 году он появляется на экране в немом фильме германского производства «Призраки счастья», исполняя в нём одну из главных ролей. Будучи одним из наиболее талантливых учеников К.С. Станиславского Михаил Чехов тем не менее разработал свою собственную систему обучения и тренировки актеров, несколько отличную от той, что преподавал его учитель. В самом конце двадцатых годов М. Чехов оставляет Германию, его приглашают в Литву и в течение пяти лет он живет в Каунасе, столице страны, работает в тамошнем государственном драматическом театре. Там он обучает местных актеров и организует новый молодёжный театр. Тем временем в Германии приходят к власти нацисты и с учетом происхождения М. Чехова туда возвращаться опасно, в итоге  из Литвы он направляется в Великобританию. В центре искусств под названием Дартингтон Холл, в графстве Девон он организует театральную школу, она начинает работу, но угроза приближающейся войны побуждает его перебазировать свою школу в Соединенные Штаты, в штат Коннектикут в 1938 году. В 1939 году школа выдала первые дипломы уже на новом месте, в Соединенных Штатах. Михаил Чехов становится известным театральным педагогом: он ведь напрямую соприкасался с создателем ставшей к этому времени популярной «системы Станиславского» и творчески развил её. Среди актеров, которые учились у него и стали знаменитыми: Энтони Квинн, Клинт Иствуд, Юл Бриннер, Мерилин Монро и другие, из актеров следующего поколения Джонни Депп и Энтони Хопкинс не обучались непосредственно у М. Чехова, но отметили влияние его идей на их актерское мастерство.

Возобновляется киноактерская карьера Михаила Чехова. В 1944 году выходит на экраны фильм под названием «Песнь России». Это годы войны, Соединенные Штаты и Советский Союз – союзники и довоенную вражду сменила дружба. Фильм откровенно просоветский. По сюжету фильма американский дирижер Джон Мередит (эту роль исполнил Роберт Тейлор – звезда Голливуда тех лет) со своим менеджером едет на гастроли в Советский Союз и влюбляется там в местную красавицу-пианистку Надю Степанову и они вместе едут по стране с гастролями. Которые продолжаются пока нацисты не нападают на Советский Союз и не начинается война. Фильм на студии Метро-Годвин-Майер сняли два еврейских режиссера Григорий Ратов (родился в России) и Ласло Бенедек (родился в Венгрии), а одним из продюсеров был знаменитый Джо Пастернак. Для придания фильму большей правдоподобности в фильме решили занять актеров русского происхождения, Михаил Чехов оказался одним из них в роли Ивана Степанова, отца красавицы-пианистки. Фильм был позитивно принят зрителями после выхода на экраны, хотя потом в годы «холодной войны» его признали пропагандистским фильмом и им занималась Комиссия по расследованию анти-американской деятельности, возглавляемая сенатором Д. МакКарти. Тем не менее этот фильм положил начало американской части кинокарьеры Михаила Чехова. В том же 1944 году выходит на экраны фильм «В наше время», романтическая драма, действие которой опять происходит в дни перед  Второй Мировой войной, но теперь в Польше. И здесь в события вовлечены американцы, путешествующие по стране, правда с коммерческими целями, и здесь разгорается любовь, правда из Америки тут девушка, и здесь любовь прерывается начавшейся войной. Михаил Чехов играет Леопольда Баруту, дядю польского юнощи, который приветствует незнатную американскую девушку в их аристократическую семью, а в конце фильма не бежит из терпящей поражение Польши, а остается воевать с нацистскими захватчиками. Следующим в творческой актерской карьере Михаила Чехова стал фильм «Очарованный», вышедший на экраны в конце 1945 году, пожалуй, самый значительный из всех тех, в которых ему довелось участвовать. Поставил фильм знаменитый британский режиссер Альфред Хичкок, мастер психологического детектива.  К этой же категории относится и этот фильм. Продюсировал фильм также далеко не последний человек в Голливуде Дейвид Селзник, а в главных ролях снялись такие известные актеры как Ингрид Бергман и Грегори Пек. И в эту звездную компанию весьма удачно вписался и Михаил Чехов. Он играет роль доктора Александра «Алекса» Брюлова, наставника и учителя доктора Констанс Петерсен, психоаналитика, которая работает в госпитале для душевнобольных в Вермонте, где и развертывается действие. Он помогает ей разобраться в хитросплетениях сложной ситуации, в которую она попала. Судя по имени и фамилии А. Брюлов – русского происхождения и М. Чехов здесь кстати. Фильм оказался весьма успешным: на его производство было затрачено полтора миллиона долларов, доходы уже к 1947 году составили почти шесть с половиной миллионов.

Михаил Чехов не всегда играл людей русского происхождения. В фильме 1946 года под названием «Спектр розы» он играет импресарио, которого зовут Макс Поликоф. Судя и по роду занятий и по имени и по фамилии это скорее всего еврейский персонаж (Поляков – довольно распространенная еврейская фамилия). В фильме повествуется о звезде балета Андрее Санине, который подозревается в убийстве своей первой жены и партнерши в балете, а теперь то же угрожает его второй жене и тоже балетной партнерше. И уж его персонаж  полностью еврейский в популярном фильме-комедии «Ирландская роза Эйби». Фильм был сделан по пьесе, написанной Энн Николс, поставленной и продолжительное время шедшей в театре на Бродвее, затем показанной гастролирующей труппой по всей стране и, наконец, переданной в серии передач по радио. В ней повествуется об ирландской девушке и еврейском юноше Эйби Леви, которые вступают в брак, несмотря на противодействие их семей. Михаил Чехов здесь в роли Соломона Леви, отца Эйби. Далее Михаил Чехов снимается ещё в нескольких фильмах преимущественно в ролях второго плана и завершает свою кинокарьеру в 1954 году участием в кинофильме «Рапсодия». И здесь у него роль второго плана. Этот фильм более интересен тем, что это был один из первых западных фильмов, показанных в после сталинскую эпоху в Советском Союзе. В главной роли снялась ставшая скоро знаменитой Элизабет Тейлор, поразившая советских кинозрителей своей красотой и великолепными нарядами, которые она меняет несколько раз по ходу действия фильма. В главной мужской роли известный итальянский актер Витторио Гассман. На одном из этапов своей жизни Элизабет Тейлор в порядке подготовки к очередному замужеству конвертировалась в иудаизм, что же касается В. Гассмана, то его отец – германского происхождения, а мать – еврейка из итальянского города Пиза. Режиссер фильма Чарльз Видор родился в еврейской семье в Будапеште, Венгрия. В следующем 1955 году Михаил Чехов скончался и похоронен он в Беверли Хиллз, в Калифорнии.

В кинофильме «В наше время» путь Михаила Чехова пересекся с актрисой, для которой родным языком тоже был русский и которая тоже начала свою карьеру в Российской Империи и переселилась в Соединенные Штаты. Актрису эту звали Алла Назимова и она была постарше Михаила (родилась в 1879 году). В детстве её звали Мириам Эдез Аделаида Левентон, оба её родителя были евреи. Детство она провела в Крыму, в Ялте. Родители развелись и она кочевала по интернатам, приемным родителям и родственникам. Впрочем, эти невзгоды лишь закалили её характер. Рано  проявила интерес к искусству: к музыке и театру, начала брать уроки игры на скрипке с семи лет, а затем переключилась на театр, беря уроки театрального мастерства с 17 лет и далее вступила в труппу МХАТ’а к К. С. Станиславскому. Выступала на сцене она под именем Алла Назимова, отец не разрешил ей пользоваться фамильным именем, ибо профессия актрисы в те годы еще не считалась приличной для девушки из хорошей семьи. К 1903 году она уже стала одной из ведущих актрис русской сцены, играя в Москве и Санкт-Петербурге. Были также гастроли по Европе, включая Лондон и Берлин, а в 1905 году она приезжает в Нью-Йорк вместе со своим другом и партнером по сцене известным актером Павлом Орленевым, где они основывают русскоязычный театр. Предприятие это оказывается не удачным, П. Орленев возвращается в Россию, а А. Назимова остается в Нью-Йорке. Успешно овладев английским языком она в 1906 году дебютирует, причем весьма успешно, на Бродвее и скоро становится звездой и американской сцены. В 1916 году она начинает сниматься в кинофильмах, в те годы ещё немых. В следующем 1917 году она подписывает контракт с киностудией «Метро Пикчерс», которая далее стала «Метро-Голдвин-Майер». Она  переселяется из Нью-Йорка в Голливуд, делает фильм за фильмом, зарабатывая изрядные суммы денег. Далее она расширяет сферу своей активности, начинает писать сценарии фильмов и становится продюсером. В свои фильмы она начинает вкладывать заработанные деньги, но не все вложения оказываются успешными. К 1925 году её финансовые ресурсы иссякают, из-за ряда её неудач инвесторы тоже не торопятся давать ей деньги и ей приходиться уйти из кино и вернуться на Бродвей. Всего она снялась в восемнадцати немых фильмах, к четырем написала сценарии и в семи была продюсером.

В начале сороковых годов она возобновляет работу в кино, теперь уже звуковом, и снимается в нескольких  фильмах в ролях пожилых женщин. В 1940 году в кинодраме «Бегство» она в роли германской актрисы Эммы Риттер, заключенной в нацистский концлагерь, которую должны казнить за измену. Её сын приезжает в Германию, делает отчаянную попытку её спасти и добивается успеха. Среди звезд, снявшихся в этом фильме – уже упомянутый выше Роберт Тейлор и Конрад Вейдт, германский актер-антифашист, убежавший их нацистской Германии в Великобританию и далее в США. «Кровь и песок» — фильм, который появился на экранах в 1941 году. Фильм этот снят был по одноименной повести известного испанского писателя Висенте Бласко Ибаньеза  и повествует он о подъеме и падении матадора Хуана Галлардо, в роли его матери и снялась Алла Назимова. Фильм поставил известный режиссер Роберт Мамулян, а среди актеров участников фильма были Тайрон Пауэр и Рита Хейворт – кинозвезды первой величины той эпохи. В роли матери Алла Назимова снимается и в кинофильме «В наше время», это уже фильм 1944 года.  Другой известный фильм, попавший на экраны в том же году с участием Аллы Назимовой – «Мост Сан Луи Рей», действие которого снова развертывается в испаноязычной среде, в государстве Перу. Фильм этот тоже экранизация известного литературного произведения – одноименной повести американского писателя Торнтона Вайлдера, именно эта повесть принесла ему первый серьезный успех у читателей. Кроме А. Назимовой в этом фильме приняли участие ещё двое выходцев из Российской Империи, переселившиеся в Соединенные Штаты и ставшие широко известными в мире кинематографа: актер Аким Тамиров (армянского происхождения, родом из Тбилиси) и композитор Дмитрий Темкин (выходец из еврейской семьи, уроженец Кременчуга на Украине). «Когда ты ушел» выпуска того же 1944 года стал последним фильмом, в котором снялась Алла Назимова. Это эпический фильм, посвященный актуальным событиям того времени, когда во многих американских семьях родные и близкие оказались мобилизованными в армию. И это экранизация повести «Когда ты ушел: письма солдату от его жены», вышедшей в 1943 году и написанной забытой сегодня писательницей Маргарет Буэлл Вайлдер. Все действие этого несколько сентиментального, но достаточно реалистичного фильма также происходит в том же 1943 году. Скончалась А. Назимова в 1945 году и похоронена она в Калифорнии. А. Назимова  отличилась ещё и нестандартной (уж для того времени точно) сексуальной ориентацией. Формально она вышла замуж за актера Сергея Головина ещё в 1899 году. Известно, что она состояла в близких отношениях с другим актером П. Орленевым.  Переехав в Соединенные Штаты формально замужней женщиной она выдавала себя за жену британско-американского актера  Чарлза Брайанта, который как-будто был гомосексуалистом, делая это с 1912 года. В 1923 году она сумела развестись с Сергеем Головиным не выезжая из Соединенных Штатов, а в 1925 году совершенно неожиданно для всех, включая А. Назимову, вступил в брак  43 летний Ч. Брайант, обнаружился обман А. Назимовой и дело приняло скандальный оборот, одна из причин, по которой завершилась её карьера в немом кино. Известно, что с период в 1917 и по 1923 годы А. Назимова обладала заметной силой и влиянием в Голливуде, помогала многим начинающим актрисам и с некоторыми из них поддерживала близкие отношения.  Список близких подруг А. Назимовой достаточно велик, хотя с 1929 года и до своих последних дней у неё была постоянная подруга актриса Глеска Маршалл.

Теперь несколько слов о другой звезде первой величины немого кино, которую иногда тоже записывают в евреи. Это – Пола Негри. Она родилась в 1894 году в Польше, в той её части, что входила в состав Российской Империи. Мать её полька Элеонора Кильчевска, отец словацкого происхождения Ежи Халупец и при рождении девочка получила имя Аполонии Халупец, Полой Негри она стала уже будучи взрослой (Пола – сокращение от Апполония, а Негри по имени её любимой итальянской поэтессы и писательницы Ады Негри). Поначалу Пола обучалась танцам и была балериной, из-за болезни (туберкулеза) она была вынуждена оставить танцы. И переключилась на драматическое искусство. В 1914 году она кончает учебу в Академии драматического искусства в Варшаве, хотя на сцене дебютирует уже в 1912 году. К концу Первой мировой войны она популярная драматическая актриса. В 1914 году она начинает сниматься в фильмах, продолжая завоевывать популярность. На волне этой популярности она перебирается в Германию, в Берлин. И здесь начинаются съемки в кино, благо фильмы немые и нет языкового барьера. Сначала на киностудии «Сатурн Филмз», а затем на ведущей германской киностудии тех лет УФА («Universum Film AG») у режиссера Эрнста Любича. Сотрудничество оказалось весьма удачным и несколько их фильмов имели большой успех в Германии, в Европе и даже за океаном, соперничая с фильмами Голливуда. Кончилось это соперничество приглашением Э. Любича и П. Негри за океан, он стал первым европейским режиссером, попавшим в Голливуд, а она первой европейской актрисой.

Постепенно П. Негри становится одной из самых популярных актрис Голливуда и, естественно, одной из самых высокооплачиваемых. Она становится там и законодательницей моды и популярной фотомоделью. Снимается она на киностудии «Парамаунт Филмз», являясь базовой исполнительницей образов «роковой женщины», соперничает с другой суперзвездой Голливуда того периода Глорией Свенсон, снова снимается у Э. Любича (правда, только в одном фильме). Вся эта активность подходит к концу в 1928 году, когда завершается контракт с киностудией и Пола решает теперь посвятить время семейной жизни, переехав во Францию. Разумеется, она не смогла просидеть долго без дела и снова снимается, но теперь в британском фильме. Этот фильм 1929 становится последним немым фильмом с её участием, наступает эра звукового кино. В 1931 году П. Негри возвращается в Голливуд и начинает сниматься в своем первом звуковом фильме «Женщина командует». Фильм выходит на экраны в 1934 году, он не очень успешный, успех имеет лишь песенка «Парадайз» из этого фильма. П. Негри поёт эту песенку в концертах, гастролирует по стране, выступает в театрах. Затем она снимается в одном фильме во Франции и попадает в Германию, где у власти нацисты. В 1935 году на экраны выходит фильм с её участием под названием «Мазурка», оказавшийся очень успешным. После этого с ней снова заключает контракт киностудия УФА и она начинает появляться на экране в германских фильмах, живя тем не менее во Франции. В 1939 году  Германия воюет с Францией и побеждает. Война — это слишком сильное переживание для Полы и она решает оставить Европу, отправляется в Португалию и оттуда отбывает в Нью-Йорк. В 1943 году она появляется на экране в роли второго плана в фильме-комедии «Хай диддл-диддл», весьма успешном, о П. Негри снова вспоминают и приглашают сниматься. Но во второстепенных ролях Она отвергает эти предложения и на этом её кинокарьера практически завершается. Ещё несколько выступлений на сценических подмостках и она решает завершить свою исполнительскую карьеру полностью.

Остается сказать только о весьма бурной личной жизни Полы. Её первый супруг – польский граф Еугениуш Дамбски (вышла замуж в 1919 году и развелась в 1922), затем промышленник  Вольфганг Георг Шлебер, за которого она формально не выходила замуж. Многочисленные романы сопровождали её в первые годы жизни в Соединенных Штатах, среди тех с кем её романтически связывали – несколько знаменитых кинематографиста, включая Чарли Чаплина и Рудольфа Валентино. О Р. Валентино она отзывалась, как о любви всей своей жизни. На его похоронах 24 августа 1926 года в Нью-Йорке она упала в обморок, но тем не менее скоро (менее чем через девять месяцев после похорон) снова вышла замуж. На сей раз её избранником стал князь Сергей Мдивани, грузинского происхождения, через четыре года брак завершился разводом. Далее последовал роман с Рассом Коломбо, руководителем оркестра, с которым она выступала. Последние годы прошли более спокойно. Теперь о том, как из актрисы польско-словацкого происхождения сделали еврейку. Инициатором этого превращения стал не кто иной как министр народного просвещения  и пропаганды Йозеф Геббельс, который везде старательно выискивал евреев. Он то и «обнаружил» у Полы предположительно еврейскую кровь. На основании этого П. Негри была объявлена лицом не арийского происхождения и ей было запрещено работать и сниматься в Германии. Но к тому времени, когда Й. Геббельс провел свое исследование, уже успел выйти на экраны фильм «Мазурка» и среди тех, кому этот фильм понравился, оказался А. Гитлер, канцлер Германии. Он персонально вмешался и отменил классификацию Й. Геббельса и П. Негри снова получила возможность сниматься в германских фильмах. Этот шаг А. Гитлера породил слухи о персональном романе между популярной актрисой и нацистским лидером. Ряд газет и журналов в Европе и за океаном даже опубликовали «объективную информацию» на эту тему. П. Негри подала в суд на французский журнал, который  поместил первую публикацию и в суде одержала победу, получив 10 000 франков компенсации. Разумеется, тот факт, что П. Негри поспешно прекратила съемки в Германии и оставила Европу после германо-французской войны 1940 года  вызвал заметное неудовольствие в нацистской Германии, тогда и возродилась история о не арийском происхождении Полы Негри. Возможно побудительным мотивом для выискивания еврейских корней у Полы Негри стало исполнение ею главной роли в немом германском фильме «Желтый билет» («Der Gelbe Schein»), снятом в 1918 году. Частично фильм был снят в Варшаве, в её еврейских кварталах для придания ему большей правдоподобности. Это история еврейской девушки, живущей с больным отцом. Она хочет учиться в медицинской школе в Санкт-Петербурге, в России, но, чтобы попасть туда, она вынуждена скрывать свое происхождение. Девушка настойчивая, твердая духом  и желающая стать доктором, чтобы вылечить отца. Отец неожиданно умирает, но она намерена тем не менее реализовать свою цель. Препятствие заключаются в том, что она еврейка. Зовут её Лея и вот эту роль и исполнила Пола Негри. В фильме совершенно явно звучит осуждение антиеврейских порядков и законов в царской России. Да и вообще еврейские персонажи фильма изображены с симпатией. Все это не трудно уловить и у нацистов фильм вызвал явное неприятие. Найденные ими копии этого фильма были уничтожены, хотя фильм все же сохранился. Само название фильма напоминает о том, что удостоверение личности подобного цвета выдавалось для проживания в столице людям, располагавшимся внизу социальной лестницы, в частности и  проституткам. Чтобы получить этот документ и далее избежать полицейского преследования и ареста Лее и приходится ради возможности учиться  выдавать себя за проститутку и жить в борделе. Сюжет фильма довольно запутанный, но мотивы сочувствия звучат в нём достаточно ясно. В 1922 году фильм пошел и в Соединенных Штатах.

Не одна П. Негри стала еврейкой не имея ни капли еврейской крови. Были и другие случаи, причины в каждом случае свои. Популярный актер  Ханс Вальтер Конрад Вейдт родился в Берлине в 1893 году, он был чистокровным немцем, а семья его была протестантского вероисповедания. Получил известность он как Конрад Вейдт. Участвовал в Первой Мировой войне, по болезни демобилизован из армии, стал актером. Прежде всего киноактером. И быстро стал известным киноактером, он играл в таких классических фильмах немого кино как «Кабинет доктора Калигари» и «Человек, который смеется» и в первом германском звуковом фильме «Земля без женщин». К моменту прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году он был в стране весьма популярным человеком. Но К. Вейдт был принципиальным противником нацизма, свои взгляды не очень скрывал и осуждал нацистов в любом удобном случае. В том числе и их отношение к евреям. Протестуя против антиеврейских мер он в какой-то из своих анкет демонстративно написал «еврей» («Jude») и отсюда пошли слухи о его еврейском происхождении, видимо, поддержанные нацистами, которым удобно было выдавать своих противников за евреев. Впрочем, свою ситуацию К. Вейдт усугубил женившись в 30 марта1933 года на еврейке Лили Прагер.  Через неделю после бракосочетания супруги вынуждены были бежать в Великобританию, где К. Вейдт успешно продолжил свою кинокарьеру. Когда Великобритания вступила в войну в 1940 году он перебрался в Голливуд, в Соединенные Штаты. К сожалению, в 1943 году этот талантливый актер скоропостижно скончался от сердечного приступа. На его счету участие в таких фильмах как «Багдадский вор» и «Касабланка». Всё время, в течение которого он жил в Великобритании и США, он жертвовал значительную часть своих доходов на дело борьбы с нацизмом. При нацистах в Германии его имя было запрещено даже упоминать.

И у Рудольфа Йозефа Франтишека Бенацкого, которого любители музыки знают как Ральфа Бенацкого, не было ни капли еврейской крови. Он чех по происхождению и родился в 1884 году в городке Моравски Будейовицы в нынешней Чешской Республике, а в те годы это была часть Австро-Венгерской Империи. Большая часть его жизни прошла в Вене, а его самого определяют как одного из наиболее выдающихся и плодовитых представителей «серебряного века» Венской оперетты. В его активе более двадцати оперетт. Его оперетта «Гостиница «Белая лошадь» Im weißen Rössl»), созданная в 1930 году, пользуется непреходящим интересом до сего дня. Написал много песен, писал также музыку для кино, радиопередач и театральных постановок. С точки зрения политики Р. Бернацкий был человеком достаточно индиффирентным и здесь к нему претензий никаких быть не могло. А подвели его, как то часто бывает, женщины. Его первой женой стала Хедвиг Джосма Фишер, певица, выступавшая на сцене под именем Джосма Селим, а второй женой — Мелани Хоффман, танцовщица, выступавшая на сцене как Мела Хоффман. Обе его жены были еврейки. Ядро ведущих композиторов Венской оперетты также составляли евреи ( П. Абрахам, Э. Кальман, Л. Фалль, О. Штраус и т.д.). И туда автоматически зачислили Р. Бенацкого с его еврейскими женами и фамилией, звучащей не совсем по немецки. Возможно, композитор и не собирался покидать Австрию после прихода туда нацистов, он старался доказать свое не еврейское происхождение, но все же во избежание возможных недоразумений и конфликта с новыми властями да ещё при жене еврейке счел разумным для себя покинуть Австрию. С 1938 года проживал в Соединенных Штатах, а последние годы жизни (1945 – 1957) провел в Цюрихе (Швейцария).

Вениамин Чернухин                                                                                               Октябрь 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + девять =