Жизнь и судьба Фаины Раневской.


 29 августа исполнилось 110 лет со дня рождения выдающейся актрисы — Фаины Георгиевны Раневской. Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия. Не все знают, что фамилия «Раневская» на самом деле — псевдоним, еще в ранней юности взятый актрисой из известной пьесы «Вишневый сад» своего земляка-таганрожца Антона Павловича Чехова, которого она боготворила.

 []

ПРОЛОГ

СОВЕРШЕННАЯ БЕЗДАРЬ.

В 1915 году к директору одного из подмосковных театров явилась молодая девица весьма неординарной наружности с рекомендательным письмом. Письмо было подписано близким приятелем директора, московским антрепренером Соколовским. «Дорогой Ванюша, — писал он, — посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Ты уж сам как-нибудь деликатно, намеком, в скобках, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив у нее нет. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры — так будет лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская…»

Неизвестно, как бы сложилась судьба девятнадцатилетней Фаины, если бы Ванюша внял мольбам друга и выгнал начинающую актрису.

 В ПОИСКАХ НАСТОЯЩЕГО СВЯТОГО ИСКУССТВА.

Однажды в телевизионном интервью Раневская, со свойственной ей самоиронией, вспоминала насыщенную юность, связанную со сменой многочисленных театральных коллективов. На вопрос ведущей Натальи Крымовой о причинах столь бурной деятельности Фаина Георгиевна ответила:      Я искала настоящее святое искусство!                                                                         И, наконец, нашли его?                                                                                                   Да!                                                                                                                                     Где же?                                                                                                                             В Третьяковской галерее, ответила актриса с лукавой улыбкой.

Раневская действительно работала во многих театрах: Малаховском, Евпаторийском, Смоленском и в других. Это были, конечно, провинциальные коллективы, но именно в них начинающая актриса постигала все азы театрального искусства. Большой удачей стало знакомство и дружба с известной драматической актрисой и педагогом Павлой Леонтьевной Вульф, благодаря чему у юной артистки появилась не только партнерша по сцене, но и наставница.

Огромный талант Раневской раскрывался как в крупных ролях, так и в небольших эпизодах. Чего стоит одна крохотная роль Маньки-спекулянтки из спектакля по пьесе В. Билля-Белоцерковского «Шторм»! Во-первых, текст своей героини был полностью придуман самой Фаиной Георгиевной, а во-вторых, точное попадание в образ, гротеск и блистательная игра сделали эту сцену самой яркой во всем спектакле. После нее зрители даже уходили со спектакля, из-за чего она была впоследствии убрана. Но вернемся к Маньке. Она притворяется глухой, каждый раз переспрашивая «Шо грыте?», но на самом деле тянет время, чтобы ускользнуть от ответственности. Ее украинский говор, простуженный голос и постоянный страх являются тем каркасом, на который опытная актриса нанизывает образ врага советской власти. Дойдя до отчаянья, Манька готова подкупить чекиста, но лишь наличие нагана, направленного на нее, показывает всю бесперспективность задуманного.

 []

КИНОДЕБЮТ.

На киноэкране Раневская дебютировала в довольно солидном 38-летнем возрасте, когда ее театральный стаж составлял более двух десятков лет. Вот как актриса сама вспоминает о первых шагах в кино:

«Это несчастье случилось со мной еще в тридцатых годах. Я была в то время актрисой Камерного театра, где мне посчастливилось работать с таким прекрасным режиссером, как Таиров. Однажды я собрала все фотографии, на которых была изображена в ролях (а их оказалось множество), сыгранных в периферийных театрах, и отправила на «Мосфильм». Мне тогда думалось, что эта фотогалерея может продемонстрировать режиссерам мою способность к перевоплощению и поразить их. Я с нетерпением стала ждать приглашения сниматься, но была наказана за такую нескромность. Один мой приятель, который в то время снимался в кино, чем вызывал во мне чувство черной зависти, вскоре вернул мне все снимки, сказав: «Это никому не нужно — так просили вам передать». Я возненавидела всех кинодеятелей и даже перестала ходить в кино. Однажды на улице ко мне подошел приветливый молодой человек и сказал, что видел меня в спектакле Камерного театра «Патетическая соната», после чего загорелся желанием снимать меня, во что бы то ни стало. Я кинулась ему на шею…»

Этим молодым человеком оказался начинающий режиссер Михаил Ромм, а фильм «Пышка», куда была приглашена сниматься Раневская, стал его первой самостоятельной режиссерской работой.

СЕМИТСКИЕ И АНТИСЕМИТСКИЕ ЧЕРТЫ.

Раневскую мечтал снять великий режиссер Сергей Эйзенштейн. В картине «Иван Грозный» ей была предложена роль Ефросиньи Старицкой, однако Фаина Георгиевна не прошла кинопробы, так как, по словам министра кинематографии Большакова, «Семитские черты Раневской очень ярко проступали, особенно на крупных планах». По моему глубокому убеждению, в словах министра очень ярко проступали черты антисемитизма советской власти. По иронии судьбы роль Старицкой сыграла другая актриса, причем с не менее выраженными еврейскими чертами — Серафима Бирман, так что, по всей видимости, проблема заключалась не в еврейском происхождении Раневской, а в ней самой.

НА ВТОРЫХ РОЛЯХ.

Так получилось, что за всю кинокарьеру Фаине Георгиевне посчастливилось сыграть около 25 ролей, а из них всего одну (!) главную. Можно лишь поражаться тому, что ее великий талант был использован лишь на четверть. В Голливуде, например, писались специальные сценарии на кинозвезд, но советский кинематограф, за редким исключением, не придерживался подобной практики. У Раневской не было мужа-режиссера, как, например, у Любови Орловой или Валентины Серовой, поэтому на главные роли рассчитывать гениальной актрисе не приходилось.

Кино в полной мере эксплуатировало комедийный дар Раневской, что спасало слабые фильмы от провала, так как одно появление Фаины Георгиевны, даже в небольшом эпизоде, делало весьма средний фильм вполне сносным. Так в киноленте «Александр Пархоменко» есть крошечный фрагмент, когда таперша в кабачке играет на пианино и поет. Именно так было указано в сценарии, но как мастерски Раневская его отыграла! За считанные минуты у зрителей сложился полный образ этой киногероини, от наших глаз не могла скрыться псевдобеззаботность, граничащая с мелким подхалимажем. И таких примеров — достаточное количество. В некоторых фильмах роль для Раневской вообще отсутствовала, поэтому ей самой приходилось сочинять текст. Так произошло на съемках, где Фаине Георгиевне предложили роль попадьи, разговаривавшей с птичками и со свинками. Не имея альтернативы, актриса была вынуждена соглашаться на такие «роли».

НЕРВНЫЙ МУЛЯ.

Не особым киношедевром стал довоенный фильм «Подкидыш», в основе которого лежит история о потерявшейся девочке, которую на протяжении всего действия опекают многочисленные добрые люди. Я полностью уверен в том, что без участия Раневской «Подкидыш» прошел бы незамеченным и не оставил бы ни малейшего следа в отечественном кинематографе. Фаина Георгиевна сыграла в этой киноленте небольшую роль Лели — взбалмошной и капризной женщины, вечно помыкающей мужем-недотепой. Коронная фраза из фильма: «Муля, не нервируй меня!» настолько стала популярна в народе, что преследовала актрису до последних дней. Самое интересное, что Мулей называли саму Раневскую, хотя по фильму так звали ее незадачливого супруга. Однажды навстречу актрисе шла группа детского сада во главе с воспитательницей. Ребятишки увидели знаменитую артистку и стали наперебой кричать: «Муля, Муля!». Фаина Георгиевна не на шутку рассердилась и сказала: «Дети, идите в жопу!» Дети испуганно замолчали, а воспитательница, качая головой, заметила: «Очень педагогично, товарищ Раневская!»

НЕЗРИМЫЙ СОАВТОР.

Фаина Георгиевна всегда творчески подходила к любой кинороли, независимо от ее величины. Раневской было тесно в узких рамках, отведенных текстом, поэтому на киносъемках в процессе импровизации возникали характерные фразы. Так в том же «Подкидыше» артисткой было найдено много интересных выражений, помогающих полнее раскрыть образ сварливой Лели. Подобный неформальный подход во многом обогащал роли, сыгранные Раневской не только в кино, но и в театре.

 ОСТРЫЙ ЯЗЫЧОК.

Все знакомые и друзья Раневской знали о том, что лучше ей не попадаться на язык, так как это было чревато: великая актриса не очень-то стеснялась в выражениях, а ее гениальные фразы сразу же становились крылатыми и «улетали» в народ. Самое интересное, что Фаина Георгиевна специально ничего не придумывала просто афористичность была сутью великой актрисы. Существует огромное количество остроумных высказываний, сказанных или якобы произнесенных Раневской. Приведу наиболее яркие и интересные эпизоды из этой большой коллекции:

Раневскую о чем-то попросили и добавили:                                                                 Вы ведь добрый человек, вы не откажете.                                                                 Во мне два человека,— ответила Фаина Георгиевна.— Добрый не может отказать, а второй может. Сегодня как раз дежурит второй.

В театре им. Моссовета Охлопков ставил «Преступление и наказание». Геннадию Бортникову как раз в эту пору выпало съездить во Францию и встретиться там с дочерью Достоевского. Как-то, обедая в буфете театра, он с восторгом рассказывал коллегам о встрече с дочерью, как эта дочь похожа на отца:                                                                                                               Вы не поверите, друзья, абсолютное портретное сходство, ну просто одно лицо!                                                                                                                    Сидевшая тут же Раневская подняла лицо от супа и как бы между прочим спросила:                                                                                                                           — И с бородой?

Раневская стояла в своей гримуборной совершенно голая и курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила:               Вас не шокирует, что я курю?

Известная актриса в истерике кричала на собрании труппы:                                 Я знаю, вы только и ждете моей смерти, чтобы прийти и плюнуть на мою могилу!                                                                                                               Раневская толстым голосом заметила:                                                          Терпеть не могу стоять в очереди!

Раневская вспоминала, что в доме отдыха, где она недавно была, объявили конкурс на самый короткий рассказ. Тема — любовь, но есть четыре условия:     1) в рассказе должна быть упомянута королева;                                                       2) упомянут Бог;                                                                                                             3) чтобы было немного секса                                                                                      4) присутствовала тайна.                                                                                 Первую премию получил рассказ размером в одну фразу:                                      «О, Боже,- воскликнула королева.- Я, кажется, беременна и неизвестно от кого!»

Во время войны не хватало многих продуктов, в том числе и куриных яиц. Для приготовления яичницы и омлетов пользовались яичным порошком, который поставляли в Россию американцы по ленд-лизу. Народ к этому продукту относился недоверчиво, поэтому в прессе постоянно печатались статьи о том, что порошок очень полезен, натуральные яйца, наоборот же, очень вредны.                                                                                                                     Война закончилась, появились продукты, и яйца стали возникать на прилавках все чаще. В один прекрасный день несколько газет поместили статьи, утверждающие, что натуральные яйца очень полезны и питательны. Говорят, в тот вечер Раневская звонила друзьям и сообщала:                                                Поздравляю, дорогие мои! Яйца реабилитировали!

ВЕЧНОЕ ОДИНОЧЕСТВО.

К большому сожалению, у великой актрисы не сложилась личная жизнь: она никогда не была замужем. Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес «Мальчик», названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила.

Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы самым бессовестным образом ее обманывали, подло обирая старую женщину. Едкость ее высказываний некоторые принимали за желчность характера, но на самом деле это была лишь защита от жестокого и несправедливого мира.

ЭПИЛОГ.

Фаина Георгиевна Раневская прожила длинную и насыщенную жизнь. Конечно, ее великий дар не был использован в полной мере. Как я уже указывал выше, актриса сыграла в кино около двадцати пяти ролей, да и то, в основном, эпизодических. Театральная карьера сложилась более удачно, хотя, например, с режиссером театра имени Моссовета Юрием Завадским у Фаины Георгиевны сложились непростые отношения. Один раз в сердцах режиссер выкрикнул актрисе:                                                                                                                             Вон из театра!                                                                                                              На что великая Раневская с не меньшим пафосом ответила:                                     Вон из искусства!

У нее почти не было подруг, за исключением, пожалуй, поэтессы Анны Ахматовой. В последние годы жизни актриса болела, но до последних дней оставалась в строю, так как это ее подстегивало и не давало расслабиться.

Раневская обладала и большим литературным даром. Даже по немногочисленным миниатюрам, оставшимся в архиве актрисы, можно судить о ее великом даровании. Фаина Георгиевна очень тонко чувствовала слово и мастерски им владела. Особенно органично ей удалось передать, вернее, спародировать, стиль так называемых писем в редакцию. Вот письмо, якобы написанное известной, в свое время, журналистке Татьяне Тэсс:

«Вы меня не знаете глубокоуважаемая Татьяна Григорьевна. Мое фамилие Усюськин, по матери происхождение имею от рода Кафинькина, ныне покойного дяди моего. Разбирая имущество дяди найдено письмо где покойник просит передать Вам привет и благодарность за внимание к разного рода явлениям нашей счастливой действительности на почве неполадок имеющих место. Дядя (царство ему небесное) не задолго до кончины покончил с буржуазным прошлым и поступил в партию, где был членом с большой буквы. Я тоже являюсь членом по просьбе дяди. Текущая действительность обнаружила большие достижения с Вашим участием в общественной жизни где Вы являете значение происходящего на почве роста нашего сознания. Спасибо Вам за нравственное значение событий.

Остаюсь преданный Вам Усюськин».

К большому сожалению, Фаина Георгиевна не написала мемуаров, хотя ей, конечно же было что и о ком рассказать, но  о самой Реневской их создано немало. О великой актрисе писали Виталий Вульф, Глеб Скороходов, а издательство «Захаров» выпустило книгу «Фаина Раневская. Случаи, шутки, афоризмы». Не забыта актриса и родным городом Таганрогом, где в Краеведческом музее хранится часть ее вещей и архива, а на доме, где родилась великая актриса, 29 августа 1986 года была установлена мемориальная доска.

Евгений КУДРЯЦ   Авторский сайт: kudryats.journalisti.ru

——————————————————————

Досье «ЕГ»:

Сценическую деятельность Раневская начала в 1915 году в Малаховском дачном театре под Москвой. Едва окончив гимназию, девушка сбежала от родителей из Таганрога в Москву. Она не училась в театральных институтах, но, оставаясь в определенном смысле непрофессионалом, исколесила полстраны с провинциальными труппами. Ее первые успехи в профессии связаны с исполнением остро характерных ролей, например, Шарлотты в «Вишневом саде», Змеюкиной в чеховской «Свадьбе», Дуньки в «Любови Яровой».
С 1931 года Раневская- актриса московского Камерного театра, затем она работала в Центральном Театре Красной Армии и в Театре им. Моссовета.

Фильмы:

Название, роль и год
Пышка Госпожа Луазо 1934
Дума про казака Голоту Попадья 1937
Подкидыш Ляля 1939
Человек в футляре Жена инспектора гимназии 1939
Ошибка инженера Кочина Ида, жена портного 1939
Любимая девушка тетка Добрякова 1940
Миргород Горпина 1940
Мечта Роза Скороход 1941
Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Горпина 1941
Александр Пархоменко Таперша 1942
Новые похождения Швейка Тетушка Адель 1943
Три гвардейца Учительница 1943
Свадьба Мамаша 1944
Небесный тихоход Профессор медицины 1945
Слон и веревочка Бабушка 1946
Золушка Мачеха 1947
Рядовой А. Матросов Врач 1947
Весна Маргарита Львовна 1947
Встреча на Эльбе Миссис Мак-Дермот 1949
У них есть Родина Фрау Вурст* 1949
Девушка с гитарой Свиристинская 1958
Осторожно, бабушка Бабушка 1960
Драма (ТВ) Мурашкина 1960
Легкая жизнь Королева Марго 1964
Первый посетитель Старая барыня 1965
Сегодня новый аттракцион Директор цирка 1966

? присуждена Гос. премия СССР

Спектакли:

Крымский театр 1920-1924 гг.

пьеса, автор и роль:
Вишневый Сад А. П .Чехов Шарлотта
Три Сестры А. П .Чехов Ольга, Наташа
Чайка А. П .Чехов Маша
Дядя Ваня А. П .Чехов Войницкая
Иванов А. П .Чехов Зюзюшка
Последняя жертва А. Н .Островский Глафира Фирсовна
Волки и овцы А. Н .Островский Анфиса Тихоновна
Без вины виноватые А. Н .Островский Галчиха
На всякого мудреца довольно простоты А. Н .Островский Манефа
Гроза А. Н. Островский Сумасшедшая барыня
На дне А. М .Горький Настя
Ревизор Н. В .Гоголь Пошлепкина, унтер-оф.вдова
Женитьба Н. В .Гоголь Сваха
Роман С. Шелдон Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку 1925-1931 гг.

пьеса, автор и роль:
Коварство и любовь Ф. Шиллер Леди Мильфорд
Бесприданница А. Н. Островский тетка Карандышева
Дворянское гнездо И. С .Тургенев Лаврецкая
Живой труп Л. Н .Толстой Маша
Свадьба А. П .Чехов Змеюкина
Юбилей А. П .Чехов Мерчуткина
Гамлет В. Шекспир Королева
Ярость Е. Г. Яновский Председатель колхоза
Чудак А. Н. Афиногенов Трощина
Любовь Яровая К. А. Тренев Дунька
Чудеса в решете А. Н. Толстой Марго

Москва. Камерный театр. 1931 г.

пьеса, автор и роль:
Патетическая соната Н.Г.Кулиш Зинка

Москва. Центральный театр Красной Армии. 1933-1939 гг.

пьеса, автор и роль:
Чужой ребенок В. В. Шкваркин Мать
Гибель эскадры А. Е. Корнейчук Оксана
Васса Железнова А. М. Горький Васса*
Слава В. М. Гусев Мать
Последняя жертва А. Н. Островский Глафира Фирсовна

* присвоено звание ЗА РСФСР

Москва. Московский театр Драмы. 1943 -1949 гг.

пьеса, автор и роль:
Беззащитное существо А. П .Чехов Щукина
Капитан Костров А. М. Файко Свояченница
Лисички Л. Хелман Берди
Молодая Гвардия А. А. Фадеев Бабушка Олега Кошевого
Закон чести А. П. Штейн жена Лосева*

* — присуждена Сталинская премия

 

Москва. Театр Моссовета. 1949-1956 гг.

пьеса, автор и роль:
Модная лавка И. А . Крылов Сумбурова 1949
Рассвет над Москвой А. А. Суров Агриппина Солнцева* 1950
Шторм В. Н. Билль-Белоцерковский Манька-спекулянтка 1951
Рассказ о Турции Н. Хикмет Старуха Фатьма Нурхан 1953
Сомов и другие А. М. Горький Анна Сомова 1954
По ревизии (радиоспектакль) М. Л. Кропивницкий Записан на Всесоюзном радио в 1954 г. На пластинках вышел в 1983 (студия «Мелодия»).

* присуждена Сталинская премия

Москва. Московский театр им. А. С. Пушкина. 1956 г.

пьеса, автор и роль: 
Игрок Ф. М. Достоевский Антонида Васильевна 1956
Мракобесы А. Н. Толстой Прасковья Алексеевна 1960
Деревья умирают стоя А. Касона Бабушка 1958

Москва. Театр Моссовета. 1964 г.

пьеса, автор и роль: 
Дядюшкин сон Ф. М. Достоевский Мария Александровна 1964
Странная миссис Сэвидж Д. Патрик миссис Сэвидж 1966
Дальше — тишина В. Дельмар Люси Купер 1969
Последняя жертва А. Н. Островский Глафира Фирсовна 1973
Правда хорошо, а счастье лучше А. Н. Островский Филицата 1980

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =