Звезды нацистского кинематографа в еврейском окружении.

Евреи в творческом процессе Лени Рифеншталь, ошибка Паулы Весели, Хайнц Рюман и Ханс Альберс защищают своих подруг, неудача А. Гитлера с Ренатой Мюллер, загадочная Ольга Чехова.

Разъяснение. В сентябре 1935 года в германском городе Нюрнберге на  большом ежегодном собрании нацистских лидеров были приняты законы, определявшие кто является арийцем, то-есть настоящим германцем, а кто нет. По этим законам  лишь те, у кого обе бабушки и оба дедушки германского происхождения могли считать себя таковыми. Те, у кого все четверо из этих предков или трое из них были еврейского происхождения, были объявлены евреями. Те, у кого таких предков были один или двое попали в категорию лиц смешанного происхождения (Mischlinge – по немецки). Об евреях можно много не распространяться, ибо они были поставлены вне всяких законов. Что же касается Mischlinge, то они тоже лишались гражданства страны и прав имели крайне мало Вступать в брак с настоящими германцами и переходить в христианство им было запрещено. Исключалось их участие в общественной жизни страны и на профессиональную деятельность накладывались многочисленные ограничения.

Преследование, изгнание, а затем и уничтожение евреев было одним из основополагающих принципов нацистской идеологии. Меж тем евреи к моменту прихода нацистов к власти жили в стране уже многие столетия, успешно в ней абсорбировались и стали органичной частью германской науки, культуры, искусства. К 1933 году в Германии было крайне трудно найти человека, активного в этих областях и в той или иной форме не имевшем дело с евреями. Поэтому преследование евреев коснулось и многих не евреев, они сотрудничали с евреями в своей творческой работе, у многих были жены/мужья или подруги/друзья евреи или лица с еврейской кровью, были дети, рожденные от не арийского родителя. Несколько таких историй рассказаны ниже. Сегодня в мире хватает людей с ностальгией вспоминающих о нацистских порядках, по отношению к евреям по крайней мере. Изрядное количество их обитает и в России, где щквал анти еврейских писаний неизменно высок. Возможно именно таким «писателям» будет не безинтересно прочесть эту статью.

Кинорежиссер и киносценарист Лени Рифеншталь стала своеобразным символом нацистского режима. Вернее не столько она, сколько ее пропагандистские фильмы, первым из которых надо поставить «Триумф воли», благодаря которому, но и некоторым другим тоже, она стала одним из ведущих пропагандистов Германии под властью нацистов. «Триумф  воли», посвященный съезду и массовой демонстрации сторонников нацистов в 1934 году в германском городе Нюрнберг, привлек к себе общее внимание новаторской кинематографической техникой, но одновременно прочно связал ее имя с одним из самых отвратительных режимов двадцатого века. Кстати, подобное же событие и еще более массовое имело место и в следующем 1935 году и именно тогда в этом городе были приняты печально знаменитые «Нюрнбергские расовые законы», фактически ставившие евреев вне всяких законов. Лени связывали и личные дружеские отношения с лидером нацистов Адольфом Гитлером, которые продолжались двенадцать лет до самого конца нацизма. Роль одного из ведущих пропагандистов страны  предполагает, что Лени безусловно разделяла господствовавшую идеологию предельно враждебную по отношению к евреям. Меж тем евреи сыграли в жизни Л. Рифеншталь не такую уж малую и при этом весьма позитивную роль. Хелена Берта Амалия Рифеншталь, известная под своим уменьшительным именем Лени, родившаяся в 1902 году, в молодости хотела стать танцовщицей. Она посещала занятия в танцевальных школах и показала, что у нее есть определенный талант в танцевальном искусстве. Она стала участницей шоу, поставленного австрийским (впоследствии знаменитым американским) режиссером еврейского происхождения Максом Рейнхардом. Шоу это, финансируемое другим евреем, уроженцем Румынии, жившим и работавшим в это время в Германии, Харри Сокалом, успешно гастролировало по разным странам Европы. Успешной танцевальной карьере Лени воспрепятствовала травма колена, полученная во время выступления шоу в Праге. После этого началось увлечение кинематографом. Поначалу она была актрисой, причем весьма успешной. Настолько успешной, что она рассматривалась в 1930 году в качестве претендентки на главную роль в фильме «Голубой ангел», режиссером которого был Иозеф фон Штернберг (австрийский еврей по происхождению, но к тому времени уже живший и работавший в Соединенных Штатах). Роль, правда, получила в конце концов Марлен Дитрих, которая после выхода фильма на экраны стала мировой знаменитостью. Постепенно Лени начинает  пробовать силы и в кинорежиссуре.

Первым фильмом, который Л. Рифеншталь сняла самостоятельно, стал «Голубой свет», вышедший на экраны в 1932 году. Вот тут в жизни Л. Рифеншталь опять появляются евреи, которых в те годы хватало в германском кинематографе. Сценарий фильма написали Бела Балаш и Карл Мейер, оба евреи. Германоязычный уроженец Венгрии Бела Балаш (его настоящие имя и фамилия Герберт Браун) – известный писатель и поэт и еще более известный кинокритик. Человек весьма левых убеждений он после поражения Венгерской Советской Республики в 1919 году жил в Германии и Австрии. Карл Мейер – уроженец Австрии, получил известность в первую очередь как опытный сценарист. Тоже, кстати, человек левых убеждений, убежденный пацифист. Оба сценариста активно помогали начинающему режиссеру своими советами. Продюсером фильма выступил тот же Харри Сокал. В этом фильме Л. Рифеншталь кроме режиссуры исполнила и главную роль  невинной крестьянской девушки, преследуемой односельчанами, уверенными, что в нее вселилась нечистая сила и она причина неких неприятных событий, имеющих место в деревне. Фильм оказался удачным. На престижном кинофестивале в Венеции (Италия) он получил серебряную медаль. Довольно успешно прошелся по экранам Европы. А, кроме того, фильм понравился тогда еще малоизвестному лидеру Национал-Социалистической Рабочей Партии Германии Адольфу Гитлеру. Роль, сыгранная Лени в этом фильме, он посчитал прообразом добродетельной германской женщины. Тогда же и произошла первая встреча нацистского лидера с начинающим талантливым режиссером. Надо упомянуть еще одного человека, сыгравшего определенную роль в восхождении к славе Лени Рифеншталь. Это Мартин Мункачи, венгерский еврей по происхождению, которого почитают в качестве одного из основоположников современного фотожурнализма и такого же новатора в фотографии, какой была сама Лени в кинематографе. Его интересовало тело в движении и прежде всего танцоры и спортсмены, характеризующиеся наиболее динамичными движениями. М. Мункачи жил и работал в Германии, но после прихода нацистов к власти был вынужден оставить страну. Тем не менее до своего отъезда он успел сделать несколько фотоснимков Лени, которая увлекалась также спортом, особенно его зимними видами, в частности на лыжах. Они оказались лучшими из ее фотоснимков. В Германии их публиковали и достаточно часто, но без указания имени фотографа.

Таким образом евреи приняли заметное участие в становлении восходящей звезды германского кинематографа. Особой благодарности в ответ они не получили. В 1938 году, когда Лени Рифеншталь стала очень популярной в нацистской Германии, фильм «Голубой ангел» снова выпустили на экраны. Но фамилии всех еврейских участников, которые к тому времени были вынуждены эмигрировать из страны, были убраны из титров фильма. По одним данным так распорядилась сама Лени. Она же впоследствии попыталась свалить вину на Юлиуса Штрайхера, одного из ведущих руководителей пропаганды нацистского режима и ярого ненавистника евреев. Об изъятии своего имени из титров фильма узнал Бела Балаш, к тому времени нашедший убежище в Москве, и  прислал в Германию Л. Рифеншталь письмо, требуя свою  долю от доходов, принесенных фильмом.  Письмо было передано Юлиусу Штрайхеру и о его дальнейшей судьбе нетрудно догадаться. В 1936 году в Берлине прошли очередные летние Олимпийские Игры и Лени Рифеншталь, большая поклонница спорта и сама хорошая спортсменка сделала о них  полнометражный документальный фильм под названием «Олимпия». Фильм имел необычный успех и в Германии и в других странах. Под впечатлением  этого международного успеха Лени решилась на тур по Соединенным Штатам в надежде развить коммерческий успех фильма и выяснить возможность карьеры в Голливуде. Она прибыла в Нью-Йорк в ноябре 1938 года, прибыла с репутацией убежденной поклонницы Адольфа Гитлера. Об этом она не скрывая заявляла в своих интервью органам печати. С этим турне ей, однако, не повезло, ибо через несколько дней после ее прибытия в Германии имел место грандиозный еврейский погром, вошедший в историю как «Хрустальная ночь». Лени проехала по намеченному маршруту, добралась и до Голливуда, но ее пребывание за океаном омрачили массовые демонстрации протеста, не последнюю роль в организации которых сыграли американские евреи. Лени в долгу не осталась и по возвращении в Германию послышались из ее уст обвинения в адрес «еврейских богачей», которые якобы организовали эти враждебные демонстрации.

После войны Лени Рифеншталь вообще отрицала многие вещи, например  свое намерение создавать пропагандистские фильмы и утверждала, что сама была неприятно поражена, когда увидела как ее работа была использована. Она же утверждала, что за ней не числится никаких анти еврейских высказываний, более того, что она была в неведении о существовании расистских анти еврейских законов и протестовала против преследования своих еврейских коллег и даже лично говорила на эту тему с А. Гитлером. Звучат эти утверждения как весьма маловероятные, особенно учитывая личную дружбу с таким поклонником ее таланта как Юлиус Штрайхер, бывшим в стране одним из организаторов преследования евреев. Да и весьма щедрое финансирование для постановки фильмов, которое Лени получала от нацистов, тоже подтверждает ее близость с ними. Доводилось ей бывать и в прифронтовой полосе в качестве военного корреспондента, где она не могла не видеть погромов и расстрелов гражданских жителей, в том числе убийства евреев. По утверждению Л. Рифеншталь она пыталась протестовать, но с нацистами тем не менее сохранила весьма тесные отношения. Да и концлагеря уже довольно густо усеяли Германию и такому видному кинематографисту трудно было о них не знать Есть свидетельства того, что когда она снимала фильм на испанскую тему, то использовала на съемках цыган, доставленных из одного из таких концлагерей, причем без всякой оплаты. Часть этих статистов потом вообще оказалась в Освенциме.

С окончанием войны стало ясно, что Лени поставила не на ту лошадь. Нацистский режим проиграл войну. Марлен Дитрих, уехавшая в Соединенные Штаты и ставшая на сторону анти гитлеровской коалиции, наслаждалась теперь мировой славой. А Л. Рифеншталь арестовали американцы. Лени защищалась, опровергнуть дружбу с нацистами она не могла, но ссылалась на свою политическую наивность и ошибки молодости. Несколько лет длилось расследование, серьезных обвинений ей предъявлено не было, но и свободы действий у нее в этот период времени тоже  не было. Затем она постепенно начала возвращаться к творческой жизни, но к прежним высотам она даже близко не подошла, серьезных фильмов она больше не снимала и еще долгое время ей приходилось защищаться от разного рода обвинений. Она бралась за многие проекты, но всегда находились противники, особенно из числа людей, бежавших из нацистской Германии спасаясь от преследований. Уроженец Берлина, сумевший перебраться в Швецию и ставший кинорежиссером, Эрвин Лейзер сделал в 1960 году документальный фильм “Mein Kampf”(по названию программной книги лидера нацистов Адольфа Гитлера), базируясь на реальных кадрах нацистских кинохроник. Кадры, запечатлевшие узников концлагерей, оказались там по соседству с отрывками из фильмов Лени Рифеншталь. Лени требовала изъять кадры из своих фильмов из фильма Э. Лейзера, но безуспешно. Шум этот фильм наделал не малый и не в пользу Лени. Так прошла жизнь Лени Рифеншталь, награжденной природой ярким талантом, но, видимо, не очень  правильно определившей свой путь.

В ловушку, в которую попала Лени Рифеншталь, едва не угодила другая талантливая женщина кинематографист  Паула Весели, одна из ведущих театральных и кино актрис Австрии. Паула Анна Мария Весели родилась в 1907 году в Вене, там же получила актерское образование, посещала затем занятия на семинаре, который вел уже упомянутый Макс  Рейнхард. В 1924 году дебютировала на сцене в спектаклях венского  «Фолькстеатра». Далее выступает на сценах нескольких других театров и с 1929 года работает в «Театре Ин Дер Йозефштадт», которым руководит Макс Рейнхард. Там же она сотрудничала с другим австрийским режиссером евреем Феликсом Зальтеном (который был также довольно известным писателем, именно он явился «родителем» олененка Бамби и на базе его книги американский кинематографист Уолт Дисней создал свой классический мультфильм). М. Рейнхард приводит ее к участию в престижном фестивале искусств в австрийском городе Зальцбург. Играет на сцене одного из ведущих театров Германии «Немецкий Театр» в Берлине, где ее выступления пользуются успехом. В Вене выступает на сцене «Бургтеатра», одного из ведущих в стране. В это время ее спутником жизни становится австрийский актер еврейского происхождения Ханс Ярай, которого любители кино знают как исполнителя главной мужской роли в фильме «Петер», который имел бурный успех и в Советском Союзе. Теплые отношения с ним П. Вессели сохранила и после того как затем вышла замуж за Аттилу Хербигера. Актриса  начинает сниматься в фильмах. На кинофестивале 1935 года в Венеции получает премию за лучшее исполнение женской роли. Короче становится звездой немецкоязычного театра и кино. Приходит 1938 год и Австрия присоединяется к Германии.  П. Весели приветствует это событие. Ее карьера актрисы театра и кино успешно продолжается.

В 1941 году она соглашается на роль в фильме «Возвращение домой», который ставит один из ведущих австрийских режиссеров  Густав Учицки. Свою славянскую фамилию режиссер получил от матери чешского происхождения, отец его формально остался не известным, предполагается, что он внебрачный сын известного австрийского художника Густава Климта. После того как Австрия стала частью нацистской Германии Г. Учицки начал снимать фильмы с явным пропагандистским уклоном. Наиболее одиозным из них стал фильм «Возвращение домой», который делался по настоянию нацистского  министра пропаганды и народного просвещения Йозефа Геббельса. О чем повествует этот фильм? О преследовании немецкоязычного меньшинства в довоенной Польше. Фильм ярко выраженный анти польский, действие его, кстати, происходит на Волыни, бывшей до начала Второй Мировой войны частью Польши, ныне это территория Украины. Действие фильма начинается в марте 1939 года, когда над Польшей уже начала нависать угроза нацистского вторжения. Чего только нет в этом фильме? Помещение немецкой школы разрушается бушующей толпой польских патриотов-националистов. Следует протест городскому бургомистру, со ссылкой на то, что конституция страны гарантирует права национальных меньшинств, но протест остается без всякой реакции. Героиня фильма учительница Мари и ее жених доктор Фриц  Мутиус едут в столицу провинции город Луцк, чтобы передать протест губернатору, тот даже не принимает их. Мари и Фриц решают остаться в городе до завтрашнего дня и вечером идут в кино со своим другом, мобилизованным в польскую армию. Они говорят по немецки, а после показа кинохроники они отказываются петь польский гимн, который стихийно начинают петь зрители и разъяренная толпа тяжело ранит Фрица. Мари везет его в госпиталь, там отказываются его принять и Фриц умирает. Мари возвращается в родной городок, где местные поляки усиливают беспорядки. Жертвой этих атак становится доктор Томас, отец Мари. Гибнет Марта, жена владельца местной гостиницы. Наступает первое сентября 1939 года, канун вторжения в Польшу. А. Гитлер произносит речь на заседании Рейхстага, местные немцы тайно собираются послушать трансляцию этой речи. Разумеется, они симпатизируют нацистам. Собрание обнаружено, все арестованы и посажены в тюрьму. Им удается бежать, они пойманы и едва избегают расправы. Лишь потому, что их успевают спасти солдаты наступающей германской армии. Последний кадр: возвращение уцелевших в родную Германию с огромным портретом А. Гитлера на пограничном переходе.

Надо отметить, что в тот период времени, когда происходит действие фильма в Польше действительно имел место взрыв националистических настроений, но направлен он был не только против немцев, но и против евреев, украинцев, белорусов. А в фильме евреи – первые сообщники поляков.  Любопытная деталь фильма: погром в школе устраивают поляки, но вот поджигает школьное имущество еврейский мальчик. Есть в фильме и еврейский персонаж – малосимпатичный владелец бакалейной лавки Соломонсон, с «классическим» крючковатым носом и облеченный в какое-то подобие лапсердака, говорящий с характерным еврейским акцентом. Когда  Мари говорит о своем желании жить у себя дома она говорит, что хочет слышать вокруг только немецкий язык, но не польский и идиш, ставя тем самым евреев на один уровень со своими преследователями – поляками.

Паула Весели исполнила центральную роль Мари. В фильме снялся и ее супруг актер Аттила Хербигер, также в одной из центральных ролей. Для создания большего правдоподобия создатели фильма решили использовать в нем польских и еврейских актеров (хотя острие фильма было направлено против поляков, но без евреев в таком пропагандистском фильме обойтись было никак нельзя). Подбором польских актеров занимался Иго Сим, известный  австрийский актер польского происхождения. В момент оккупации Польши нацистами он жил в Варшаве и  активно сотрудничал с оккупационными властями. Ему удалось найти несколько актеров, принявших участие в съемках. После завершения войны все они были разысканы и наказаны за сотрудничество с врагом. Что же касается И. Сима, который стал символом предательства и сотрудничества с оккупантами, то седьмого марта 1941 года он был застрелен на пороге своей варшавской квартиры людьми из польского движения сопротивления. В качестве ответного шага нацисты взяли заложников, убийцы выданы не были и часть заложников расстреляна.

Фильм впервые был показан широкой публике в августе 1941 года на кинофестивале в Венеции, где он был удостоен награды министерства культуры фашистской Италии. В октябре того же года он вышел на экраны Австрии и Германии. Нацисты присвоили фильму титул «Фильм Нации» за выдающийся вклад в защиту национальных интересов. Фильм и на самом деле оправдывал и нападение Германии на Польшу и истребление мирных жителей Польши, которые прежде якобы «зверски» относились к беззащитному немецкоязычному меньшинству. После завершения Второй Мировой войны фильм немедленно был запрещен к показу. Австрийские интеллектуалы жестко раскритиковали фильм, а самой П. Весели пришлось выражать  сожаление о своем участии в нем. Но в общем по сравнению с Л. Рифеншталь П. Весели отделалась легким испугом. Сразу после войны  режиссеру Г. Учицкому и ей было запрещено работать профессионально пока шло разбирательство, но постепенно они смогли вернуться к своей обычной жизни. Г. Учицкий продолжил ставить фильмы, а П. Весели со своим супругом А. Хербигером стали ведущими актерами венского «Бургтеатра». Некоторые театральные критики считают ее лучшей австрийской актрисой послевоенного времени. Снималась она и в кино. В числе прочего она вскоре после войны в 1947 году снялась в фильме, сделанном по повести чешско-австрийского  писателя Эрнста Лотара «Ангел с музыкальной трубой», где ее персонажем была женщина еврейского происхождения. Сам Э. Лотар из-за своего еврейского происхождения был вынужден в 1938 году бежать от нацистов.

Гораздо достойнее вел себя Хайнц Рюман, которого считают наиболее известным и популярным актером на немецкоязычной сцене в двадцатом веке. После прихода нацистов к власти в 1933 году Х. Рюман, которому был уже 31 год и который  был человеком известным в мире искусств, занял позицию человека аполитичного, не высказывающего своих политических взглядов. Правда осенью 1938 года он развелся со своей еврейской супругой Марией Бернхайм, с которой прожил четырнадцать лет, и ходили слухи, что он сделал это под давлением нацистов. Хотя сам актер утверждал, что отношения между супругами к тому времени разладились. Мария довольно скоро снова вышла замуж за шведского актера, уехала с ним в Швецию и, таким образом, избежала попадания в концлагерь и гибели. Х. Рюман тоже женился на  актрисе Херте Файлер и тут выяснилось, что и у его второй жены тоже есть еврейская кровь в лице еврейского дедушки. Нацистам это весьма не понравилось, у Х. Рюмана были проблемы, но он проявил твердость и жил с Хертой , не помышляя о разводе. Более того, из-за своего происхождения она должна была получать специальное разрешение на профессиональную работу и Х. Рюман давал ей такую возможность. Оставаясь аполитичным, но будучи очень популярным в стране киноактером Х. Рюман сохранял нормальные отношения с нацистскими властями, снявшись в 37 фильмах. Он получил почетный титул «государственный актер». Но в общем ничем не запятнал себя. Разве, что однажды сделал короткометражный фильм по случаю дня рождения министра пропаганды Й. Геббельса, запечатлев его супругу Магду и их детей. Х. Рюману пришлось пережить не очень приятные дни в мае 1945 года, когда в его берлинскую виллу ворвались советские солдаты, виллу разграбили и изнасиловали его супругу. После войны Х. Рюман продолжил активную работу в кино в Германии. Один раз он снялся и в голливудском фильме. Это был «Корабль дураков», поставленный известным режиссером Стенли Крамером и выщедший на экраны в 1965 году. В нем Х. Рюман  играет Юлиуса Левенталя – еврейского беженца из Германии (действие фильма происходит в тридцатые годы). И, наконец, можно отметить, что Х. Рюман был любимым киноактером Анны Франк и его портрет висел у нее над кроватью, когда семье приходилось скрываться от нацистов.

Подобным же образом вел себя и Ханс Альберс, другой  ведущий германский киноактер. Он на одиннадцать лет старше Х. Рюмана и к моменту прихода нацистов к власти был уже щироко известен и почитаем публикой. Кстати, Х. Рюман и Х. Альберс довольно много снимались вместе. И у Х. Альберса тоже было слабое место. Его постоянной подругой была актриса Ханси Бург, с которой он познакомился после переезда из родного Гамбурга в Берлин. Одним из тех, кто учил его актерскому мастерству был  известный актер Ойген Бург, с дочерью которого у Х. Альберса завязался роман. Вся проблема была в том, что О. Бург был еврейского происхождения. В дальнейшем О. Бург кончил свою жизнь в концентрационном лагере Терезиенштадт в Чехии в 1944 году. Х. Андерс снялся во множестве немых фильмов и без проблем перешел в звуковое кино. Он тоже сыграл в  фильме «Голубой ангел», фильме, что прославил Марлен Дитрих. Выступал он и на эстраде как певец. И из-за того, что он был очень популярен, нацисты были вынуждены оставить его какое-то время в покое с не арийской подругой. Х. Альберс вед себя очень осторожно, он стал членом нацистской партии, но при этом всячески избегал демонстрировать свою связь с нацистами и свою поддержку нацистов, не снимался ни в каких пропагандистских фильмах. За ним начала присматривать тайная полиция (гестапо)  и на него стало оказывалось давление, чтобы он оставил свою полу еврейскую подругу. В конце концов Х. Альберс не выдержал и его подруга уехала в Норвегию, оттуда в Щвейцарию, далее перебралась в Великобританию  в 1939 году. Тем не менее контакт между ними сохранялся и Х. Альберс даже умудрялся помочь ей финансово. После войны пара воссоединилась. Никаких претензий оккупационными властями к Х. Альберсу предъявлено не было, хотя особых симпатий к любимому актеру нацистской Германии они не испытывали. Тем не менее после некоторого спада Х. Альберс продолжил свою успешную карьеру, хотя прежних высот популярности он более не достиг. Частично и оттого, что начал злоупотреблять алкоголем. Пристрастился он к алкоголю, кстати, когда оказался в разлуке с Ханси и когда начали исчезать его еврейские друзья актеры такие Курт Герон и Отто Вальбург, вынужденные бежать из страны.

Очень необычна и трагична история Ренаты Мюллер, восходящей и, я бы даже сказал, уже взошедщей звезды германского кинематографа и сцены. В начале тридцатых годов совсем молодая актриса (она родилась в 1906 году) стала одной из самых заметных и популярных в германском кинематографе, начав сниматься еще в немых фильмах и далее перейдя в звуковое кино. Голубоглазая блондинка была и талантлива и красива, она соперничала с самой Марлен Дитрих. За короткий промежуток времени она снялась более чем в двадцати фильмах в Германии и в 1932 году снималась в Великобритании. После отъезда М. Дитрих из страны  позиции Р. Мюллер упрочились и благодаря внешности за ней закрепилась репутация исполнительницы ролей образцовой арийской женщины. Министр пропаганды Й. Гебельс лично познакомил ее с лидером нацистской партии А. Гитлером. А. Гитлеру понравилась обаятельная актриса. Она навестила его в его загородной резиденции в Берхтесгадене. Есть сведения, что он посылал ей цветы и делал дорогие подарки, такие как бриллианты и меха. После этого знакомства увеличилось количество хвалебных статей в печати в адрес Р. Мюллер и чаще стали показываться фильмы с ее участием, видимо, по указанию свыше. Рената вернулась в Берлин, где она играла в театре, вернулся туда и А. Гитлер и несколько встреч имели место уже в столице страны. По всей видимости лидер нацистов был весьма неравнодушен к Ренате, но, как это часто бывает, между ними оказался третий. И по иронии судьбы этот третий был еврей. А. Гитлер знал, кто мешает его счастью с Ренатой и от этого его ненависть к евреям только увеличилась. Теперь по его убеждению евреи собирались разрушить не только Германию, но и его личное счастье. К идеологии прибавилась личная месть.

Они впервые встретились в Тиргартене, большом парке в центре Берлина во время конной прогулки. Рената была на лошади, подаренной ей самим А. Гитлером. Встретившийся ей кавалер по имени Френк Дойч был из богатой еврейской семьи, уже более двухсот лет жившей в Германии. Между молодыми людьми очень быстро обнаружилась симпатия, перешедшая в страстную любовь. Но у власти уже были нацисты и евреям оставаться в Германии становилось все опаснее. Рената убедила своего друга уехать, тот сначала оказался в Чехословакии, а оттуда перебрался в Париж. Рената приехала в Париж и целый месяц молодые люди провели вместе, не расставаясь. А. Гитлер был начисто забыт. Но о романе узнала и нацистская тайная полиция (гестапо). Шеф гестапо Генрих Гиммлер персонально доложил обо всем А. Гитлеру. Ознакомившись с донесением А. Гитлер был вне себя от гнева. Поступило указание немедленно доставить Ренату Мюллер к А. Гитлеру как только она пересечет границу Германии на обратном пути. Ренату доставили, последовал бурный разговор, но Ренате как то удалось успокоить своего высокопоставленного поклонника. Следующую пару месяцев Р. Миллер видели в обществе А. Гитлера. Тем не менее любовь была столь сильна, что Рената решилась еще на одно свидание со своим другом, на сей раз в Монте-Карло. Разумеется, и гестапо узнало об этой встрече. Рената вернулась в Берлин, в свою квартиру, расположенную на третьем этаже многоэтажного дома, и незадолго до полуночи выпрыгнула сама или была выброшена кем-то из окна своей квартиры. Это случилось седьмого октября 1937 года, актрисе был лишь 31 год. Что произощло на самом деле неизвестно до сего дня. Официальное сообщение гласило о самоубийстве в припадке эпилепсии. Возможно это было и на самом деле самоубийство, возможно она была убита агентами гестапо, которых видели около ее жилища. О ее смерти было доложено А. Гитлеру, он понял, что проиграл эту женщину еврею и его ненависть к евреям оттого лишь возросла.

Ольга Чехова. Имя и фамилия этой  знаменитой германской актрисы звучит совершенно на русский манер, тем не менее она совсем не  русского происхождения. Родилась она в двуязычной немецко-русской семье, да еще в таком экзотичном месте, как городок Александрополь в Армении (при советской власти город назывался Ленинакан, а сегодня в независимой Армении его название Гюмри). Случилось это в апреле 1897 года  и при рождении девочка звалась Ольга фон Книппер. Ее отец Константин Леонардович и мать Лулу были  чисто немецкого происхождения  и  лютеранами по вероисповеданию, по профессии Константин был инженером-путейцем, сделавшим неплохую карьеру служа в российской армии,. Корни семьи в немецкой земле Саар, откуда прибыл отец Конствнтина Леонард. У него было трое детей: Константин, Ольга, ставщая актрисой, и Владимир, певец, а затем директор Большого Театра под псевдонимом Владимир Нардов.  К тому времени, когда девочка подросла, семья уже жила в столице Российской Империи  Санкт-Петербурге. После учебы в школе она была отправлена в Москву обучаться актерскому мастерству под присмотром сестры отца Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. Та уже была популярной актрисой Московского Художественного Театра. Ее мужем был известный русский писатель Антон Павлович Чехов. Антон Павлович имел старшего брата Александра, тоже неплохого писателя. Александр был выпускником Московского Университета, знал несколько языков. Именно он во многом способствовал приобщению к литературе своего младшего брата. С женой Александр жил в гражданском браке, тем не менее обзавелся двумя сыновьями. Супруга умерла, оставив на руках Александра двух малолетних мальчиков. Пришлось взять гувернантку, на которой Александр вскоре женился уже совершенно законным путем. В этом браке родился сын Михаил. Супругой Александра стала  Наталия Александровна  Гольден, еврейского происхождения.

 В Москве произошла встреча Ольги Книппер-младшей и Михаила Чехова, племянника Антона Павловича Чехова. В 1915 году молодые люди вступили в брак и в следующем 1916 году у них родилась дочь, которую  назвали Ада, хотя ее часто звали и традиционным для этой семьи именем Ольга. Еще через два года в стране произошла революция и она погрузила страну в хаос гражданской войны. В этом хаосе супруги расстались и Ольга теперь уже не Книппер, а Чехова получила от властей разрешение оставить страну и оказалась одна в августе 1920 года в Берлине. Обстоятельства ее отъезда из Москвы довольно туманны и на этот счет существует несколько противоречивых версий. В январе 1924 года ее младший брат Лев сумел организовать выезд из Росии в Германию ее матери Лулу (отец уже умер) и маленькой дочери Ады-Ольги. В Берлине она продолжила свою актерскую карьеру снимаясь  в немых фильмах (начала она это делать еще живя в России), далее перешла в звуковое кино после  его появления. В течение десяти лет она снялась более чем в сорока немых фильмах, в некоторых с бывшим супругом М. Чеховым, который тоже попал в Германию в 1928 году. У нее появляется статус кинозвезды. В начале тридцатых годов она знакомится с некоторыми  лидерами  нацистов: с Германом Герингом, с Йозефом Гебельсом. Она получает приглашения на нацистские мероприятия с участием высших чинов и, наконец, в апреле 1933 года ее знакомят с Адольфом Гитлером, который выказывает красивой и элегантной актрисе свое расположениe, оказывает ей знаки внимания, дарит подарки, они вместе фотографируются. В 1936 году Ольга получает звание «государственной актрисы». Михаил Чехов, видимо решает, что у него мало перспектив в Германии и уезжает сначала в Париж и далее в Соединенные Штаты, где он обрел славу талантливого актера и выдающегося актерского педагога.

Биография же Ольги Чеховой полна тайн и загадок, особенно, если учесть, что ее младший брат Лев был и известным композитором (он автор очень популярной песни «Полюшко-поле») и человеком, тесно связанным с советскими секретными службами. Однако, многие шаги Ольги Чеховой становятся понятны, если учесть, что вместе с ней была и дочь Ада с заметной долей еврейской крови от отца. Незадолго до принятия законов в Нюрнберге Ольга, видимо, используя свои связи смогла узнать о них т поняла, что ее дочь Ада может серьезно пострадать от их введения. Она начала действовать. В августе, за месяц до принятия законов, Ольге удалось обзавестись справкой, подписанной Михаилом и другими членами семейства, где удостоверялось, что все семейство Михаила состоит из православных христиан, а мать его была названа Наталия Галдина. Трудно сказать, что сыграло свою роль: эта справка или укрепляющиеся контакты Ольги с нацистской верхущкой, но проблем у Ады из-за ее происхождения не было никаких. Очень не исключено, что своими связями с Й. Гебельсом и А. Гитлером Ольга не только и не столько выполняла некие тайные задания, сколько защищала  и оберегала свою собственную дочь. Во всяком случае свою роль она сыграла успешно: ни советская, ни нацистская разведка не сумели уличить ее в измене и дочь она сумела оберечь от неприятностей, преследований и каких-либо ограничений, что накладывались в нацистской Германии на лиц с еврейской кровью. Ада стала тоже актрисой, достаточно известной, хотя в отличие от матери больше выступала в театре, но снялась и в нескольких фильмах. Всю жизнь она прожила в Германии, где в январе 1966 года погибла в авиационной катастрофе. Ее дочь Вера, внучка Ольги Книппер-Чеховой и Михаила Чехова – тоже известная германская актриса.

Вениамин Чернухин                                                                                                Апрель 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − семь =