Забудут ли об евреях в России к 2041 году?

Естественный встречный вопрос по прочтении заголовка: а почему год 2041? Ответ прост: в подражание известному британскому критику, журналисту и писателю Джорджу Орвеллу, который свой знаменитый роман-антиутопию, написанный в 1948 году, назвал «1984», попросту переставив две последние цифры. То же самое и в данном случае, а сейчас год 2014-й. Больше за этим выбором не стоит ничего, со столетней годовщиной начала войны против нацистской Германии этот выбор не связан никак, случайное совпадение.

Чтобы была некая база для оценки современного состояния евреев в России приведем данные первой российской переписи населения, прошедшей в 1897 году, в Российской империи жили 5 110 548 лиц иудейского вероисповедания. Евреи проживали в 15 губерниях черты оседлости и небольшими общинами в некоторых крупных городах, например, Петербурге и Москве. За период 1795-1897 гг. численность еврейского населения выросла с 750-800 тыс. до 5 110 тыс. то есть примерно в 6.5 раз. ‘Таких темпов прироста — 1,9 % в год — не знала ни одна народность в России. Благодаря этому в XIX в. доля евреев в населении страны возросла с 2 до 4,15 %, несмотря даже на то, что в Российскую империю входили и Закавказье, и Средняя Азия, и рождаемость в собственно русских губерниях тогда была высока! В конце XVIII в. евреи были девятым по численности народом России, а в начале XX в. — уже пятым, опередив даже татар… Но при этом евреи (в отличие от иных народов России) ассимилировались весьма неохотно: из лиц иудейского вероисповедания только 1,4 % признали русский язык родным, для 97,9 % родным был идиш, русским языком в той или иной степени владели только 24,6 %.

Много воды с тех пор утекло, много произошло всяких разных событий так или иначе повлиявших на численность еврейского населения и  сегодня картина совершенно иная. К тому же мы теперь будем вести речь только о собственно России, оставив в стороне такие «еврейские» территории как Украина, Белоруссия, Бессарабия, Прибалтика, Польша, входившие к моменту переписи 1897 года в состав Российской Империи. Обратимся ко всероссийской переписи населения 2002 года, когда позади остались эпохальные события конца двадцатого века: распад Советского Союза, массовая эмиграция, возрождение религиозно – общинной и культурной жизни евреев в местах проживания в бывшем Советском Союзе после семидесятилетнего перерыва. Короче, после бурных событий предшествующих лет жизнь перешла в плавное и относительно стабильное русло. Понятно, что времена другие и ни о каких миллионах евреев речь уже никак не идет. Но на территории страны нашлось 232 000 человек, признавших себя евреями. Прошло всего восемь лет и в стране в 2010 году прошла новая перепись. На сей раз евреев оказалось лишь 157 800, приблизительно на 84 000 меньще. Всего за восемь лет! То-есть уменьшение численности шло со скоростью около 10 000 человек в год. Сокращение более чем на треть! Для любителей статистики добавлю, что эти цифры относятся к евреям-ашкеназам европейского происхождения, но кроме них в России проживало и некоторое количество евреев-представителей других этнических групп: 762 горских еврея, 78 грузинских евреев, 32 бухарских еврея, 90 крымчаков и 205 караимов. Теперь относительно языка. Подавляющее большинство назвало своим родным языком русский, лишь 1683 человека посчитали своим родным языком идиш, 18822 человека сочли своим родным языком иврит и 5280 сообщили, что это еврейский язык, не уточняя какой именно. Если говорить об языке, то картина практически зеркально противоположная той, что была в 1897 году.

Вернемся к основной группе еврейского населения страны: евреям-ашкеназам. Вывод, который можно сделать из приведенных цифр, прост и однозначен: эта этническая группа в России стремительно сокращается и на пути к исчезновению. Для выяснения причин не требуется проводить социологическое исследование, ибо они на поверхности. Малое количество детей в семьях, продолжающийся, хотя и в заметно более слабом темпе, но все же достигающий уровня 2-4 тысячи человек в год, отъезд на постоянное место жительства за рубеж и, самое главное, постоянный ассимиляционный процесс, основной фактор которого – смешанные браки. Надо учесть и ту ситуацию, что молодые, здоровые, а также и пожилые, имеющие детей, или состоятельные евреи эмигрировали. В России остались в основном старые, бездетные, бедные или, во всяком случае, небогатые евреи, а также немолодые люди, у которых пенсия не за горами, и инвалиды. При таких обстоятельствах и темпах изменения численности долго ждать не придется пока счет пойдет на десятки тысяч, а потом и на тысячи. Доля еврейского населения в России, согласно этой переписи, составляет сегодня лишь примерно 0,1%. Ситуация усугубляется тем, что около половины еврейского населения страны живет в двух ее главных городах: в Москве и Санкт-Петербурге. Но и в этих городах: одиннадцати миллионной Москве и четырех с половинной миллионном Санкт-Петербурге евреи составляют ничтожный процент. Однако во всех остальных городах страны, даже самых крупных, доля евреев еще меньше и еврейские общины на территории страны можно сравнить с одинокими небольшими рощами деревьев в безбрежной степи, где до ближайшей подобной рощи десятки или сотни километров.

Посмотрим более детально что делается в крупнейших центрах страны. Третьим по величине городом после Москвы и Санкт-Петербурга является Новосибирск, в котором сосредоточено немалое количество научных и учебных заведений – традиционных мест трудовой деятельности евреев. В полутора миллионном городе по переписи 2010 года оказалось всего 2195 жителей евреев. Заметно больше евреев в столице Урала городе Екатеринбурге с населением миллион триста двадцать тысяч жителей и тяготеющих к нему соседних городах, среди них такой крупный как Нижний Тагил, там их было 5423.  Другой крупный городской центр Западной Сибири – Омск с населением миллион сто тридцать тысяч жителей, еврейское население этого города по данным переписи всего 1650 человек. Еще один город с миллионным населением на сей раз в Предуралье – Пермь, здесь обитает 1860 евреев.  В Республике Татария, которая включает крупный научный и промышленный центр Казань, где живет миллион двести тысяч жителей и крупный новый город Набережные Челны с полумиллионным населением, 2624 жителей отнесли себя к евреям. Любопытства ради можно заметить, что более 9 000 выходцев из Татарии обитают сегодня в Израиле. В соседней Республике Башкирии обитает 1900 евреев, по большей части в столице республики Уфе, насчитывающей 1 050 000  жителей. В более малых городах страны общины естественно еще меньше и обычно насчитывают лишь пару-другую сотен евреев.

В Мурманске 467 человек  причислили себя к евреям, в Архангельске – 307, в каждом из этих городов приблизительно 350 000 жителей.  В Пскове оказалось 369 евреев, в Великом Новгороде – 310, в каждом из этих городов чуть больше 200 000 жителей. 319 евреев обитает в городе Кирове, население которого чуть менее полумиллиона. На четыреста тысяч жителей города Тверь приходится 584 еврея. Чуть больше по количеству жителей Иваново, там жил по переписи 2010 года 361 еврей. На их фоне «еврейским» городом выглядит Калининград, там при населении города в 440 000 человек 1123 еврея. Еще один «крупный еврейский центр» — Оренбург с еврейским населением в1348 человек, в городе живет 550 000 жителей. В Ижевске жило 717 евреев на шестьсот с лишним тысяч жителей, а в в полумиллионной Пензе -593. Можно не продолжать, порядок величин еврейских общин на территории России виден и из приведенного короткого обзора. Жизнеспособны ли такие общины? Разумеется, нет. Процент смешанных браков уже сегодня равен 70-80% и имеет тенденцию к повышению, но никак не к понижению. Совершенно ясно, что все эти общины обречены на бесследное и скорое исчезновение. Ни вновь открытые синагоги, ни появившиеся там раввины, ни еврейские религиозно-культурные и благотворительные учреждения, начавшие в этих краях функционировать, существенно не помогут, они могут лишь чуть замедлить процесс.

Сравнение данных двух последних переписей 2002 года и 2010 годов четко подтверждают это предположение. В Вологде было 441 еврей в 2002 году, осталось 288 в 2010. В Рязани было 636 евреев в 2002 году, осталось лищь 361 в 2010, уменьшение более чем в два раза. В Смоленске с 1434 человек в 2002 году, цифра уменьшилась  до 977 в 2010 году. В Курске было 877 евреев по переписи 2002 года, осталось 461 в 2010, тоже уменьшение почти в два раза. В Республике Марий Эль жило 244 еврея в 2002 году, а в 2010 году их оказалось лишь 181.В соседней Мордовии ситуация очень похожая: был 171 еврей, осталось 137. В Алтайском Крае  было 1096 евреев, по новой переписи их всего лишь721. В Кемеровской области обитало 1477 евреев, в 2010 году их насчитали лишь 951. Справедливости ради надо отметить, что некоторая часть евреев Россию не покинула, но перебралась на жительство в другие места, преимущественно в главные центры страны в Москву и в Санкт-Петербург. Что, впрочем, общую картину принципиально никак не меняет. Ибо в двух главных городах страны ситуация ничуть не лучше. Посмотрим, что делается там.   Для начала скажем, что в процентном отношении «самым еврейским  районом страны» все еще остается Еврейская Автономная Область (ЕАО). Хотя пришло видимо время название сменить, оно сути дела никак не отражает и лишь вводит в заблуждение человека мало знакомого с ситуацией. Евреи активно покидают и этот свой «национальный очаг». Если в 2002 году там обитало 2327 евреев (1.2% от населения области), то к 2010 году их осталось лишь 1628 (1.0% от населения области). Все население области 170 тысяч человек, из них в ее административном центре — городе Биробиджане, где практически живут и все местные евреи, 75 тысяч жителей. Большинство оставшихся евреев – пожилые и старые люди.

После ЕАО второе место в стране по проценту живущих там евреев занимает второй город страны – Санкт-Петербург. Там проживало в момент переписи 2010 года 24 130 евреев при общем населении города в 4.2 миллиона человек, то-есть здесь евреи составили 0.6% от городского населения. Заметим, что даже в 1897 году их было больше — 1% (12 тыс.), не говоря уже о довоенном времени, когда их доля равнялась 6,3% (201,5 тыс. из 3191,3 тыс.). Плюс еще 1208 человек проживающих в пригородах, то-есть формально в Ленинградской области.  В 2002 году в городе обитало 36570 евреев и в пригородах жило 1734. То-есть еврейское население сократилось на треть. И все это несмотря на то, что в город переехали некоторые евреи из других городов и областей страны, однако общая картина и здесь выглядит столь же удручающе.И, наконец, столица страны и ее самый большой город Москва с населением около одиннадцати миллионов человек. Здесь по переписи 2010 года оказалось 53145 евреев или 0.5% населения столицы. А в 2002 году их было насчитано 73359 человек. То же относится и к московским пригородам: 7164 еврея в 2010 году и 9899 – в 2002 году. Выводы из всего этого крайне просты: в Санкт-Петербурге и в Москве имеют место те же самые процессы, что и по всей стране и приблизительно в том же самом масштабе, несмотря на приток людей из провинции.

Если говорить о численности евреев по разным регионам страны, то первое место естественно занимает Москва, второе Санкт-Петербург. На третьем месте Московская область (7164 жителя-еврея), практически это продолжение Москвы. Далее Екатеринбург и конгломерат городов вокруг с  Нижним Тагилом, в этом районе перепись насчитала 5423 еврея. Крупным еврейским центром оказалась Самара, впрочем в самой Самаре более миллиона жителей и рядом такой крупный город (с населением семьсот тысяч) как Тольятти, в этом районе обитают 4418 евреев. В столице Южного Урала Челябинске (более миллиона ста тысяч жителей) плюс полумиллионный Магнитогорск жило 3358 евреев. Далее Казань  (и Набережные Челны), о которых уже шла речь (2624). Единственным из небольших городов с большим еврейским населением стал Ставрополь, где живет всего 350 000 жителей, впрочем эта цифра относится ко всему  Ставропольскому Краю, где  есть еще такие города как Пятигорск, Ессентуки, Минеральные Воды, Кисловодск и там оказалось 2320 евреев. 2250 евреев обитало в Саратове, где население чуть недотягивает до миллиона жителей и далее уже упомянутый Новосибирск (2195). Можно отметить еще три крупных города: Ростов на Дону. Уфу и Пермь, в каждом из которых обитало около 2000 евреев.

До сих пор приводились официально опубликованные данные, по итогам двух общероссийских переписей населения. Но есть также данные, приводимые самими еврейскими общинами и Еврейским Агенством – Сохнутом, ответственным за репатриацию евреев из России в Израиль. Не сообщается откуда они берут свою информацию, скорее всего это некие оценочные данные. Но эти данные всегда отличны, причем в большую сторону, от тех, что получены по итогам переписей населения. Различие, иногда очень заметное, можно объяснить двумя причинами: объективной и субъективной. Объективная заключается в том, что в число евреев включаются все, у кого в числе предков есть какие-либо евреи, хотя в переписи эти люди показали себя русскими, украинцами и т.д. Многие из них перешли в православие или стали «Свидетелями Иеговы» или баптистами и т.д. Но формально эти люди в большинстве своем  не являясь галахическими евреями тем не менее имеют право на репатриацию в Израиль. Нужна ли их репатриация – это вопрос другой. Многие из них посещают мероприятия,  организуемые еврейскими общинами или отдают детей в еврейские садики или другие образовательные учреждения общин, но по сугубо прагматическим причинам: там чище, нет пьяных, лучше все организовано и т.д. Дома эти дети, однако, опять становятся русскими, украинцами и т.д., ибо таковы их семьи. Субъективная причина заключается в том, что еврейские организации, включая Сохнут, живут в основном на пожертвованные для благих целей деньги. И чем больше будет численность общины тем на большее количество денег можно претендовать. Остальное понятно без слов.

Несколько примеров. В Воронеже в 2002 году было переписано1475 евреев, в в 2010 году – 910, а по данным руководства общины\Сохнута в городе обитает около 2500 людей еврейского происхождения. Население Воронежа чуть недотягивает до миллиона жителей. Здесь разница относительно скромная. А вот в Волгограде, где население чуть перевалило за миллион,  в 2002 году обитало 1919 евреев. В 2010 году их осталось 1279, но по данным руководства местной общины/Сохнута их около десяти тысяч. Разница, мягко говоря, весьма ощутимая. В старинном русском городе Калуга обитает 330 000 жителей, из них в 2002 году было 869 евреев. В 2010 году евреев осталось лишь 558, но по данным руководства общины\Сохнута их около 2000. В соседнем городе Орел, близком по величине населения к Калуге, аппетиты более скромные. Здесь указана цифра – около 1000 человек, хотя переписи дали результат 568 человек в 2002 году и 366 в 2010. В Хабаровском Крае в 2010 году было 1433 еврея, но данные общины/Сохнута дают цифру 5000 человек.  А в полумиллионной Пензе оказалось около 3500 лиц еврейского происхождения, евреев по переписи 2002 года — 898 и по переписи 2010 года – 593. Столько же евреев (3500) насчиталось в другом старинном русском городе Владимире (его население 340 000 человек), хотя по данным переписи 2002 года евреев там было 718 человек, а в 2010 осталось лишь 460. Между этими цифрами 460 и 3500 гигантская дистанция. Именно таким образом Сохнут приводит нас к заключению, что потенциальный резервуар эмигрантов в России превышает полмиллиона человек.

Большинство людей, кого зачисляют в евреи и благодаря которым численность еврейских общин растет как на дрожжах, имеют достаточно слабую связь с еврейским народом, они по большей части чувствуют себя полноценной частью окружающего большинства, которое не является еврейским. Имея право на репатриацию в Израиль часть из них и оказываются в стране с помощью Сохнута, которому нужно отрабатывать вложенные деньги и который с удовольствием везет этих людей, зарабатывая аплодисменты за успешную работу. Все бы хорошо и именно в Израиле эти люди могут и должны укрепить свою связь с еврейским народом. Но это  при одном непременном условии: люди эти приезжают в страну как ее равноправные граждане. К сожалению этого нет, ибо страна живет по архаичным религиозным законам и многие из вновь прибывших оказываются гражданами второго сорта со всеми обязанностями, но с достаточно ограниченными правами. Выхода три: жить в таком состоянии, пройти гиюр, чтобы стать полноценными евреями и приобрести все права или уехать из страны. Гиюр это обращение человека в иудаизм, то-есть превращение в верующего еврея с обязательством выполнять все 613 заповедей Торы. Надо заметить, что израильский ортодоксальный гиюр — это совсем не то приятное мероприятие, которое прошли популярные актрисы, вышедшие замуж за евреев как, например, Мерилин Монро или Элизабет Тейлор. Процедура обучения продолжается несколько месяцев и даже лет, далее надо держать экзамен перед тремя раввинами, которые часто заваливают экзаменующихся. Откровенно, мало кто из экзаменующихся собирается становиться верующим ортодоксальным евреем, а многие вообще не намерены связываться с гиюром и выбирают третий возможный путь, то-есть уезжают из страны, преимущественно в Канаду. Там каждый может считать себя тем, кем хочет, без копания в его родословной и не испрашивая разрешения раввинов: небольшая часть примыкает к тамошним еврейским общинам, а большая часть становится просто канадцами и имевшаяся у них, хоть и не сильная связь с еврейским народом исчезает начисто. Попутно можно заметить, что немалое количество чистокровных евреев, уже укоренившихся в Израиле, переехало в Канаду в компании со своими не галахическими друзьями.

В бывшем Советском Союзе в документе, удостоверяющем личность (паспорте), существовала печально знаменитая пятая графа – национальность. В ней писалось «еврей» тем, чьи родители были евреи или евреем был хотя бы один из родителей и было выражено согласие записать ребенка евреем. После исчезновения Советского Союза исчезла в новых удостоверениях личности эта пресловутая запись, была разрешена любая культурная, религиозная и социально-общинная деятельность, но встал вопрос: на основании чего строить работу в новых условиях. Возобновили старую дореволюционную практику, существовавшую в Российской Империи, на основании которой евреем считалось лицо, исповедующее иудейскую религию. Всю деятельность национального плана начали строить на основе классического ортодоксального иудаизма. В каждом месте более или менее заметного скопления евреев возникли религиозные общины, обновились действующие или открылись новые синагоги, появились многочисленные раввины, многие из них русскоговорящие и многие — посланцы любавичских хасидов, настойчиво пытающихся внедрить религию, причем в ее ортодоксальном варианте в современное общество. Меж тем условия сегодня совсем другие. Если в начале двадцатого века подавляющее большинство населения было религиозно и евреи органично вписывались в эту картину, то сегодня картина уже не такова.

Европа двадцать первого века в массе своей не религиозна и становится все менее и менее религиозной с каждым годом. В Западной Европе  церковные иерархи сохранили лишь тень своего былого величия, большая часть населения посещает церковь спорадически или не посещает вовсе. Хотя надо признать, что церковь попрежнему пользуется большим моральным авторитетом, но она уже не является наставником в повседневной жизни. В Восточной Европе после падений коммунистических режимов имело место оживление религиозной жизни, что было связано с тем, что долгие годы церковь представляла собою символ сопротивления коммунистическим режимам во многих странах. Особенно силен этот религиозный всплеск оказался в России, что связано еще и с тем, что православная российская церковь всегда почиталась символом русского народа. Авторитет церкви в стране держится достаточно высоко, богослужения посещают даже  руководители страны В. Путин и Д. Медведев. Не знаю как долго продлится этот подъем религиозного рвения, но думаю, что он пойдет на спад, ибо Россия в принципе нормальная европейская христианская страна и не вижу причин, чтобы ее население вело себя отлично от  населения других европейских христианских стран. А что делается у евреев? Посмотрим на Соединенные Штаты, место их наибольшего сосредоточения за пределами Израиля.

Лишь около половины живущих в стране евреев посещает синагоги и официально зарегистрированы в еврейских общинах. Из тех, кто посещает синагоги, к ортодоксальному направлению принадлежит, однако, лишь менее 20%. Значительная часть из них это члены ультраортодоксальных закрытых общин, преимущественно хасидских, обитающие в городе Нью-Йорке и нескольких городках штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси. На большей части территории страны ортодоксальные общины очень небольшие, либо отсутствуют вовсе. Остальные посетители синагог принадлежат к реформистскому и консервативному направлению иудаизма с приблизительно равным распределением прихожан между ними. Можно ли назвать этих людей религиозными? Вообще-то между этими двумя не-ортодоксальными течениями иудаизма есть разница. И то и другое течение отошло от обязательного исполнения всех заповедей, но реформисты пошли гораздо дальше. Они практически позволяют своим приверженцам вести нормальный, подобный светскому образ жизни, но не порывая при этом связь с синагогой и с базовыми еврейскими ценностями. Сторонники консервативного направления пытаются соблюдать часть заповедей, например, они признают святость субботы и кашрут, считают, что богослужение должно идти на иврите. Ортодоксы настаивают на абсолютной вере, на буквальном соблюдении всех заповедей, даже тех, что кажутся не очень существенными и на полном следовании традициям и толкованиям. Даже, если они расходятся с современными знаниями и пониманием ряда вещей. Консерваторы настаивают на рациональной вере, соблюдении заповедей, но с пониманием их значения, причем разрешается опускать детали, которые не являются базовыми и не согласуются с современным пониманием, лишь сохраняя общую божественную идею иудаизма. Насколько мне известно, консервативное движение пока не представлено в России, но реформистские общины кое-где появились.

Из вышесказанного логично звучит заключение, что едва ли удастся снова сделать евреев, живущих в России, в массе своей ортодоксально религиозными. Если этого нет в Соединенных Штатах, то почему это будет в России? Ведь американские евреи в значительной степени восточноевропейского происхождения. И не разумно ли найти другой вид клея, который объединит всех тех, кто причисляет себя к еврейскому народу, иную идею чем ортодоксальная религия. В современной мире в отношении самого понятия национально-этническая группа скорее работает концепция психологической теории, по которой национально-этническая группа  это, прежде всего сознание принадлежности к общности и желание или воля к ней принадлежать. А уже к ней достраиваются само собой  и язык и культура и история и, в качестве одного из факторов, религия. Например, выдающийся польско-русский лингвист Иван Александрович (Ян Нецислав Игнатий) Бодуэн де Куртенэ (1845 – 1929), имевший дело с людьми самых разных национальностей в процессе изучения языков, отмечал, что национальность человека более понятие социально-культурное, чем генетическое. Осознание общности истории и культуры, куда религиозная традиция и религиозные праздники должны войти составной частью возможно будет работать более эффективно чем призыв соблюдать заповеди, многие из которых в свое время были очень прогрессивными, но в сегодняшней обстановке утратили смысл и значение. Впрочем от ассимиляции это едва ли спасет, она стремительно идет во всех странах еврейского рассеяния.

Теперь можно попытаться дать ответ на вопрос, заданный в заголовке статьи. Если не произойдут какие-либо экстраординарные события, то при нынешних темпах убыли еврейского населения страны к 2041 году в России останется где-то около 50 000 евреев, в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга, в нескольких крупных городах будут существовать общины, имеющие в своем составе несколько сот членов, во всех остальных местах общины как таковые практически исчезнут, останется разрозненное еврейское население численностью в несколько десятков человек, кое-где может и более сотни, а кое-где в виде единичных экземпляров. Евреи, живущие в России, – это понятие медленно, но верно становится уделом прошлого, евреи в России при сохранении нынешней ситуации определенно на пороге исчезновения. Восстановление религиозно-общинной жизни, прибытие большого числа раввинов и других посланцев из-за границы, материальная помощь, оказываемая еврейским организациям и т.д. не повернет этот процесс вспять, возможно лишь слегка изменит скорость его протекания. Собственно Россия в этом плане не исключение, сокращаются еврейские общины во всех странах мира (кроме Израиля, разумеется). Скоро в стране останутся лишь еврейские организации с громкими названиями, практически никого не представляющие, уже сегодня мы наблюдаем близкую ситуацию. Сегодня евреи играют в России достаточно малозаметную роль в науке, в промышленности, в бизнесе, где они всегда были видны, их много лишь среди олигархов и в мире искусства, но лишь оттого, что людям, чей рабочий инструмент язык, много труднее найти себя на новом месте и они, как правило, остались. Но молодежи там почти нет и еврейские имена постепенно исчезнут и оттуда.

 Итак евреи в России в процессе исчезновения. А вот устоявшиеся в стране и имеющие давние и прочные традиции анти еврейские чувства исчезать похоже не собираются. Официальная анти еврейская политика ушла в прошлое и, скорее всего, уже не вернется. Во всяком случае нынешний непререкаемый лидер страны В.В. Путин – человек весьма здравомыслящий и понимает какую пользу могла извлечь Россия от своих еврейских граждан, если бы они не уехали (пример Соединенных Штатов и Израиля все время перед ним) и даже сожалеет об их отъезде. Но это В.В.Путин, а что делается в народе российском? Если в прежние времена кто такие евреи толком не знали и в жизни их не видели лишь жители удаленных от городских центров деревень и небольших городков, то сегодня значительная часть жителей страны, даже и в областных центрах и в крупных городах в глаза не видели и в жизни не говорили с живым настоящим евреем. Тем не менее традиционная неприязнь сохраняется. Попытаемся получить некоторое представление о настроениях жителей России сегодня через  Литературный Журнал «Самиздат», часть «Библиотеки Максима Мошкова» — интернетовский портал, предоставляющий свои страницы профессиональным, полупрофессиональным и любительским авторам для публикации их произведений. Издание весьма популярное, список авторов которого насчитывает многие тысячи имен, рассеянных по всей стране и из всех слоев населения. Листая его страницы приходим к выводу, противоположному тому, к которому пришли три четверти века тому назад писатели Е. Петров и И. Ильф в своем незабываемом романе «Двенадцать стульев» — «Евреи в стране есть, а еврейского вопроса нет». Сегодня почти наоборот — «Евреев (почти) нет, а еврейский вопрос есть (и волнует многих российских жителей)». Масса статей на еврейскую тематику, частью позитивных, частью нейтральных, по большей части традиционно разоблачающих еврейские заговоры и происки. Исчезнут ли эти «труды» вместе с исчезновением евреев? Едва ли. Уж слишком это благодатная тема и слишком глубоко всякие предрассудки сидят в сознании многих русских людей. Требуется больше поколений, чтобы они исчезли.

Кто пишет злобные статьи с обвинениями в адрес евреев? Разумеется, часть авторов это бывшие партийные и комсомольские работники, пропагандисты и труженики идеологического фронта, замполиты и преподаватели марксизма враз оказавшиеся не у дел. Многие из них, кстати, люди не очень грамотные и с невысокой общей культурой продолжают жить по тем установкам, что получили в давние, еще советские времена и идут по уже хорошо знакомой с тех времен дороге. Но есть среди них и люди более высокой квалификации, даже научные работники, даже имеющие звание профессора и буквально помешанные на идее конспирологии и еврейских заговоров. Не буду голословным. Недавно скончавшийся Юрий Константинович Бегунов (1932-2014) — современный русский ученый и общественный деятель национально-патриотического направления. Является доктором наук, профессором, академиком Международной Славянской Академии  и  Петровской Академии Наук и Искусств, автором более 400 научных работ и более 20 книг. Сфера научных интересов: славянская филология, русская история, древнерусская литература, национальный фольклор, традиции и обычаи. Казалось бы какое-дело Юрию Константиновичу до евреев, занимайся славянской филологией. Нет, он переключается на конспирологию, выпускает в 1995 году книгу «Тайные силы в истории России», а затем в 2000 году печатает большую статью «Бернское дело «Сионских Мудрецов» и становится ведущим специалистом по «Протоколам Сионских Мудрецов», доказывая всеми силами подлинность этого труда и наличие всемирного еврейского заговора. В активе у профессора еще труд под названием «Тайная история масонства», изданный в 2007 году. Любопытства ради замечу, что Ю.К. Бегунов не был членом партии, отец его был белогвардейцем и в 1942 году расстрелян за «шпионаж», но он стал писать в унисон с теми, кто расстрелял его отца. А вот еще один профессор Владимир Георгиевич Спирин — советник Российской Академии Естествознания по философии, профессор (1940 года рождения), житель города Набережные Челны в Татарской Республике. председатель секции философии «Международного конгресса славян» (2008г, 2009г, 2010г). С 1990г. — председатель Международного философского клуба им. Н.И. Лобачевского. Он участник многих межведомственных, Всероссийских и Международных конференций по древней истории славян, современной славянской идеологии и метафилософии. Он автор 210 публикаций, 5 монографий, 21 руководства, 22 учебно – методических пособий. Но вот среди трудов сего весьма плодовитого ученого мужа такие «выдающиеся  труды» как «Скинуть иудейскую удавку.», «Организм мира или иудейский паразит. Кто кого?», «Маркс увел в сторону: иудаизм, а не капитализм.», «Трибунал вед над иудаизмом.». Об их содержании достаточно красноречиво говорят их названия. Так что евреи, возможно, и исчезнут с земли российской, но обвинениям в их адрес явно суждена долгая жизнь.

В чем же обвиняют евреев? Но об этом более подробно в следующих статьях.

Вениамин Чернухин                                                                                                 Октябрь 2014

 


Комментарии 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × четыре =