Кинорежиссер Анджей Вайда и его «еврейские» фильмы.

Просматривая список фильмов на еврейскую тематику на одном из сайтов Интернета я нашел там название польского фильма «Канал». И поначалу решил, что составители списка ошиблись: это исключительно польский фильм, в нем вообще не идет речь об евреях, все действующие персонажи фильма поляки, да и среди создателей фильма и ведущих актеров, в нем играющих, евреев похоже тоже нет. За исключением Ежи Липмана, одного из лучших польских кинооператоров в послевоенном польском кинематографе. Уроженец Бреста, узник гетто, затем воевавший с нацистами в составе Армии Людовой, участник восстания в Варшаве в 1944 году, вынужденный покинуть Польшу в 1968 году во время анти еврейской компании Владислава Гомулки и далее живший и работавший в Западной Германии и в Великобритании. Но с течением времени я пришел к выводу, что составители списка правы: те, кто хочет правдиво знать еврейскую историю, должны этот фильм посмотреть. Это фильм о Варшавском восстании 1944 года, вернее его заключительной части. Фильм тяжелый и правдивый. Возможно, во многом оттого, что его основные создатели сами были участниками происходивших событий и знали о чем идет речь, как говорится, из первоисточника. Сценарий фильма написал по своему собственному рассказу Ежи Стефан Ставиньский. Он – уроженец Варшавы. Когда началась Вторая Мировая война ему было 19 лет и он служил в польской армии. В 1940 году после поражения Польши он вступил в Армию Крайову и в её составе участвовал в партизанской войне против нацистов. В 1944 году он – участник Варшавского восстания. Он лично прошел тот путь, что описан в его сценарии и показан в фильме,  на заключительном этапе восстания. Далее попал в концлагерь Мурнау. После освобождения вступил в Польскую Армию генерала Владислава Андерса  и участвовал с ней в боях в Италии. Один из ведущих сценаристов польского кино середины прошлого века, написал сам или участвовал в написании сценариев к 29 фильмам.

Ну, и, наконец, режиссер фильма Анджей Вайда. Родился он в северо-восточном углу Польши в городе Сувалки в 1926 году. Отец его был офицером конной артиллерии Польской Армии и после того, как Советский Союз принял участие в разделе Польши, попал в плен к Красной Армии. В 1940 году был расстрелян с другими польскими военнослужащими в Катыни. Совсем юным  в 1942 году Анджей Вайда вступает в ряды Армии Крайовой, чтобы участвовать в сопротивлении. Чтобы читателям было легче разобраться в событиях, имевших место в Польше во время войны, упомяну, что сопротивление нацистам-оккупантам оказывали две подпольные организации: Армия Людова и Армия Крайова. Армия Людова (Народная Армия в переводе с польского)  была  партизанская армия, которой руководили члены Польской рабочей (коммунистической) партии. Она была создана в самом начале января 1944 года и её задачей была помощь наступающей Красной Армии и далее захват власти и участие в создании лойяльного коммунистам правительства в стране. Значительно более многочисленной и действенной была Армия Крайова (Краевая Армия в переводе с польского), возникшая в феврале 1942 года и вобравшая в себя большинство самостоятельных партизанских групп и организаций, уже  действовавших на территории страны. Её численность была где-то около 400 000 бойцов.  Эта армия была лойяльна эмигрантскому правительству страны, обосновавшемуся в Лондоне. Крупнейшей и наиболее широко известной операцией Армии Крайовой было восстание в Варшаве. С востока наступала Красная Армия, которая в июле 1944 года перешла советско-польскую границу и которая к концу месяца уже заняла населенные пункты в 20-30 километрах к востоку от столицы, а в начале августа вышла к реке Висла у Сандомира (южнее Варшавы) и добралась до правобережного пригорода Варшавы – Праги. Первого августа 1944 года командир Армии Крайовой генерал  Тадеуш Коморовский отдал приказ о начале восстания в  Варшаве, в районах города, расположенных на левом берегу реки Висла. Целей у повстанцев было две: нанести поражение германской армии, действуя совместно с Красной Армией, и освободить своими силами столицу страны, продемонстрировав  суверенитет правительства в Лондоне над городом перед лицом  Польского Комитета Национального Освобождения, образованного в городе Люблин не без содействия и подсказки Москвы. Неожиданно Красная Армия, растянувшая свои коммуникации, начала перегруппировку своих сил и  приостановила  наступление, оставив восставших лицом к лицу с германской армией. Ожесточенные споры почему Красная Армия не пришла на помощь повстанцам идут до сего дня. Одна версия говорит о том, что Красная Армия попросту выдохлась и нуждалась в некоторой передышке, другая утверждает, что повстанцы были намерено оставлены без помощи, дабы быть разгромленными и тем ослабить Армию Крайову и усилить ее соперницу Армию Людову. Здесь не место обсуждать то, какая версия правильна, но в реальности повстанцы остались без действенной поддержки. Они продержались 63 дня против превосходящих сил нацистов, уцелевшие попытались уйти из зоны боев и нацисты при этом до основания разрушили город. В боях погибло 16 000 бойцов Армии Крайовой и 6 000 было тяжело ранено, погибло также 150 000 – 200 000 мирных жителей, нацисты потеряли 8 000 солдат и офицеров убитыми и 9 000 ранеными. После неудавшегося восстания германскую армию удалось окончательно выбить из Варшавы лишь в январе 1945 года.

Как известно, после войны Польша оказалась в зоне советского влияния. Сталинизм ввел жесткую политическую и идеологическую индоктринацию в социальной жизни, культуре и образовании. Отход от жесткой линии начался лишь после смерти И. В. Сталина  в середине пятидесятых годов. После прихода к власти В. Гомулки (1956 год) наступила эпоха некоторой либерализации и появилась возможность снимать правдивые фильмы о войне. И Анджей Вайда  к этому времени завершает учебу в Государственной Высшей Школе Кинематографии в городе Лодзь, где его наставником был известный польский кинорежиссер Александр Форд (родившийся в 1908 году в Киеве под именем Моше Лифшиц). Кстати,  соучеником А. Вайды и учеником А. Форда был и широко известный сегодня кинорежиссер Роман Поланский, сумевший спастись от гибели убежав из гетто и в творчестве которого Вторая Мировая война также занимает важное место. После завершения учебы Анджей Вайда задумывает и снимает кинотрилогию о военных годах  в Польше. Это его первые полнометражные фильмы, до этого он снял лишь несколько короткометражных фильмов. Кинотрилогия состоит из трех фильмов: «Поколение» (1954 год), «Канал» (1956 гол) и «Пепел и алмаз» (1958 год). Фильм «Поколение», снятый ещё во времена господства сталинской идеологии и социалистического реализма, рассказывает частную историю двух жителей рабочего квартала Варшавы Воля  и показывает постепенное вовлечение молодых людей в сопротивление нацистам. В небольшой роли в этом фильме снялся совсем молодой Роман Поланский. В фильме проходит и тема восстания в гетто Варшавы, один из героев фильма оказывается вовлеченным в помощь повстанцам, под руководством бесстрашных коммунистов он спасает людей из горящего гетто. Действие третьего фильма «Пепел и алмаз»  вообще развертывается уже после войны, просто действия и поступки героев этого фильма мотивированы  событиями военных лет, в частности восстанием в Варшаве. В нем будто бы участвовал один из героев фильма Мачек. Кстати, в этой роли в своих всегдашних темных очках снялся Збигнев Цибульский, один из самых талантливых и популярных актеров польского кино тех лет, которого А. Вайда охотно снимал до трагической гибели актера в 1967 году в транспортном происшествии. И лишь «Канал» дает широкую, можно сказать даже всеобъемлющую картину войны. Вне всякого сомнения, это самый значительный фильм из этой кинотрилогии. Это был вообще первый полнометражный художественный фильм о Варшавском восстании. В 1957 году на Кинофестивале в Каннах (Франция), одном из самых престижных в мире кинематографа,  фильм А. Вайды «Канал» получил специальный приз жюри фестиваля.

О чем повествует фильм? Действие его происходит 25 сентября 1944 года в один из последних дней восстания, точнее в его 56-й день. Лейтенант Задра командует группой солдат Армии Крайовой и гражданских лиц, состоящей из 27 человек, которая старается занять новые боевые позиции. Но повсюду уже нацисты и группа пытается уйти от них и выйти в центр города, используя городскую канализационную систему. Отсюда и название фильма. Отчаянная борьба за выживание в разрушенном почти до основания городе – вот то, что показывают нам авторы-создатели фильма. Сюда примешаны и обычные человеческие чувства, есть здесь и любовь. Большинство членов группы лейтенанта Задра погибает в тех или иных обстоятельствах, фильм дает реальную и ничуть не приукрашенную картину событий в дни Варшавского восстания. Почти с документальной точностью фильм повествует как боролись и погибали участники восстания.

Восстание, начавшееся в августе 1944 года, не было первым в Варшаве. Чуть более года раньше, в апреле 1943 года вспыхнуло восстание в Варшавском гетто. В 1940 году нацистские оккупационные власти начали концентрировать еврейское население Польши в больших городах и в первую очередь в Варшаве в определенных кварталах, изолируя их от остальной части города. Скоро в центральной части Варшавы на площади около трех с половиной квадратных километров оказались собраны более 300 000 человек. Люди начали умирать от голода, болезней и тяжелых условий жизни. Затем пошли летом 1942 года эшелоны в лагерь уничтожения Треблинка, в нескольких десятках километров от Варшавы. Акты сопротивления начинают иметь место уже в январе 1943 года. 19-го апреля, накануне праздника Песах нацисты входят в гетто и понимая, что цель этого вхождения – его ликвидация, еврейское подполье решает сопротивляться до последнего человека. Начинается восстание. Различными путями удалось доставить в гетто некоторое количества оружия. Повстанцы были организованы: действовали две организации: Еврейская Боевая Организация (Żydowska Organizacja Bojowa, ŻOB) и Еврейский Военный Союз (Żydowski Związek Wojskowy, ŻZW). Первая возглавлялась  членами сионистких социалистических партий и бундовцами, вторая – членами ревизионистской сионистской организации, с этой группой более охотно взаимодействовали бойцы из Армии Крайовой. Польское сопротивление оказывало некоторую помощь: переправляло вооружение, пыталось отвлечь часть сил нацистов, действуя неподалеку от гетто, некоторые отряды даже сражались внутри гетто. После поражения восстания уцелевшие бойцы пытались уйти, используя канализационную систему, перебраться в польскую (так называемую «арийскую») часть города. Части это удалось, многие из уцелевших продолжили борьбу с нацистами в рядах польских Армий. И все это происходило более или менее так, как показано в фильме «Канал», в тех же самых условиях. Во время восстания в гетто нацисты, пытаясь подавить восставших начали сжигать и разрушать дом за домом, квартал за кварталом, ту же тактику они применили, подавляя Варшавское восстание, оставив весь большой город в развалинах. Именно поэтому фильм «Канал» как будто не повествующий о восстании в гетто, на самом деле  фильм и об этом восстании.

Не оставил А. Вайда в стороне и восстание в гетто 1943 года. Одиннадцатого сентября 1961 года на экраны Польши выходит почти двухчасовой черно-белый фильм «Самсон». Сценарий фильма написал по своей собственной повести известный польский эссеист и киносценарист Казимеж Брандыс. Главное действующее лицо фильма варшавский еврей по имени Якуб Голд, роль которого исполнил французский актер  Серж Мерлин. Он-студент политехнического университета в Варшаве, случайно убивает человека и попадает в тюрьму на десять лет. В тюрьме он знакомится с несколькими людьми, с которыми встретится на последующих стадиях развития событий. Война, тюрьму бомбят и он оказывается на воле. Варшава уже оккупирована нацистами. Он попадает в гетто. Его посылают убирать трупы с улиц,  чтобы очистить улицы и далее похоронить людей по еврейскому обряду. В числе подобранных  он находит и его собственную мать. После одних таких похорон ему удается бежать с еще одним спутником. Но убежав он хочет вернуться в гетто, чтобы разделить судьбу своих соплеменников. В городе – комендантский час, скрываясь от патруля он оказывается в каком-то здании и встречает там Люцину (эту роль исполнила польская актриса Алина Яновска) . Люцина – еврейка, скрывающая свое происхождение и выдающая себя за польку, чтобы уцелеть. Лучине нравится Якуб, но чрезвычайные обстоятельства, в которых они находятся, разлучают их. Люцина думает, что Якуб вернулся в гетто. Она раскрывает нацистам свое происхождение, чтобы быть посланной в гетто и найти Якуба там. Но он находит убежище в квартире, принадлежащей Йозефу Малине, с которым он познакомился находясь в тюрьме. Там же живет и племянница Йозефа Казя, которой Якуб тоже нравится. Якуб мечтает иметь силы библейского Самсона, чтобы бороться с нацистами в одиночку. Тем не менее он колеблется и прячется в подвале до тех пор пока восстание в гетто не подавлено. Только после этого он возвращается в гетто, где все разрушено, и встречает людей из сопротивления и примыкает к этому движению. Само название фильма подчеркивает параллель, который проводят авторы фильма между библейским Самсоном и Якубом. Самсон обладал большой физической силой, у Якуба ее нет, это даже подчеркивается невысоким ростом и не атлетической внешностью актера, но он обнаруживает завидную эмоциональную стойкость. Блуждания Якуба: университет-тюрьма-гетто-выход из гетто тоже могут быть истолкованы как символ блужданий еврейского народа и трудностей, выпадающих на его долю. В фильме не много кадров, повествующих о гетто, но создатели фильма сумели тем не менее передать жизнь в этом мире, скрытом стенами от посторонних взглядов.

Не будучи евреем А. Вайда в своем фильме затрагивает и вопрос солидарности евреев в эти тяжелые дни. Вот здесь и подчеркивается эмоциональная сила Якуба. Якубу удается уйти из гетто, но он хочет туда вернуться, чтобы быть со своими соплеменниками и разделить их судьбу. Символична его встреча с Люциной, выдающей себя за польку. Именно после встречи с Якубом она отправляется в гетто. Символична сцена, где Якуб, уставший и побитый,  лежит на земле, не в силах двинуться дальше. Но его друг говорит ему, что человек может получить такие удары, но он должен подняться и двигаться дальше. Намек на судьбу еврейского народа, способного выдерживать тяжелые потрясения, демонстрируя стойкость необычайную духа. Якуб в фильме не многословен, за него говорят его действия. Фильм получил многочисленные позитивные отзывы как в польской, так и в зарубежной прессе и на Кинофестивале в Венеции в 1961 году боролся за главный приз фестиваля – Золотой Лев. В отличие от фильма «Канал» в Советском Союзе этот фильм не демонстрировался и скорее всего из-за своей еврейской тематики.  Надо отметить также, что фильм был сделан во времена правления В. Гомулки, который в общем проводил анти еврейскую линию и за годы правления которого еврейская община послевоенной Польши существенно сократилась (с 80 000 до 30 000).

Краем затрагивает еврейскую тему Анджей Вайда в своем драматическом фильме «Пейзаж после битвы», который появился на экранах страны в 1970 году. В нем рассказывается история  поэта Тадеуша, выжившего в концлагере, где от всего пережитого его творческий талант начал затухать. Армия союзников, ведущая уже войну в Европе, освобождает концлагерь и герой фильма, роль которого исполнил популярный польский актер Даниэль Ольбрыхский, оказывается в лагере для перемещенных лиц где-то в Германии. Там он встречает еврейскую девушку Нину, которая пытается убедить его уехать с ней на Запад. Он не хочет, девушка меж тем гибнет от случайного выстрела американского солдата. Шок от ее гибели возвращает поэта снова в мир чувств, в мир, который оказался изрядно потускневшим за время пребывания в концлагере. К нему возвращается его творческая созидательность. Сценарий фильма написал сам А. Вайда совместно с актером, режиссером и писателем Тадеушем Боровским, который сам побывал в концлагере и прекрасно знал то, о чем писал. Роль еврейской девушки Нины исполнила польская актриса Станислава Целинска. Этот фильм представлял Польшу на Международном Кинофестивале в Каннах (Франция) в 1970 году.

В активе Анджея Вайды также исторический фильм «Пилат и другие». Вышедший на экраны в 1972 году. Фильм был снят в Германии и потому помечен везде как германский фильм. Это один из многочисленных фильмов, сделанных по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Действие фильма происходит в библейском Иерусалиме. Но снимался фильм в Нюрнберге и других городах Германии, в местах ассоциированных с нацистским режимом. Фильм рассказывает историю Понтия Пилата перед, во время и после экзекуции Иешуа ХаНоцри. Фильм сделан осовремененым. Так свой крест Иешуа несет по улице современного немецкого города. Фильм был показан на Берлинском Кинофестивале в 2006 году, где А. Вайда получил приз Почетный Золотой Медведь.

Еврейские персонажи действуют  и в следующем фильме Анджея Вайды «Земля Обетованная». Фильм оказался на экранах страны в 1975 году. Это исторический фильм. Сценарий фильма базируется на повести известного польского писателя Владислава Станислава Реймонта (1867 – 1925), лауреата Нобелевской Премии по литературе за 1924 год. Действие фильма развертывается в большом польском промышленном городе Лодзь. В. Реймонт жил в этом городе и работал служащим, посему прекрасно владел материалом. Напомним, что эта часть Польши в те времена была частью Российской Империи и город  Лодзь стал важнейшим текстильным центром Империи и всей Европы. На этом фоне  рассказывается история трех предпринимателей: поляка, немца и еврея, пытающихся построить новую фабрику в условиях дикого бесправного капитализма и необузданной конкуренции девятнадцатого столетия. Фильм дает достаточно мрачную картину грязных и опасных для работников предприятий и  забитых, эксплуатируемых людей, трудящихся на этих предприятиях. И рядом богатство владельцев предприятий. Сюжет фильма  достаточно пессимистичный: поляк инженер Кароль Боровицки (в его роли Д. Ольбрыхский), работающий на некой текстильной фабрике в городе, хочет открыть собственную текстильную фабрику с помощью своих друзей немца Макса Баума и еврейского бизнесмена Морица Велта. С трудом и с помощью случая три компаньона в состоянии собрать деньги, необходимые для открытия новой текстильной фабрики, но она еще будучи незастрахованной сгорает буквально накануне открытия. У К. Боровицкого роман с Люси Цукер, женой одного из текстильных магнатов города, о котором становится известным ее мужу. Именно супруг г-н Цукер и организует поджог, чтобы отомстить соблазнителю жены. Компаньоны теряют все с таким трудом приобретенное. Через несколько лет  К. Боровицки удачно женившись все-таки становится владельцем текстильной фабрики, полученной в качестве приданного. Но ее нормальному функционированию угрожает забастовка рабочих. Не желая снова потерять столь дорогое  приобретение К. Боровицки  разрешает стрелять в бастующих рабочих. На девятом Московском Международном Кинофестивале в 1975 году в Москве фильм получил первую премию  — Золотой Приз.

В роли вполне симпатичного зрителям еврейского бизнесмена Морица Велта снялся известный польский театральный и кино актер Войцех (Войтек)  Пшоняк, уроженец Львова. Эта удачно исполненная роль в фильме А. Вайды (он получил за нее приз «Лучший Актер» на польском кинофестивале  1975 года) сделала его имя известным. В начале восьмидесятых годов, когда начались политические волнения в Польше, связанные с движением Солидарность, актер переместился во Францию. После падения коммунизма вернулся к работе в Польше. В ходе своей карьеры во Франции ему неоднократно приходилось исполнять роли еврейских персонажей из-за репутации, созданной фильмом А. Вайды и не исчезающего легкого акцента. В роли Цукера в фильме занят театральный и киноактер Ежи Новак, также специалист по еврейским ролям второго плана в польском кинематографе. Е. Новак был участником партизанского анти нацистского движения в Польше, за что награжден Партизанским Крестом.

Проходит еще пятнадцать лет и А. Вайда завершает работу над фильмом «Корчак». Пересказывать содержание этого фильма не требуется. Польский врач и педагог, лектор и писатель еврейского происхождения Хенрик Гольдшмидт (известный миру под его литературным псевдонимом — Януш Корчак) вместе с Анной Франк  стали знаковыми фигурами Катастрофы и их истории широко растиражированы. В Варшавском гетто Я. Корчак руководил еврейским домом сирот с 200 воспитанниками. Когда во время одной из акций нацисты решили отправить всех обитателей дома в Треблинку, то 64-летний Я. Корчак, широко известный человек, отказался принять швейцарский паспорт, означавший спасение от неминуемой смерти и сел в поезд вместе со своими воспитанниками, не оставив их в трудную минуту. Это показано в заключительных кадрах фильма. Хотя самый последний кадр фильма, снятый медленной съемкой, где дети вместе с их воспитателем, вырвавшись из вагона поезда (везли их в вагонах для скота), идущего в Треблинку и как бы остановленного невидимой рукой, бегут счастливые и смеющиеся по светлому зеленому полю вызвал разноречивые мнения и критику. Сам А. Вайда указал, что решил не показывать драматической сцены детей, гибнущих в газовых камерах, хотя подобная сцена могла быть эмоционально очень сильной, но сделать вместо нее некую сцену, полную символики, открытую для толкования. В том же 1990 году, когда фильм вышел в прокат, он был показан, правда, вне конкурса и на ежегодном  престижном  Кинофестивале в Каннах (Франция). И вот этот показ вызвал несколько необычную реакцию. Ряд критиков и комментаторов во главе с известным журналистом, писателем и кинодокументалистом Клодом Ланцманом обвинили создателей фильма в том, что они сместили акценты, показывая польских участников событий в слишком благоприятном свете, фактически многие поляки не любили евреев и не помогали им и даже были склонны помочь нацистам. Вообще-то свидетельства такого человека как К. Ланцман было трудно просто так отмести, ибо в 1985 году он выпустил документальный фильм «Шоа», идущий девять с половиной часов, в котором тщательно и достоверно изложены все нюансы прошедших событий с привлечением многочисленных документальных свидетельств. Семья К. Ланцмана происходит из Восточной Европы, во время войны скрывалась от нацистов, а сам К. Ланцман был во французском анти нацистском подполье. К. Ланцман утверждал, что поляки  гораздо менее дружественно относились к евреям, чем это показано в фильме. Разумеется, у фильма нашлись и защитники, среди них  можно выделить Марека Эдельмана, одного из  лидеров  восстания в Варшавском гетто, а на последнем этапе и его руководителя. Заглавную роль исполнил опять Войцех Пшоняк, причем опять удостоился похвал за прекрасную актерскую работу. В роли его помощницы Стефы Вилчинской снялась польская актриса Эва Дальковска. И, наконец, сценарий фильма написала Агнешка Холланд, которая сама является одним из ведущих польских кинорежиссеров, фильмы которой не раз удостаивались наград на престижных кинофестивалях. Хотя А. Холланд родилась уже после войны в 1948 году, ее связи с событиями военного времени достаточно сильны.  Ее мать Ирена — католичка была участницей Варшавского восстания 1944 года, ее отец Хенрик – еврей, воевал в рядах Красной Армии, его родители погибли в одном из гетто в Польше. Оба родителя были журналистами, отец погиб при невыясненных обстоятельствах в начале шестидесятых годов. Любопытно, что «Корчак» — черно-белый фильм, это дало возможность использовать архивные киноматериалы о Варшавском гетто.  .

Тема войны и восстаний в Варшаве проходит красной нитью через все творчество Анджея Вайды. И в большинстве фильмов об этих событиях в том или ином качестве появляются евреи .Очевидно А. Вайда рассматривал евреев как неотъемлимый атрибут польской истории, выражая через еврейские судьбы судьбы своей страны. Не составил исключения и фильм «Святая Неделя», выпущенный в прокат в 1995 году. Сценаристом в фильме выступил сам Анджей Вайда, но свой сценарий он написал по одноименной повести известного современного польского писателя Ежи Анджеевского. Это, кстати, было не первое обращение А. Вайды к творчеству этого писателя, именно по его повести «Пепел и алмаз» был написан сценарий одного из первых и наиболее удачных фильмов А. Вайды. Возможно их близость по духу обуславливалась тем, что  оба были антикоммунистами и пытались в своем творчестве правдиво отразить события минуя жесткие партийные каноны. Е. Анджеевский стал известным писателем ещё до войны, а все события военных лет проходили прямо у него перед глазами. Все это он талантливо описал в своих произведениях, а сила таланта его была такова, что его почитали кандидатом на Нобелевскую Премию по литературе, которую он может и получил бы, мешали его личные недостатки (гомосексуалист, пристрастие к алкоголю).

Героиня  «Святой Недели» еврейская женщина Ирена, впрочем полностью ассимилированная и ставшая снова еврейкой потому, что такой ее классифицируют нацисты. Она оказывается в Варшавском гетто. В дни, когда нацисты проводят операцию против обитателей гетто, ей удается покинуть его и волею случая она встречает своего бывшего любовника архитектора Яна Малецкого. Тот дает ей убежище на несколько дней, но из-за этого ставит свою жизнь и жизнь своей семьи в условия серьезного риска. Действие фильма происходит в так называемую «святую неделю» (последняя неделя перед христианской Пасхой) 1943 года. Отсюда и название фильма. Со вторника и по пятницу, когда травмированная окружающей действительностью Ирена прячется в доме Я. Малецкого. Последний все время в сомнении правильно ли он поступил, он живет не один, но своей беременной женой и младшим братом. Тем не менее он не решается выгнать Ирену на улицу. Я. Малецкий подан в фильме не как герой, но как обычный обыватель,  делающий вроде бы правильные действия, но терзаемый при этом страхами и сомнениями, лишающими его ореола геройства. Здесь А. Вайда тем самым пытается выделить ключевой вопрос фильма: как должны вести себя поляки по отношению к евреям в такие минуты чрезвычайной опасности. Вопрос очень острый, которого избегали касаться многие авторы, писавшие о событиях военного времени, но которого коснулись Е. Анджеевский в своей повести и А. Вайда в своем фильме. В решение этой не простой проблемы оказывается втянутой не только семья Я. Малецкого, жена которого Анна проявляет признаки сочувствия преследуемой Ирине, но и их соседи по дому Йозеф Пиотровский и его супруга, которая оказывается куда менее сочувствующей. Фильм ставит вопрос, но не дает на него четкого и ясного ответа, оставляя многое на разумение зрителя.

Ещё раз коснулся еврейской темы Анджей Вайда в одном из своих последних фильмов «Осуждение Франтишека Клоса», завершенном в 2000 году. Это фильм для телевидения, снятый по одноименной книге польского историка и писателя  Станислава Рембека. Впрочем, еврейская тема проходит здесь вторым планом. Действие происходит в годы войны. Главное действующее лицо Францишек Клос, полицейский в небольшом польском городке, у него есть немецкие корни и его цель получить статус «фольксдойч» (так нацисты именовали этнических немцев, живших за пределами Германии), полагая, что это даст ему определенную власть и авторитет. Для достижения этой цели он принимает участие во всякого рода облавах на мирных жителей и  карательных операциях, теряя постепенно всякие моральные  ограничения. Разумеется, есть среди его жертв и евреи, которых он помогает ликвидировать в своей округе.

Вот достаточно длинный перечень фильмов, в которых в той или иной форме польский кинорежиссер Анджей Вайда рассматривает судьбу евреев в Польше во время Второй Мировой войны и их взаимоотношений в это трудное и непростое время с польским населением страны. Это трудная и очень чувствительная тема, от которой А. Вайда не только не ушел, но и постарался дать ей свою интерпретацию и свое толкование. Не везде и не всегда и не во всем можно быть согласным с ним, но нельзя не признать, что А. Вайда взял на себя трудную миссию в том месте, которое многие из его современников предпочли обойти. И в заключение слова самого Анджея Вайды: «Это была тема, над которой мы должны были работать с 1945 года. Мы должны были делать все возможное, чтобы залечить эту рану. Но коммунисты делали все возможное, чтобы манипулировать этим и эта рана так и осталась незалеченная. Те, кто пытались делать что-либо, лучше или хуже, с большим или меньшим художественным и интеллектуальным успехом, это те, кто хотел внести какой-то вклад, разбираясь с этой проблемой. Я не ожидаю, что мои фильмы не будут подвергнуты критике. Но вы не можете усомниться в моих добрых намерениях». Анджей Вайда признан одной из ведущих фигур в польской кинематографии, лидером  «польской школы кинематографии». Вне всякого сомнения это очень заметная фигура и в европейской и мировой кинематографии двадцатого века.

Вениамин Чернухин                                                                                            Сентябрь 2013

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + два =