Как евреи боролись за права чернокожих: Соединенные Штаты.

Первые чернокожие жители Соединенных Штатов были рабы, завезенные с Африканского континента. В здешних краях они начали появляться ещё в шестнадцатом веке, как только появились белые поселенцы и задолго до основания современного государства. Осваивались новые большие территории, природные условия были не легкими и нужны были работники, поэтому в здешние края начали завозить людей из Африки. На начальном этапе занимались этим во многом капитаны судов, которые в Африке за блестящие и гремящие безделушки покупали у  вождей местных племен их соплеменников, причем те, кстати, охотно производили эти «торговые операции», перевозили их в североамериканские  колонии в трюмах своих судов и продавали местным фермерам. Жизнь шла, африканцы создавали семьи и рождались дети и количество чернокожих обитателей колоний стало расти. В семнадцатом веке оформилась система рабовладения и были приняты соответствующие законы. К моменту Войны за Независимость  американских колоний против Великобритании  в конце восемнадцатого века  чернокожие составили около 20% от всего населения колоний. Во время этой войны они сражались вместе с колонистами против британской армии внеся определенный вклад в их победу. После получения независимости экономика Соединенных Штатов продолжала интенсивно развиваться, нужны были рабочие руки и ввоз африканских рабов продолжался. Хотя теперь этим занимались более профессионально торговые компании. К 1860 году в стране насчитывалось около 3,5 миллионов чернокожих рабов и около полумиллиона свободных чернокожих. Во время Гражданской Войны между северными (объединенными в Союз) и  южными (объединенными в Конфедерацию)  штатами Президент Абрахам Линкольн подписал документ в 1863 году, освобождавший от рабства всех чернокожих граждан Соединенных Штатов. Впрочем, в то время лишь около восьми процентов чернокожих жило в штатах, входивших в Союз. Но войска Союза ведя наступление и оккупируя штаты, бывшие в составе  Конфедерации, гарантировали освобождение рабов и  в этих штатах. Последним из  штатов Конфедерации был освобожден Техас в  1865 году и рабство было практически упразднено на всей территории Соединенных Штатов.

Рабство исчезло, но его сменила расовая сегрегация, особенно в южных штатах страны, входивших в прежнюю Конфедерацию. Школы и всевозможные коммунальные учреждения, церкви и другие религиозные учреждения и т.д., организованные белыми, не допускали чернокожих в свои ряды, причем за исполнением этого правила следили и его неукоснительно выполняли. Чернокожие, которые его нарушали, становились жертвами расово мотивированных нападений. Приходилось подчиняться и у чернокожих появились свои церкви, школы, клубы и т.д. Эта ситуация начала закрепляться, причем и законодательно в последней декаде девятнадцатого века и одновременно начало расти расовое насилие в попытке обеспечить безусловное исполнение сегрегационных законов и постановлений. В 1890 году штат Луизиана принял «Закон о раздельных вагонах», который требовал, чтобы при проезде по железной дороге белые и чернокожие пассажиры находились в разных вагонах. Гражданин штата Хомер Плесси, который был белым на семь восьмых и лишь на одну восьмую чернокожим, но тем не менее властями  был классифицирован  как чернокожий, намеренно сел в вагон для белых. Он был обнаружен, ссажен и арестован. После ряда судебных разбирательств в судах низших инстанций дело попало в Верховный Суд  Соединенных Штатов. В 1896 году там  больщинством семеро против одного было вынесено постановление, поддерживавшее решение Верховного Суда штата Луизиана, признававшее конституционными законы штата, которые требовали расовую сегрегацию в общественных местах в соответствии с принципом «равноправно, но раздельно». Это решение стало прецедентным и вышеуказанный принцип  стал общепринятым,  будучи отмененным лишь в 1954 году. В историю американского судопроизводства этот случай вошел под названием «Плесси  против Фергюсона», где Джон Ховард Фергюсон был судья первой инстанции, вынесший решение, осудившее Х. Плесси за нарушение штатного закона.

Относительно нейтральный термин «расовая сегрегация» достаточно быстро перешел в куда более жесткий термин «расовая дискриминация». Основная масса чернокожих жителей страны была сосредоточена в южных штатах, где располагались большие сельскохозяйственные плантации, в частности хлопковые, нуждавшиеся в значительных количествах низко квалифицированной рабочей силы. Именно  владельцы этих плантаций были основными покупателями рабов в прежние годы. Штаты эти входили в состав Конфедерации,  потерпели поражение в войне и были вынуждены пойти формально на уступки Союзу, но психология местных жителей и их отношение к чернокожим  не изменилось в сильной степени. В результате начинаются два процесса. Чернокожие жители южных штатов начинают их покидать мигрируя в штаты Северо Востока, Северо Запада и Запада страны, где отношение к ним было в общем более благожелательным, переселяясь из сельской местности в преимущественно большие и средние города. За период с 1910 и по 1930 годы переехали на север и запад более полутора миллионов человек. Затем наступил перерыв, вызванный мировым экономическим спадом, и вторая волна с 1940 года и по 1970 дала ещё около пяти миллионов человек. В итоге многие города, обладавшие до того почти исключительно белым населением,  превратились в города с незначительным белым меньшинством, как, например, Детройт или Филадельфия. Чернокожие американцы из жителей сельских районов стали преимущественно городскими жителями и, хотя чуть больше половины их все ещё оставалось в южных штатах, но заметное негритянское меньшинство появилось на  западе и особенно на севере страны.

В соответствии с законами страны формально чернокожие в Соединенных Штатах были абсолютно равноправны: 13-я поправка к Конституции отменила рабство, 14-я поправка давала всем чернокожим  жителям гражданство страны и 15-я – равные избирательные права. Реально чернокожие жители, во всяком случае большинство из них, тем не менее, равноправными гражданами себя не чувствовали. В разных частях страны и  особенно на юге начали возникать и действовать группы, стремившиеся закрепить превосходство белого населения, примером такой организации является Ку-Клукс-Клан. Вполне логично, что начало развиваться и движение борьбы чернокожих жителей Соединенных Штатов за свои права, получившее название «Движение за гражданские права». Разумеется, к этому движению немедленно подключились и либерально настроенные  белые активисты. И вот здесь на арене появляются евреи, которые никак не могут спокойно сидеть, когда кто-то борется за свои права. В 1908 году драматические события произошли в небольшом городе Спрингфилд, в северном штате Иллинойс. По символичному совпадению именно здесь родился Абрахам Линкольн. В начале двадцатого века город стал быстро расти из-за появления в нём промышленных предприятий. Нужны были рабочие руки и количество чернокожих жителей города начало заметно увеличиваться. Нельзя сказать, чтобы их в городе особо приветствовали: это были конкуренты за рабочие места, во время забастовок их часто использовали как штрейкбрехеров и, кроме того, опасались их растущей избирательной силы. 4-го июля 1908 года взломщик проник в дом жителя города К. Балларда, белого инженера. Тот начал преследовать взломщика, который в борьбе тяжело ранил его, от полученной раны он скончался. Взломщика и убийцу арестовали, одновременно арестовали ещё одного  человека, обвиняемого в изнасиловании, на него пожаловалась белая женщина (как впоследствии выяснилось ложно). Оба были чернокожими. 14-го августа толпа в 5 000 – 10 000 человек, в основном состоявшая из белых мужчин, собралась в центре города, направилась к тюрьме и потребовала выдать им этих двух заключенных. Но шериф с помощью горожанина  владельца ресторана Харри Лопера предусмотрительно успел услать обоих из города. Возбужденная толпа сначала обрушила свой гнев на  ресторан Х.Лопера, разрушив его и убив одного из служащих. Далее начался погром в негритянских кварталах города. Чернокожие защищались. В ход пошли камни, кирпичи, все что попадалось под руку и, в конце концов, и огнестрельное оружие. Погибло еще четверо белых и двое чернокожих и было порушено 24 заведение (магазины, салоны и т.д.), принадлежавшие чернокожим. А также около 40 домов, которыми владели или которые снимали чернокожие жители. Пожарникам мешали тушить горевшие дома. К вечеру части Национальной Гвардии с прибывшими подкреплениями рассеяли толпу. К этому времени большинство чернокожих жителей города бежало из него.

После событий в Спрингфилде стало ясно, что нужна какая-то организация, которая будет эффективно стоять на страже гражданских прав, в первую очередь чернокожего населения. Немедленно после этих событий  город посетил журналист Вильям Инглиш Воллинг, участник рабочего движения в Соединенных Штатах и сторонник социализма. В 1906 году он вместе с сестрами Анной и Розой Струнскими, также сторонницами социализма, посетил Российскую Империю для написания статей о революции 1905 года. По возвращении он женился на  Анне Струнской, приехавшей в США в возрасте девяти лет, журналистке и писательнице, чьим близким другом долгое время был Джек Лондон. Анна сопровождала супруга и  в поездке в Спрингфилд. Третьего сентября газета «Индепендент» напечатала его статью «Расовая война на севере», в которой после описания событий он призвал к созданию сильного органа, способного защитить интересы всех страдающих от дискриминации. Эту статью прочла журналистка Мери Вайт Овингтон,  известный борец за женские права и против дискриминации. М. Овингтон связалась с В. Воллингом и они встретились в доме В. Воллинга, третьим участником этой встречи стал социальный работник и ещё один борец за общее равноправие  д-р Генри Москович, уроженец Румынии. Это случилось в январе 1909 года. Эта небольшая группа решила начать компанию за созыв национальной конференции в защиту политических и гражданских прав чернокожих 12-го февраля, в столетнюю годовщину со дня рождения А. Линкольна. Их призыв вызвал широкую волну откликов и в итоге был сформирован «Национальный Негритянский Комитет», который провел свою первую конференцию 31 мая-1 июня. Через год, в мае 1910 года имела место вторая конференция, где было решено создать постоянную организацию под названием  «Национальная Ассоциация Прогресса Цветного Населения» (NAACP – по первым буквам названия на английском языке). Все трое участников первой встречи оказались в числе отцов-основателей. В 1911 году организация была официально зарегистрирована. Строго говоря это была не первая организация, боровшаяся за гражданские права чернокожих. В 1905 году было основано так называемое «Ниагарское Движение» (на канадской стороне водопада Ниагара прошла первая встреча членов этой группы и, кроме того, в названии основатели хотели подчеркнуть мощь потока, который они представляют), лидерами которого стали профессор университета в Атланте В.Е.Б. Дюбуа и политический активист из Бостона Вильям Монроу Троттер. Однако, организация, действовавшая в течение  несколько лет, не сумела добиться массовой поддержки, была стесненной в средствах и в рядах её руководства не было единства. В 1909 году движение практически прекратило свое существование.

Поначалу NAACP была, по правде говоря, не столько негритянская организация, сколько организация белых либералов, боровшихся за права чернокожих. При основании ассоциации был выбран исполнительный комитет для руководства ею  и в этом комитете кроме д-ра В.Е.В. Дюбуа, известного социолога и историка, не было  других чернокожих. На посту президента оказался белый адвокат и публицист Мурфилд Стори,  который занимал этот пост с 1909 года и по 1929, год его смерти.  Первым главой исполнительного комитета стал В. Воллинг. В 1913 году  его сменил профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке, специалист по сравнительной литературе Джоэл Спрингерн.  Он вступил в эту организацию вскоре после её основания и оставался активным в ней всю свою жизнь, сначала в качестве главы исполнительного комитета до 1919, затем казначея с 1919 года и по 1930 год, а далее в функции президента с 1930 года и до своей смерти в 1939 году. В 1914 году он учредил  специальную медаль, так и называвшуюся «Медаль Спрингерна», для награждения ею чернокожего американца, добившегося заметного успеха  в какой-либо области. При его активном содействии в годы  Первой Мировой войны был создан специальный тренировочный лагерь для подготовки чернокожих офицеров и около шестисот  человек (по другим данным около тысячи) пройдя через него получили это звание. Он привлек к участию в работе NAACP специалиста по социальной работе, профсоюзного активиста и филантропа д-ра Джекоба Билликопфа, уроженца Вильно, который прибыл с США в четырнадцатилетнем возрасте. С подачи  Д. Спрингерна в работе NAACP принял участие также один из лидеров реформистского движения в Соединенных Штатах и один из лидеров американских сионистов раввин Стивен Сэмюэл Вайс, уроженец Будапешта, приехавший с семьей в Соединенные Штаты ещё малым ребенком. Младший брат Джоэла Артур Спрингерн, юрист по профессии, также не остался в стороне. Он был главой юридического комитета NAACP  и заместителем своего брата в его должности. В 1940 году после смерти  Джоэла он стал президентом NAACP  и занимал эту должность до 1965 года. Всю свою жизнь он занимался коллекционированием предметов, имевших отношение к чернокожим  американцам, и далее его коллекция стала важной частью Исследовательского центра Мурленда/Спрингерна, занимающегося изучением уклада жизни и историей чернокожих жителей Соединенных Штатов и действующего  при университете Ховард.  Другим известным адвокатом, трудившимся в качестве юридического советника NAACP, был уроженец Бруклина Джек Гринберг, выпускник, а затем и профессор Колумбийского университета. Правда, он был занят в этой должности в другое время, с 1949 и по 1984 годы, сначала в качестве помощника чернокожего юриста Таргуда Маршала, впоследствии первого негритянского  члена Верховного Суда США, а  с 1961 года он сам стал ведущим юридическим советником. В борьбе против дискриминации чернокожих граждан Соединенных Штатов он представлял NAACP в нескольких десятках случаев, разбиравшихся в Верховном Суде страны. В 1954 году разбиралось дело «Браун против совета по образованию города Топека», когда Верховный Суд в итоге признал, что принцип «равное, но раздельное», который был доминирующим до того в системе образования, не применим к общественным школам, ибо он не обеспечивает на практике  одинаковое образование. В других случаях Д. Гринберг добивался отмены расовой сегрегации в школах, равных возможностей при приеме на работу и профессионального продвижения для чернокожих,  отмены или изменения  криминальных обвинений с расовой подоплекой и т.д.

Этими именами отнюдь не исчерпывается еврейское участие в трудах на благо чернокожего населения страны на разных этапах деятельности NAACP. Известный бизнесмен и филантроп Джулиус Розенвальд, уроженец Спрингфилда, родители которого прибыли в страну из Германии, основал «Фонд Розенвальда», через который были потрачены многие миллионы долларов в поддержку и развитие системы образования, преимущественно на юге страны, главным образом негритянских школ. Заметим, что заняться образованием негритянских детей через свой фонд посоветовал Д. Розенвальду раввин его реформистской общины  в Чикого Эмиль Густав Хирш. Медсестра и активист гуманитарных  организаций Лилиан Вальд, родители которой также прибыли в страну из Германии, в числе прочих  достижений  числит на своем счету основание организации  «Поселение  Улицы Генри», не коммерческого агенства социальной службы, которое обеспечивало социальные, художественные и медицинские программы для жителей Нью-Йорка, в первую очередь для  членов семей с низкими уровнями дохода. Кстати, значительную сумму на основание и деятельность этой организации  пожертвовал известный банкир и филантроп Джекоб Шиф. Будучи горячей сторонницей расовой интеграции она настаивала на том, чтобы  все классы в её организации были расово интегрированы. Она приняла активное участие в работе NAACP c  момента основания той. Первая большая публичная конференция NAACP прошла в помещении её организации в Нью-Йорке. К деятельности NAACP весьма сочувственно относился  Альберт Эйнштейн, который состоял в переписке с д-ром В.Е.Б. Дюбуа.

Основным направлением деятельности NAACP в первые годы существования была борьба против расовой сегрегации. В 1913 году она организовала протесты, направленные против действий Президента Вудро Вильсона, проводившего политику расовой сегрегации в правительственных учреждениях. В 1915 году вышел на экраны знаменитый  эпический фильм режиссера Д.В. Гриффита «Рождение нации», в котором позитивно оценивалось рабство и роль Ку-Клукс-Клана в истории страны, а её чернокожие жители  были изображены в негативном свете. Последовали протесты со стороны NAACP  и в ряде мест демонстрация фильма была отменена. Началась подача исков в различные судебные инстанции против случаев дискриминации: предъявления разных требований к белым и черным избирателям для их регистрации в списках для голосования, против выделения кварталов, заселенных чернокожими, в отдельные избирательные округа, за равные права на собственность и т.д. В 1916 году Джоэл Спрингерн привлек  Джеймса Велдона Джонсона, адвоката, политика и писателя, к работе организации. Это был талантливый человек, которого Президент Теодор Рузвельт, сторонником которого тот  был, сделал консулом сначала в Венесуэле, потом в Никарагуа. Д. Джонсон получил должность «секретаря на местности» или правильнее организационного секретаря и оказался хорошим организатором. Появились многочисленные отделения в разных городах страны и к 1920 году количество членов NAACP достигло 90 000. В 1920 году Д. Лжонсон сменил Д. Спрингерна на его посту, став первым чернокожим руководителем организации. Он явился организатором большого числа мирных, не насильственных демонстраций, целью которых являлся протест против дискриминации, насилия на расовой почве и других подобных явлений. Д. Джонсон пребывал на своем посту в NAACP  до декабря 1930 года, когда он подал в отставку, чтобы стать профессором креативной литературы в университете Фиск в городе Нешвил. Незадолго до своей смерти в 1938 году (он погиб в автомобильной катастрофе) он пытался  реализовать свою давнюю мечту: создать негритянский симфонический оркестр. Партнером в реализации этой идеи стал недавно прибывший, вернее бежавший из Европы известный германский композитор и дирижер Игнац Вагхалтер, уроженец Варшавы. Оркестр дал несколько концертов в 1938 году под управлением И. Вагхалтера, но далее после гибели Д. Джонсона добыть нужное финансирование не удалось  и оркестр прекратил свое существование.

Ещё одно направление, в котором NAACP  активизировало свою активность была борьба с  линчеванием, то-есть с внесудебными расправами, обычно производимыми толпой над какими-то людьми, обвиненными ими в предполагаемых преступлениях. Расправа эта завершалась, как правило, повешением, реже сожжением жертвы, иногда хорошо побитая жертва оставалась жива, но была смертельно запугана. В южных штатах в самом конце девятнадцатого и в первой четверти двадцатого века это был достаточно широко практикуемый метод воздействия на чернокожее население, особенно, когда те нарушали законы сегрегации. Политическая власть в этих штатах принадлежала так называемым южным демократам, которые в Конгрессе успешно блокировали предлагаемые законы на ограничение подобных самосудов. По большей части жертвами этих самосудов становились чернокожие, но не всегда. Так в 1915 году был подвергнут линчеванию работавший мастером на карандашной фабрике в Атланте в штате Джорджия Лео Макс Франк, несправедливо обвиненный в убийстве молоденькой работницы фабрики  13-летней Мери Фаган. Л. Франк был осужден и отправлен в тюрьму, но его выкрали из тюрьмы и убили. На суде над ним звучали и анти еврейские мотивы, Л. Франка называли представителем богатой еврейской аристократии явно в противопоставлении людям с умеренным достатком. Подобные речи сразу вызывали у многих членов еврейской общины, в массе своей недавних иммигрантов из Российской Империи, воспоминания  о своем недавнем прошлом, а отсюда не очень далеко до чувства солидарности с чернокожими, которых преследуют здесь так же как и их прежде. Отсюда и та мощная поддержка, что евреи в те годы оказывали  негритянскому движению. Даже несмотря на то, что показания против Л. Франка давал чернокожий рабочий фабрики Джим Конли, антисоциальный субъект, который возможно и убил бедную девушку. Можно заметить, что всего жертвами линчевания  стали около 3 500 чернокожих американцев и около 1 300 белых за период между 1882 и 1968 годами, в основном этот процесс имел место между 1882 и 1920 годами.

Кооперация между чернокожими и евреями заметно усилилась после завершения Второй Мировой войны. Хотя американские евреи  прямо не пострадали от нацистов, но тем не менее события, имевшие место в Европе, усилили у них чувство преследуемого народа, отсюда и чувство возросшей солидарности с чернокожими согражданами. Меж тем события на фронте борьбы против расовой дискриминации в стране становятся все острее, ибо результатом завершившейся недавно большой войны стал и рост самосознания чернокожего населения. В марте 1955 года пятнадцатилетняя школьница Клодетт Колвин в городе Монтгомери, столице южного штата Алабама, отказалась в автобусе уступить место белому мужчине, тем не менее делу не дали ход потому, что Клодетта была беременной, разумеется, не будучи замужем. Но это событие повторилось в том же городе Монтгомери в декабре того же года. На сей раз отказалась уступить свое место Роза Паркс. Она была арестована за нарушение законов штата. В ответ негритянская община объявила бойкот городским автобусам, этот бойкот продолжился 385 дней. Здесь на арене появляется Мартин Лютер Кинг младший, 26-летний пастор  Баптистской Церкви на Декстер Авеню в Монтгомери. Он возглавил этот бойкот. Его дом подвергся нападению и сам он был арестован властями. В конце концов суд своим решением положил конец расовой сегрегации в городских автобусах. А М. Кинг стал фигурой национального масштаба и наиболее известным из негритянских лидеров, выступающих в защиту гражданских прав. В 1957 году М. Кинг совместно с ещё несколькими чернокожими лидерами движения в защиту гражданских прав основывает «Конференцию Южного Христианского Руководства» (SCLC – по начальным буквам названия на английском языке). Руководителем которой он становится.

После целого ряда местных компаний: в Олбени, штат Джорджия, в Бирмингеме, штат Алабама, в Сельме, штат Алабама и т.д. руководители шести ведущих негритянских организаций и в их числе  NAACP  и  SCLC приняли решение об организации большого марша на столицу страны город Вашингтон под названием «Марша за работу и свободу». Марш состоялся 28 августа 1963 года. Требования участников были: покончить с расовой сегрегацией в общественных школах, провести законы, защищающие гражданские права, в частности закон, запрещающий расовую дискриминацию при приеме на работу, провести законы о минимальной заработной плате и о защите от полицейского произвола. В марше приняло участие более четверти миллиона человек и он имел явный успех. Ко времени своего проведения этот марш явился крупнейшей публичной демонстрацией из всех, когда-либо имевших место в Вашингтоне. Завершился он у Мемориала А. Линкольна, стоя на ступенях которого М. Кинг обратился к присутствующим с 17 минутной речью, начинавшей словами: «У меня есть мечта». Значительную часть участников этого знаменитого марша составили белые, в числе которых, вне всякого сомнения, было полно и евреев. Часть непосредственно маршировала, другие снабжали участников марша продовольствием, водой, предоставляли места для отдыха. Перед маршем Исаак Франк, исполнительный директор еврейской общины Большого Вашингтона организовал совещание местных еврейских лидеров с М. Кингом для обсуждения взаимодействия. В недели, предшествовавшие маршу Американский Еврейский Комитет  обратился к евреям с призывом  проявить солидарность со своими чернокожими согражданами и принять участие в марше. Большинство еврейских общин страны одобрили этот призыв. Несколько колонн участников марша шли под эгидой еврейских организаций под лозунгами с еврейской символикой.

Кого мы могли видеть среди участников марша, в его первых рядах? Рабби  д-р Иоахим Принц, уроженец Берлина, бежал из Германии в 1937 году, ко времени марша президент Американского Еврейского Конгресса и  вице-президент Всемирного Еврейского Конгресса и активный член Всемирной Сионистской Организации. Выступил с речью в ходе марша как один из организаторов марша и как представитель еврейской общины. Другим видным участником марша стал рабби Абрахам Джошуа Хешель, уроженец Варшавы, потомок многих поколений хасидских раввинов, один из ведущих еврейских религиозных лидеров и философов двадцатого века. Его появление в участниках этого марша было не случайным, А. Хешель неоднократно участвовал в разных протестных мероприятиях, которые организовывал М. Кинг и был его убежденным сторонником. Шед Польер, уроженец Южной Каролины, выпускник Гарварда, адвокат, активист NAACP, неоднократно защищавший чернокожих клиентов от самых различных расово мотивированных обвинений, один из руководителей Всемирного Еврейского Конгресса. Главы различных еврейских религиозных организаций рабби Леон Фойер, рабби Ури Миллер, Джордж Мейслен. Несколько еврейских участников марша находились на платформе у Мемориала А. Линкольна, с которой Мартин Лютер Кинг младший произнес свою знаменитую речь, рядом с оратором. Вся церемония началась молитвами представителей различных религиозных групп, от лица евреев молитву прочел рабби Ури Миллер. Вне всякого сомнения недавние события предвоенного и военного времени, когда эмоции и переживания от них были ещё столь свежи, были тем фактором, который имел своим результатом столь мощную поддержку евреями движения чернокожих за гражданское равноправие. Это можно легко понять ознакомившись со следующим отрывком из речи рабби И. Принца: «Когда я был раввином еврейской общины в Берлине при нацистском режиме, я научился многим вещам. Наиболее важная из этих вещей это то, что фанатизм и ненависть не являются наиболее важными проблемами. Наиболее важной, наиболее возмутительной, наиболее постыдной  и наиболее трагической проблемой является молчание».

Прямым следствием этого грандиозного марша стало принятие двух важных законов, фактически положивших конец практике любой дискриминации в стране. Хотя сам марш прошел в то время, когда Президентом Соединенных Штатов был Джон Ф. Кеннеди, оба закона были подписаны уже его преемником  Линдоном Б. Джонсоном. Эти законы: «Закон о защите гражданских прав»  от второго июля 1964 года, запрещавший любые формы расовой дискриминации и поставивший вне закона  раздельную регистрацию избирателей и расовую сегрегацию в школах, на рабочих местах и в любых других местах, открытых для широкой публики и  «Закон о правах голосующих»,  датируемый шестым августа 1965 года, запрещающий любые виды дискриминации, в частности на базе  этнической или расовой принадлежности, грамотности и т.д., американских  избирателей.   14-го октября 1964 года Мартин Лютер Кинг младший становится лауреатом Нобелевской премии мира за свою борьбу против расового неравенства ненасильственными методами. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи движение за равноправие по прежнему активно. В 1964 году движение за гражданское равноправие проводит акцию, которая получила название «Лето свободы». Цель этой акции – помочь чернокожим гражданам Соединенных Штатов реализовать свои гражданские права и зарегистрироваться в избирательных списках. С этой целью тысячи активистов движения и среди них множество студентов, белых и черных, присоединились к организации, проводившей эту компанию и называвшейся «Конгресс за расовое равенство» (СОRE по первым буквам английских слов) и отправились в южные штаты помочь практически в регистрации чернокожих избирателей. Разумеется, эти благие намерения вызвали противодействие такой организации как Ку-Кукс-Клан, которые решили устранить некоторых наиболее активных членов этой компании. Погибло три  человека: 24-летний Майкл Генри Швернер, 21-летний Эндрю Гудмен и 21-летний Джеймс Чейни, местный чернокожий активист. В марте 1965 года события снова разворачиваются в городке Сельма в штате Алабама, в котором более половины жителей  чернокожие. Здесь борьба развернулась за право чернокожих избирателей быть  помещенными в списки для голосования, чему местные власти препятствовали выставлением ряда требований, которым было необходимо выполнить для регистрации в списке  избирателей. Компания за равные избирательные права в этом городе была длительной, многие события носили драматический характер, к этой борьбе подключился М. Кинг и события достигли своей  кульминационной точки, когда был организован марш из Сельмы в столицу штата город Монтгомери. 21 марта 1965 года приблизительно 3 200 участников вышли из Сельмы направляясь в Монтгомери, делая около 20 километров в день и ночуя в полях. По прибытии 25 марта колонна насчитывала уже около 25 000 участников. Этот марш заметно ускорил принятие «Закона о правах голосующих», о котором упоминалось выше. И здесь, разумеется, не обошлось без еврейского участия. В первом ряду буквально рядом с М. Кингом шагал рабби Абрахам Джошуа Хешель. Ещё одним участником этого марша, шедшим в первых рядах участников, стал  рабби Морис Девис, далее ставший членом скоро организованной Президентом Л. Джонсоном «Комиссии по равным возможностям трудоустройства», целью которой было обеспечить реализацию равных прав на работу для всех жителей страны.

Мартин Лютер Кинг младший успел организовать ещё несколько компаний протеста, пока не был убит в городе Мемфис в штате Тенесси четвертого апреля 1968 года. Но к этому времени основные цели движения борьбы за гражданские права уже были достигнуты. «Закон о гражданских правах» от  одиннадцатого апреля 1968 года запретил дискриминацию при продаже или сдаче в аренду жилищ, одной из последних областей, где ещё сохранялась сегрегация. Практически все историки, занимающиеся историей этого движения подчеркивают, что из всех этнических групп населения Соединенных Штатов евреи внесли наибольший вклад в достижении этим движением своих целей. Это утверждение хорошо иллюстрируют несколько цифр: около 50% от всех адвокатов, защищавших чернокожих жителей юга страны во время многочисленных судебных процессов, имевших место там в 60-годы прошлого века были евреи. Такой же процент евреев был среди тех, кто отправился в южные штаты практически  помочь местным чернокожим бороться с законами сегрегации и дискриминации.

Вениамин Чернухин                                                                                                     Июль 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 2 =