Еврейские актеры немого кино.

Сегодня, когда мы смотрим фильм в кинотеатре или на экране телевизора, то мы видим картинку и слышим все сопровождающие звуки (речь, музыку и т.д.). Но в начальную, изрядно забытую сегодня эпоху кинематографа фильмы были немыми. И в этом царстве немых фильмов блистали свои звезды, сегодня их забыли и их имена стерлись из памяти. Но, что было, то было.

Актер, режиссер и продюсер Иосиф Фрадкин вошел в историю кино как Осип Ильич Рунич. Родился он в 1889 году и поначалу был театральным актером. В конце 1914 года дебютировал в кинематографе в роли Николая Ростова в фильме «Война и мир». Фильм был снят на киностудии одного из крупнейших российских кинопредпринимателей того времени Пауля (Павла Густавовича) Тимана, прибалтийского немца по происхождению. Основными постановщиками фильмов  на студии П. Тимана были ведущие кинорежиссеры той поры Яков Протазанов и Владимир Гардин. Однако, скоро О. Рунич оставляет компанию П. Тимана. Началась Первая Мировая война и немца П. Тимана интернировали  и отправили на поселение в Уфимскую губернию, а ряд сотрудников студии призвали в действующую армию. Киностудия была вынуждена заметно сократить свою активность и Осип Рунич в 1916 году переходит работать на кинофирму, принадлежащую харьковскому купцу и кинопромышленнику Дмитрию Ивановичу Харитонову. Впрочем, в 1916 году Д. И. Харитонов переехал в Москву, где построил собственную киностудию и переманивал туда ведущих кинематографистов страны. В 1915 году Осип Рунич снимается в пяти фильмах, в 1916 году – в шести. Вот два фильма, в которых он снялся. «Белая роза» по популярному в те годы роману польского писателя С. Пшибышевского «Панна Юлия». Салонная мелодрама, ревность заставляет мучиться двух любящих супругов. В роли мужа, художника Всеволода Кошевского –О. Рунич.  Второй фильм «Роковой талант». Авантюрист Герман используя деньги опутывает и ставит себе на службу талантливого танцовщика Поля. В роли Германа – О. Рунич. Поставил оба фильма ещё один ведущий кинорежиссер тех времен Петр Чардынин.

Наступает 1917 год – год революций. Студия Д.И. Харитонова продолжает работать, а О. Рунич сниматься, причем очень интенсивно. На его счету в этом году целых двенадцать фильмов. Та же активность продолжается и в неспокойном 1918 году, хотя фильмов меньше – только шесть. В июне 1918 года О. Рунич уезжает сниматься в Одессу. Среди работ этого периода — один из самых значительных российских фильмов эпохи немого кино «Молчи, грусть…молчи…». Фильм был снят в ознаменование 10-летнего юбилея российского кинематографа и как бенефис Петра Чардынина, который был на этой картине режиссёром, сценаристом и исполнителем одной из главных ролей. Фильм был двухсерийным и играли в нём также звезды кинематографа первой величины как Вера Холодная и Витольд Полонский. При этом ряд кинокритиков считает, что это был лучший фильм Веры Холодной. В этом фильме у О. Рунича роль Зарницкого, страстного и неудачливого игрока, идущего на преступление, дабы покрыть свой проигрыш, одного из соблазнителей красавицы Полы, в роли которой Вера Холодная. Наверное, не было фильма, имевшего такой оглушительный успех, и не было, наверное, фильма, который так критиковали — особенно после революции. Его называли апогеем пошлости и мещанства, примером безыдейности буржуазного искусства, а фильм все равно продолжали смотреть… Удачным оказался и снятый в этом же году фильм «Последнее танго», где О. Рунич также снялся с В. Холодной. Но разруха в стране начинает постепенно доходить и до кинематографа. От гриппа умирает Вера Холодная и  зимой 1919 года О. Рунич крайне опечаленный потерей партнерши направляется в Италию. Там в 1919 году выходит на экраны два фильма с его участием, а в 1920 году – пять. Следующая остановка на пути О. Рунича – Берлин, столица Германии. Пять фильмов в Германии в 1921 году, три фильма в 1922 году и один фильм в 1924 году. В 1925 году О. Рунич в Париже, во Франции. А оттуда он переезжает в Ригу, столицу независимой тогда Латвии, города со значительным русскоязычным населением. Он вступает в труппу местного Русского драматического театра и выступает на его сцене почти до самого начала Второй Мировой войны. Одновременно он принимает участие в работе еврейских театров Риги и Ковно, дающих спектакли на языке идиш. О. Рунич оказался человеком прозорливым и, чувствуя приближение драматических событий, поспешил уехать из опасного района. В 1939 году он оказывается в Южной Африке, где оставался до конца своих дней. Стал основателем еврейского профессионального театрального коллектива, работал и на других сценах страны. Скончался в 1947 году в Йоханнесбурге. Красивого и импозантного Осипа Рунича считают одной из самых больших звезд российского немого кино и культовой фигурой в раннем российском кинематографе.

Иная судьба у Леонида Мироновича Леонидова, практически ровесника О. Рунича, который остался в Советском Союзе. Он удостоился звания народного артиста Советского Союза в конце своей жизни. Широко был известен как театральный актер, хотя довольно интенсивно снимался. Родился он в 1873 году в Одессе под фамилией Вульфензон. Ещё во время учёбы в гимназии стал актером любительской труппы. Поступил в 1895 году в Императорское театральное училище в Москве, через год бросил учебу, вернулся в Одессу, вступил в частную театральную труппу и работал в ней пять лет. Вернулся в Москву в Театр Ф. Корша и через два года перешел во МХАТ, где проработал тридцать восемь лет, заслужив репутацию ведущего актера трагического амплуа. Работал в театре также на административных должностях, занимался режиссурой, преподавал актерское мастерство.

В кино начал сниматься относительно поздно, в 1918 году. Первым из фильмов, в котором он участвовал и о котором сохранились воспоминания, стал снятый в 1919 году фильм «Железная пята», фантастический фильм, сделанный по мотивам одноименного романа известного американского писателя Джека Лондона. Режиссером был хорошо известный ещё с дореволюционных времен Владимир Гардин, он же написал сценарий, причем его соавтором был ни кто иной как народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский. Л. Леонидов был помощником режиссера и исполнил одну из главных ролей. По сюжету фильма историки далекого будущего изучают документы XX века, в которых описан кризис в США, установление фашистской диктатуры и последующая мировая революция. Больший интерес вызывает снятый в 1927 году фильм «Его превосходительство». Режиссером фильма выступил тогда ещё молодой Григорий Рошаль, а снимался этот драматический фильм на студии Белгоскино в Минске. В основу фильма положено действительное событие. 5 мая 1902 года рабочий-сапожник Гирш Леккерт, член  партии «Бунд» («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России») возглавил нападение 500 евреев-рабочих на полицейский участок в Вильно, освободил арестованных товарищей, стрелял и ранил местного губернатора Виктора Вильгельмовича фон Валя и был за это повешен в 1902году. Причиной покушения стал приказ В. фон Валя наказать арестованных накануне рабочих, принявших участие в первомайской демонстрации и разогнаной казаками. Среди арестованных и наказанных оказалось много евреев. Г. Леккерта арестовали, судили и приговорили к смертной казни. Л. Леонидов снялся в этом фильме в двух ролях: губернатора В. фон Валя и раввина, одного из руководителей еврейской общины города. И, наконец, последний немой фильм с участием Л. Леонидова «В город входить нельзя», поставленный Юрием Желябужским, тоже известным режиссером, но сделавшим себе имя уже после революции, отчимом которого был Максим Горький. Фильм уже советский, действие его разворачивается в Москве в годы первой пятилетки. Тут советский ученый, его сын белоэмигрант, попытка похитить некие секреты и в завершение торжество правого дела и гибель шпионов. Фильм вышел на экоаны в 1928 году и пользовался довольно большим успехом в конце двадцатых годов в Советском Союзе. Л. Леонидов здесь в роли старого ученого профессора Кочубея. Далее приходит эпоха звукового кина.Л. Леонидов продолжает изредка сниматься. На его счету фильм «Марионетки», поставленный ветераном кино Яковом Протазановым в 1934 году, политический фильм памфлет, где дело происходит в вымышленном европейском королевстве Буфферия, где заправляют фашисты и капиталисты. И фильм «Гобсек» по одноименному произведению известного французского писателя Оноре де Бальзака, выпущенный на экраны в 1937 году.

Из более молодого поколения в первую очередь заслуживает упоминания Борис Васильевич Барнет. Причем, если Л. Леонидов был в первую очередь театральным актером, то Б. Барнет известен преимущественно как киноактер и кинорежиссер. Родился он в 1902 году в Москве. Свою актерскую кинокарьеру начал в 1924 году, имея уже за плечами учебу в Школе живописи, ваяния и зодчества, службу в Красной Армии, учебу в Школе физического образования, боксерскую карьеру и, наконец, учебу в кинематографическом техникуме. Первый фильм, в котором он снялся, имел длинное название «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», это — эксцентрическая комедия режиссера Льва Кулешова (его наставника по техникуму), снятая по оригинальному сценарию поэта и писателя Николая Асеева. В этом фильме он исполнил роль ковбоя Джедди, неустрашимого и преданного слуги мистера Веста, председателя «Американского общества молодых христиан», решившегося приехать в Советскую Россию в начале двадцатых годов. Следующей значительной работой Б. Барнета становится фильм «Мисс Менд», вышедший на экраны в 1926 году. В этом двухсерийном фильме, снятом на киностудии Межрабпом-Русь  по мотивам агитационно-приключенческой повести журналистки и писательницы Мариэтты Шагинян, Борис Барнет является и режиссером и автором сценария (совместно с Федором Оцупом) и исполняет одну из главных ролей – репортера Барнета, чемпиона газетных сенсаций. Далее следует известный фильм «Потомок Чингизхана», но здесь у Б. Барнета небольшая эпизодическая роль. В том же 1928 году и на той же студии Межрабпом-Русь снимается ещё один фильм «Дом на Трубной», где у Б. Барнета опять эпизодическая роль, но он является режиссером этого фильма. Фильм – сатирическая комедия, изображающая Москву в разгар НЭПа. Скромная древенская девушка Параша Питунова, работающая прислугой у хозяина парикмахерской, избрана депутатом Моссовета от профсоюза горничных и далее фильм показывает, что из этого получилось. Это вкратце список немых фильмов, в которых снялся Борис Барнет.

Разумеется, его карьера не прекратилась и с появлением звукового кинематографа. Этапным стал для него фильм «Окраина», выпущенный киностудией Межрабпом-Русь в 1933 году. Б. Барнет в нём был соавтором сценария и режиссером и снялся в эпизоде. Фильм рассказывает об обстановке в России в годы Первой Мировой войны. На кинофестивале в Венеции (Италия) в 1934 году он получил приз. Фильм относят к лучшим советским фильмам раннего периода звукового кино. Далее Б. Барнет трудится в основном в качестве режиссера, а в качестве актера появляется лишь в фильме 1946 года «Синегория», экранизации повести писателя Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки», в роли Арсения Петровича Гая, школьного учителя, и в культовом советском фильме «Подвиг разведчика». Этот приключенческий военный фильм был снят на Киевской киностудии в 1947 году. Б.Барнет был режиссером фильма и сыграл в нём роль нацистского генерала фон Кюна. После выхода на экраны фильм имел большой успех у зрителей. В качестве режиссера Б. Барнет снял около полутора десятка фильмов, в основном довольно обычных и сегодня забытых. Борис Барнет работал в разных киностудиях, переезжая из города в город. В 1963 году после конфликта с руководством студии «Мосфильм» подал заявление об уходе и затем покончил с собой в рижской гостинице.

Менее, чем три вышеупомянутых актера известен Теодор Абрамович Брайнин. Он снимался в кино дотаточно часто, но больше играл роли второго плана. Отец его – Абрам Лазаревич Брайнин, известный оперный певец тенор, стажировавшийся в Италии, знакомый с Энрико Карузо и певший вместе с Федором Шаляпиным. Родился Теодор, его сын в 1905 году и, хотя в качестве места его рождения указан город Казань, родной город певца, но скорее всего это Харьков, где в это время выступал А. Брайнин. Кинокарьера Теодора Брайнина началась довольно рано, в своем первом фильме «Остап Бандура» он снялся уже в 1924 году. В списке немых фильмов, участником которых он стал, есть несколько довольно примечательных. Фильм 1926 года под названием «П.К.П.» или «Пилсудский купил Петлюру». Один из первых опытов  историко-революционной постановки с батальными сценами. Повествует о борьбе советских войск с отрядами украинской националистической эмиграции и подполья в начале 1920-х годов. Т. Брайнин здесь в небольшой роли польского полковника Пулковского. В этом же году на экранах появляется фильм «Беня Крик» по мотивам «Одесских рассказов» писателя Исаака Бабеля, который и написал сценарий для этого фильма. Фильм сняли на одесской киностудии. Режиссером фильма стал Владимир Бертольдович  Вильнер, известный режиссёр театра и кино, режиссёр еврейского театра на идише. Разумеется, в фильме идет речь о легендарном одесском бандите, налетчике и авантюристе Бене Крике и в роли одного из налетчиков Левки Быка – Теодор Брайнин.

Тот же режиссер-постановщик Владимир Вильнер в 1927 году снимает фильм «Цемент» по одноименному роману советского писателя Федора Гладкова о восстановлении разрушенного в дни гражданской войны цементного завода под руководством демобилизованного военкома Глеба Чумалова. Снимается в этом фильме и Т. Брайнин. Тем же годом датируется комедийный фильм «Подозрительный багаж», пожалуй единственный, в котором Т. Брайнин сыграл главную роль. Действие происходит в Соединенных Штатах. Комические недоразумения, связанные с подозрительностью американских властей. На багаже советского инженера, командированного в  Америку, написано «Химуголь» (название треста, где он служит). В ящике апельсины, а власти решили, что там новое взрывчатое вещество. Параллельно развивается тема увлечения инженера не просто американкой, а кинозвездой. Режиссер этого фильма Григорий Зиновьевич Гричер-Чериковер, специалист по фильмам из жизни евреев в местечках бывшей Российской Империи (в те годы снимать подобный фильмы в Советском Союзе ещё было можно, причем ряд из них с успехом продавали за границу, где интерес к ним был выше чем в Советском Союзе, занятом строительством социализма и борьбой с его врагами). И вот именно эта тематика полностью заполняет следующий фильм, вышедший на экраны в 1928 году, под названием «Сквозь слезы». В основу сценария фильма положены произведения знаменитого писателя Шолом-Алейхема, его рассказы «Зачарованный портной», «Мотеле — сын кантора Пейса» и «Ножик». Таков послужной список Т. Брайнина в советском немом кинематографе.

Осталось упомянуть ещё Александра Гранача или Гранаха, которого называют немецким киноактером украинского происхождения. Он действительно родился на Украине в 1890 году в селе Вербовцы, неподалек от города Станислав (сегодня Ивано-Франковск, в ту пору Австро-Венгерская империя), но в еврейской семье. По своей первой специальности – пекарь, любовь к актерскому искусству появилась после посещения еврейского театра во Львове. Уехал в Вену и далее в Берлин, работал пекарем и участвовал в спектаклях любительского театра, затем поступил в 1909 году учиться в театральную студию известного режиссера и педагога Макса Рейнхардта. Попал на профессиональную сцену и начал приобретать актерскую известность. В 1922 году дебютирует в кинематографе. Среди известных фильмов с его участием «Носферату. Симфония ужаса», его первый фильм. Он поставлен знаменитым немецким режиссером той эпохи Фридрихом Вильгельмом Мурнау, сценарий написан по мотивам известного романа Брэма Стокера «Дракула». У Александра – одна из центральных ролей. Следующий заметный фильм в его кинокарьере «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский», выпущенный в 1923 году. Это фильм немецкого режиссёра ( он же и автор сценария) Роберта Вине на основе одноимённого романа австрийского писателя Петера Розеггера. В фильме евангельская история переплетена с сюжетом из современной жизни. Любопытно, что роль Христоса исполнил актер русского происхождения Григорий Хмара, а в роли Марии Магдалины – его супруга, звезда немого кино датчанка Аста Нильсен. У А. Гранача роль Иуды Искариота. Александр продолжил свою карьеру и при появлении звука в кино, Но эта часть его карьеры прошла в основном в Соединенных Штатах. В числе фильмов, в которых он снялся, можно упомянуть знаменитый фильм другого еврейского беженца из Германии Эрнста Любича «Ниночка», где он в роли Копальского, одного из трех советских эмиссаров, посланных в Париж, продать конфискованные у буржуазии драгоценности и сооблазненного прелестями капиталистической жизни. Всего на счету у А. Гранача 23 фильма, немых и звуковых. Скончался он в 1945 году в Нью-Йорке.

Из актрис упомянем прежде об Рахиль Михайловне Мессерер (по мужу Плисецкой). Она родилась в 1902 году в Вильно. В 1925 году она окончила Институт Кинематографии (ВГИК) по классу Льва Кулешова (учившего также Б. Барнета). Тогда же она вышла замуж за М.Э. Плисецкого. Начала она свою карьеру в кино в 1927 году, снимаясь на киностудии  Узбекгоскино. В 1928 году она снимается там в фильме под названием «Прокаженная» в главной роли молодой девушки, дочери переводчика Тылля-Ой. Фильм повествует об угнетении женщин Востока и их тяжелой жизни. Далее она возвращается в Москву и снимается ещё в одном фильме с восточной тематикой «Долина слёз», действие которого происходит в давние времена на Алтае. После этого  фильм «Земля зовёт» и выпущенный в 1929 году фильм «Сто двадцать тысяч в год» о борьбе девушки-изобретателя с консерваторами на текстильном производстве, который по сути дела завершил кинематографическую карьеру Рахили Мессерер-Плисецкой. Карьера киноактрисы  была быстротечной, так как она посвятила себя семье и мужу, которого сопровождала в командировках на северный архипелаг Шпицберген, принадлежавший Норвегии, где он был генеральным консулом в административном центре — Баренцбурге и начальником угольных рудников,которые были арендованы у хозяев Советским Союзом. Далее обычная советская история. 30 апреля 1937 года Михаил Плисецкий был арестован, а в начале марта 1938 года была арестована Рахиль. Находилась в тюрьме и лагерях до начала 1941 года, но актерскую карьеру уже не возобновила после освобождения. Балерина и советско-британский балетный педагог Суламифь и солист балета, балетмейстер и педагог Асаф Мессереры – её родные брат и сестра, а хореограф Азарий, солист балета и балетмейстер Александр и балерина Майя Плисецкие – её дети.

Более насыщенной оказалась кинематографическая карьера Тамары Фридриховны Адельгейм. Родилась она в 1904 году в Киеве. Училась сначала в Одесской музыкальной академии, затем в студии под началом киноактера, сценариста и режиссера Абрама Матвеевича Роома. Дебютировала в кино в 1924 году в эпизодической роли в фильме «Аэлита». Но уже в 1925 году снимается в главной роли Бейлы в фильме «Еврейское счастье». Сценарий фильма сделан по произведениям Шолом Алейхема, а режиссером выступил Алексей Грановский, режиссер Еврейского камерного театра. Приложил к этому фильму руку в качестве одного из сценаристов и Григорий Гричер-Чериковер. В главной мужской роли Менахема-Мендла снялся Соломон Михоэлс. Затем следует эпизодическая роль в фильме «Предатель», повествующий о подпольной работе большевиков и их борьбе с царской полицией. И снова фильм на еврейскую тематику «Блуждающие звезды», вышедший на экраны в 1926 году. И опять у Тамары Адельгейм главная роль Рахили. Сценарий фильма был написан по одноименному роману Шолом-Алейхема Исааком Бабелем, а режиссером стал уже хорошо знакомый нам Григорий Гричер-Чериковер. Снят фильм был на Одесской киностудии.

Затем следует участие в упомянутом выше фильме 1927 года «Его превосходительство» в роли еврейской женщины Ривеле. Из фильмов 1928 года можно упомянуть фильм для детской аудитории «Хочу быть летчицей», содержание которого понятно из названия. Последний немой фильм, в котором снялась Тамара Адельгейм стал снятый в Одессе в 1929 году фильм «Пять невест». Поставил фильм относительно малоизвестный режиссер Александр Леонидович Соловьев. Действие фильма происходит в 1919 году. Петлюровский отряд приближается к еврейскому местечку и занимает его. Петлюровцы требуют пятеро девушек. Раввины уговаривают еврейские семьи отдать своих дочерей ради спасения рода. Девушек одевают в подвенечные платья и ведут к разгулявшимся офицерам… Картина заканчивается разгромом петлюровцев красными партизанами. А. Адельгейм – в роли одной из этих невест Мирры. На этом завершается эпоха немых фильмов и на экране появляются фильмы звуковые. Карьера Т. Адельгейм идет на спад, она снимается лишь в двух звуковых фильмах: «Любовь»(1933 год) и «Золотой ключик» по одноименной сказке писателя А. Толстого (1937 год), да и то во второстепенных ролях. Стала актрисой в театре юных зрителей, а потом перешла работать на эстраду.

Маргарита Александровна Барская родилась в городе Баку в 1903 году.Отец оставил семью, когда ей было шесть лет, и растила её мать-шляпница по профессии. В 1922 году она завершает учебу в местной драматической студии и начинает работать в передвижном гастрольном театре «Красный факел», играя преимущественно детские роли. Через год она переезжает в Одессу, где становится актрисой русского драматического театра и выходит замуж за одного из самых известных кинорежиссеров той поры Петра Ивановича Чардынина, заметно старше её. Естественно, что такое замужество приводит её в кинематограф. Дебют имеет место в 1924 году в кинофильме «Простые сердца». Это мелодрама со стандартным треугольником, где, впрочем, герои оказываются в весьма не стандартной ситуации. В 1926 году на экраны выходит фильм «Тарас Трясило», историческая драма, снятая по мотивам одноименной поэмы украинского поэта Владимира Сосюры и повествующая о борьбе запорожских казаков, возглавляемых  гетманом Тарасом Трясило с польскими магнатами. Режиссер фильма П.И. Чардынин. И в том же 1926 году выходит на экраны эксцентрическая комедия «Ягодка любви», в которой и режиссером и автором сценария выступил знаменитый впоследствии украинский кинорежиссер Александр Петрович Довженко. Это – единственная комедия в его творческом списке. Ее сюжет составляют приключения парикмахера Жана Колбасюка, пытающегося избавиться от своего «незаконнорожденного» младенца. Узнав, что мать ребенка добилась в народном суде алиментов, герой обещает стать примерным отцом. Однако теперь ему предстоит найти ребенка, от которого он только что с большим трудом избавился. Этим и исчерпывается список известных актерских ролей в кинематографе у М.А. Барской. Впрочем актерской работой её участие в создании фильмов не ограничивалось, она ведет работу по литературной части кинофабрики, пробуя себя как сценаристка, помогает своему супругу в режиссерской работе.

Вкратце о том, как сложилась её жизнь далее. В 1929 году она разводится с П.И. Чардыниным и переезжает в Москву, организует детскую секцию при АРРК (Ассоциация революционных работников кинематографии) и избирается её председателем. Затем работает на киностудии Межрабпом-Русь (позднее – Союздетфильм).В начале 30-х годов, по своему же сценарию, Маргарита Барская создает первый детский звуковой фильм «Рваные башмаки», вышедший на экран в 1933 году. Действие фильма происходит в Германии накануне прихода нацистов к власти, хотя формально страна не называется, речь идёт об участии детей безработных в забастовочном движении рабочих и поэтому в качестве консультанта фильма, как знаток Германии, был приглашен видный большевик Карл Радек. Возникшее тогда знакомство Карла Бернгардовича и Маргариты Александровны стало весьма близким. «Рваные башмаки» вошли в золотой фонд отечественной и мировой киноклассики. Фильм обошел экраны многих стран, получил высокую оценку М. Горького и Р. Роллана. Имя Маргариты Барской становится широко известным. Режиссера переполняют творческие планы, однако реализовать их ей упорно не дают: она никак не вписывается в подавляющую все систему социалистического реализма. Наконец, ей почти удается отснять по своему сценарию фильм «Отец и сын», посвященный морально-воспитательной теме. Об отце – директоре большого завода (в этой роли снялся Лев Свердлин), полностью поглощенного своей работой, которому некогда заниматься сыном (мать рано умерла) и который отбивается от рук и попадает в дурную кампанию, познакомившись с прелестями московского дна, показанного весьма реалистично. И этот фильм, объявленный «антисоветским и вредительским» и положенный на полку и отказ осудить мнимых врагов и старое знакомство с К. Радеком ставшим уже тоже «врагом народа» привело к тому, что хотя М. А. Барская и не была арестована, но отовсюду удалена и исключена. В сентябре 1939 года подавленная всем М.А. Барская окончила жизнь самоубийством. Сегодня её считают одним из основоположников детской кинематографии в стране.

Несколько старше по возрасту ещё одна актриса немого кино – Раиса Романовна Рейзен. Она родилась в 1888 году. Училась в театральном училище при Московской императорской труппе, затем была принята в эту труппу. Скоро она вышла замуж за молодого драматического актера Михаила Михайловича Климова, в будущем одного из наиболее популярных актеров Советского Союза. С 1913 года актриса в труппе Малого театра. В кино дебютировала в 1909 году в кинофильме «Мазепа». Фильм по одноименной поэме А.С. Пушкина был снят на киностудии основателя российской кинематографии Александра Алексеевича Ханжонкова режиссером Василием Михайловичем Гончаровым, Р. Рейзен снялась в роли Марии. В 1911 году она снимается в московском отделении французской кинофирмы «Братья Пате» в фильме  «Л’хаим», другое название этого фильма — «За жизнь!». Сюжет его прост. За красавицей Рохеле ухаживает много молодых людей, но она влюблена в Шлёму, красивого молодого рабочего в доме Матеса. Рохеле и Шлёма мечтают о браке. Однако отец Рохеле хочет выдать дочь за Матеса. Раиса Рейзен исполняет роль Рохеле. Это ещё начальный период кинопродукции и оба фильма, как и другие фильмы того периода,  короткометражные.

Следующий фильм с  участием Р. Рейзен появился на экранах в 1914 году – «Хризантемы» в постановке Петра Чардынина, в этом фильме также снялся самый известный актер российского немого кино Иван Мозжухин. В 1915 году на экранах появляются три фильма с участием Раисы Рейзен. «Андрей Тобольцев», снятый режиссером Андреем Андреевым по роману «Дух времени» популярной писательницы и борца за женскую эмансипацию Анастасии Алексеевны Вербицкой. В этом фильме у Р. Кармен роль второго плана. «Кумиры» или «Дочь Израиля». Режиссер этого фильма Евгений Францевич Бауэр, ещё один популярный российский режиссер немого кино. Фильм снят на киностудии А. А. Ханжонкова, в главной роли Иван Мозжухин, принимал участие в съемках этой кинокартины и Осип Рунич. Фильм сделан по повести английского писателя У. Локка. Гораздо интересней третий фильм этого года с участием Раисы Рейзен «Леон Дрей или Покоритель женских сердец», экранизация первой части лишь недавно опубликованного одноименного романа российского писателя Семена Соломоновича Юшкевича. И этот фильм также поставлен Евгением Францевичем Бауэром. Главный герой Леон Дрей происходит из бедной еврейской семьи. С детства познав тяготы и унижения бедности, он мечтает только об одном: стать богатым и войти в высокопоставленное общество респектабельных людей, прежде закрытое для него. И для этой цели он использует все способы, не останавливаясь ни перед чем. Автор анализирует моральное разложение и деградацию личности человека из «низов», пробирающегося всеми усилиями «наверх», выводя сатирический образ главного героя — соблазнителя, вора, мошенника, вымогателя. Леон идет по жизни не оглядываясь, не останавливаясь ни перед какими жертвами и оставляя за собой бесчисленные преступления, добиваясь своего… Поначалу предполагалось, что главную роль Леона Дрея исполнит Иван Мозжухин, звезда немого кино и исполнитель всех главных ролей. Однако режиссёр Евгений Бауэр пригласил на эту роль другого актёра Николая Радина. В этой картине Раиса Рейзен играет Юдифь, сестру Саула, влюбленного в Берту, невесту Леона, которая пытается безуспешно образумить Берту. Картина, снятая на киностудии А.А. Ханжонкова, получила в критике самые высокие оценки. В следующем 1916 году Р. Рейзен снимается в картине с романтическим названием «Тени ушедшего, листья опавшие» и на этом её кинематографическая карьера завершается, она продолжает артистическую карьеру лишь в театре.

В двадцатые годы снялась в целом ряде немых фильмов София Жозеффи, реальное имя которой было София Львовна Липкина. Родителями её были цирковые артисты Жозеффи, от них к ней попал этот псевдоним. Родилась она в 1905 году в местечке Клинцы в Белоруссии. С детства участвовала в представлениях: ходила по проволоке, ездила на пони, потом участвовала в жонглерских композициях, акробатических пирамидах, клоунаде. Именно в цирке еë заметил известный грузинский режиссëр Иван Николаевич Перестиани и пригласил на роль юной разведчицы Дуняши в фильме «Красные дьяволята» (1923), принесшей ей всесоюзную славу. Газеты того времени писали, что смелая и поразительно красивая С. Жозеффи в роли Дуняши воспринималась зрителями как муза революции, ангел народного гнева и возмездия.Этот фильм – экранизация одноименной повести пролетарского писателя Павла Андреевича Бляхина, одно из самых знаменитых и часто цитируемых произведений советского приключенческого кино. С 1923 по 1934 гг. С. Жозеффи сыграла ещë в десяти фильмах студии Госкинпром, из которых наиболее значимыми были «Легенда о Девичьей башне» и «Савур-могила». Второй из них, выпущенный на экраны в 1926 году,  снят тоже Иваном Перестиани и является частью серии фильмов – продолжения «Красных дьяволят» и  С. Жозеффи всё в той же роли Дуняши. Продолжениями «Красных дьяволят»  стали также фильмы «Иллан Дилли», «Преступление княгини Ширванской», «Наказание княгини Ширванской», все попали на экран в 1926 году. Жила и работала актриса в Баку и Тбилиси. В начале тридцатых годов была одно время арестована, потом освобождена, вышла замуж за режиссера из Грузии Моисея Вахнянского и вместе с ним сумела уехать из страны. Жила в Соединенных Штатах.

Рахиль Блиндерман родилась в 1893 году в украинском городе Николаеве. Перед началом первой Мировой войны её семья переехала в Варшаву, а затем после того, как Варшава была оккупирована германской армией в 1915 году семья подалась в Берлин. В результате этих переездов Рахиль свободно владела русским, польским и немецким языками. В Берлине она становится театральной актрисой и выступает под именем Мария Орская. Работает с известным режиссером Максом Рейнхардтом. Начинает сниматься в кино в 1915 году, хотя главной для себя считает свою театральную деятельность.Популярность её в Германии растет и она становится одной из ведущих театральных актрис страны, её спектакли в Хеббель Театре в Берлине пользуются заметным успехом. За период с 1915 и по 1923 год она успевает сняться и в тринадцати немых германских фильмах. После выхода замуж за еврейского банкира Ханса фон Бляйхрёдера Рахиль становится баронессой фон Бляйхрёдер. Однако, в 1925 году супруги разводятся. Следующим спутником жизни Марии становится состоятельный австрийский еврейский промышленник Юлиус Коритшонер, но в 1928 году он кончает жизнь самоубийством. По слухам из-за пристрастия к морфию. Возможно таким пристрастием страдала и сама Мария и в мае 1930 года в Вене и она кончает жизнь самоубийством в возрасте всего лишь 37 лет.

Если Мария Орска известна в первую очередь как знаменитая театральная актриса и лишь в меньшей степени как киноактриса, то Мария Фореску стала в первую очередь одной из первых звезд европейского немого кинематографа. Она родилась в 1875 году в Черновцах (в те годы в Австро-Венгерской Империи, сегодня часть независимой Украины) как Мария Фулленбаум. Училась в консерватории в Праге и изучала музыку, драматическое искусство и пение. Выступала в театрах известных своими постановками оперетт, в частности в Карл Театре в Вене, Метрополь Театре в Берлине и гастролировала по многим странам Европы, включая Ст-Петербург . Начала записываться на пластинки под торговой маркой «Парлофон». В 1911 году она приходит на киностудии и с 1915 года уделяет своей кинокарьере основное внимание, снимаясь у ведущих германских кинорежиссеров своей эпохи: Фридриха Вильгельма Мурнау, Георга Вильгельма Пабста и т.д. Всего на её счету более пятидесяти немых фильмов, во многих из них она снималась в главной роли. Она продолжила сниматься и после начала эры звуковых фильмов. Снималась Мария в фильмах вплоть до прихода нацистов к власти в 1933 году, по какой-то причине не решилась оставить Германию пока это было возможно. Звезда германской оперетты и звезда германского немого кино погибла в одном из концлагерей в 1943 году.

И, наконец, американская киноактриса Фаня Маринов. Она из Одессы, где родилась в 1890 году. Но ещё будучи пяти или шестилетним ребенком переехала в Бостон, Соединенные Штаты вместе с семьей, в двенадцать лет вступила в передвижную актерскую группу. В то время она жила в Денвере, Колорадо у своего старшего брата. Далее она попала в шоу актрисы Бланш Волш, которая далее взяла её с собой в Нью-Йорк в 1903 году. Вся её театральная карьера прошла в театрах на Бродвее. В 1914 году она пришла в кинематограф, всего снялась в восьми фильмах, последний из них вышел на экраны в 1917 году.

И, наконец, ко всем упомянутым выше именам надо добавить ещё одно – Самуил Викторович Лурье, который был основателем, издателем и редактором российского журнала, посвященного кинематографу «Сине-Фоно». Выходил с октября 1907 года и по май 1918 года, сначала ежемесячно, потом дважды в месяц. Инициатором издания журнала был Пауль Тиман.В дальнейшем со-редактором журнала стал Моисей Никифорович Алейников. С. Лурье выпустил справочники «Календарь-синематограф» на 1910-й и 1911-й годы, занимался прокатом фильмов и представлял интересы ряда кинофирм. С. Лурье был инициатором первого съезда кинодеятелей России (1911) и тогда же пытался учредить профессиональный союз киномехаников, известный как «Центральное московское общество механиков-демонстраторов». В период своего существования «Сине-Фоно» был ведущим российским органом кинокритики и кино рекламы.

Вениамин Чернухин                                                                                            Февраль 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 7 =